9 сентября 2010 года состоялось заседание Комитета Государственной думы по безопасности.

Рассмотрев проекты федеральных законов №195178-4 и №404999-4 «О внесении изменений Закона Российской Федерации «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации» по вопросу прав и обязанностей охранника при осуществлении охраны на охраняемом объекте и по вопросу основных понятий Комитет Государственной Думы по безопасности

РЕШИЛ:

1. Рекомендовать Государственной Думе принять данные проекты федеральных законов во втором чтении.

2. Одобрить таблицы поправок, рекомендованных Комитетом Государственной Думы по безопасности к принятию и к отклонению (приложение 2).

3. Направить настоящее Решение, текст указанных проектов федеральных законов и сопроводительные документы в Совет Государственной Думы для включения указанного законопроекта в проект порядка работы Государственной Думой на 5 октября 2010 года для рассмотрения во втором чтении.

4. Рекомендовать Совету Государственной Думы определить докладчиком по законопроекту заместителя председателя Комитета Государственной Думы по безопасности Гудкова Геннадия Владимировича.

Следует особо подчеркнуть, что в работе над этими законопроектами совместно с представителями Комитета Совета Федерации по обороне и безопасности, МВД России, Минюста России, ФСБ России, Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации приняли участие члены Экспертного совета Комитета Государственной Думы по безопасности, члены подкомитета по оказанию содействия в формировании и развитии российской индустрии безопасности Комитета Торгово-промышленной палаты Российской Федерации по безопасности предпринимательской деятельности, члены РОО «Лиги предпринимателей и руководителей предприятий безопасности»

Приложение: тексты законопроектов с пояснительными записками

Пояснительная записка

к проекту федерального закона "О внесении изменения в Закон Российской Федерации "О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации"

Принятый в 1992 году Закон РФ “О частной детективной и охранной деятельности в РФ” в значительной мере устарел, так как отражает лишь те реалии, которые были характерны для того времени, когда охранная и сыскная деятельность находились в стадии становления. Анализ практики его применения за десятилетний период свидетельствует, что в указанном Законе имеется целый ряд пробелов, отдельные нормы и положения противоречат друг другу, некоторые безнадежно устарели. Наличие в Законе нечетких формулировок и положений затрудняет их понимание, допускает двоякое толкование, что в итоге создает серьезные затруднения в его применении на практике.

Указанный проект федерального закона предлагает включить в Закон РФ “О частной детективной и охранной деятельности в РФ” новую статью «Основные понятия», что будет способствовать единообразному пониманию и толкованию закона, адекватному его применению на всей территории России.

В частности дается четкое определение таких понятий как «охранная деятельность», «частное охранное предприятие», «частный охранник», «охраняемые объекты», «пропускной режим», «внутриобъектовый режим».

Реализация законопроекта не потребует дополнительных расходов из федерального бюджета.


Проект №404999-4 во втором чтении

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

О внесении изменений в Закон Российской Федерации «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации»

(О внесении изменения в Закон Российской Федерации «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации»)

Статья 1

Внести в Закон Российской Федерации от 11 марта 1992 года №2487-I «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации» (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1992, №17, ст.888; Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, №30, ст.3294; 2007, №31, ст.4011; 2008, №52, ст.6227) следующие изменения:

1) дополнить статьей 11 следующего содержания:

«Статья 11. Основные понятия

В целях настоящего Закона используются следующие основные понятия:

1) частная охранная организация (далее также - охранная организация) - организация, специально учрежденная для оказания охранных услуг, зарегистрированная в установленном законом порядке и имеющая лицензию на осуществление частной охранной деятельности;

2) частный охранник - гражданин Российской Федерации, достигший восемнадцати лет, прошедший профессиональную подготовкудля работы в качестве частного охранника, сдавший квалификационный экзамен, получивший в установленном настоящим Законом порядке удостоверение частного охранника и работающий по трудовому договору с охранной организацией;

3) удостоверение частного охранника - документ, дающий право частному охраннику работать по трудовому договору с охранной организацией на должности, связанной непосредственно с оказанием охранных услуг;

4) частный детектив - гражданин Российской Федерации, зарегистрированный в качестве индивидуального предпринимателя, получивший в установленном настоящим Законом порядке лицензию на осуществление частной детективной (сыскной) деятельности и оказывающий услуги, предусмотренные частью второй статьи 3 настоящего Закона;

5) объекты охраны - недвижимые вещи (включая здания, строения, сооружения), движимые вещи (включая транспортные средства, грузы, денежные средства, ценные бумаги), в том числе при их транспортировке;

6) внутриобъектовый режим - порядок, устанавливаемый клиентом или заказчиком, не противоречащий законодательству Российской Федерации, доведенный до сведения персонала и посетителей объектов охраны и обеспечиваемый совокупностью мероприятий и правил, выполняемых лицами, находящимися на объектах охраны, в соответствии с правилами внутреннего трудового распорядка и требованиями пожарной безопасности;

7) пропускной режим - порядок, устанавливаемый клиентом или заказчиком, не противоречащий законодательству Российской Федерации, доведенный до сведения персонала и посетителей объектов охраны и обеспечиваемый совокупностью мероприятий и правил, исключающих возможность бесконтрольного входа (выхода) лиц, въезда (выезда) транспортных средств, вноса (выноса), ввоза (вывоза) имущества на объекты охраны (с объектов охраны).»;

2) статью 4 признать утратившей силу;

3) статью 7 дополнить частью третьей следующего содержания:

«Сыскная деятельность должна быть основным видом деятельности частного детектива, совмещение ее с государственной службой либо муниципальной службой или с замещением выборной оплачиваемой должности в общественном объединении не разрешается.».

Статья 2

Пункт 4 статьи 2 и статью 10 Федерального закона от 22 декабря 2008 года № 272-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием государственного контроля в сфере частной охранной и детективной деятельности» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, № 52, ст. 6227) признать утратившими силу.

Президент

Российской Федерации

Пояснительная записка

к проекту федерального закона "О внесении изменений в статьи 3 и 111 Закона Российской Федерации "О частной детективной и охранной деятельности
в Российской Федерации"

Законопроект предусматривает внесение изменений в Закон Российской Федерации "О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации" в части, касающейся прав охранника при выполнении трудовых функций.

Концепция проекта закона поддерживается Правительством Российской Федерации, Комитетом Совета Федерации по обороне и безопасности, МВД России, Минюстом России, ФСБ России, Институтом законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации.

Новая редакция данного законопроекта учитывает замечания и предложения Главного государственно-правового управления Президента РФ, Правительства Российской Федерации, Правового управления Государственной Думы, федеральных органов исполнительной власти Российской Федерации.

Данный законопроект:

· вносит в статью 111 Закона Российской Федерации "О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации" изменения по вопросу прав частного охранника при выполнении трудовых функций в части обеспечения порядка посещения и правил, исключающих возможность бесконтрольного входа (выхода) лиц, въезда (выезда) транспортных средств, вноса (выноса), ввоза (вывоза) имущества на охраняемый объект и с охраняемого объекта;

· ограничивает права частного охранника охраняемым объектом и раскрывает термин "охраняемый объект" в соответствии с Федеральным законом "О ведомственной охране". Дополнительные ограничения деятельности частных охранников уже предусмотрены частью 5 статьи 12 действующего Закона Российской Федерации "О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации".

· вводит обязанности частного охранника и гарантирует соблюдение прав и свобод граждан;

· не наделяет частных охранников правами должностных лиц правоохранительных органов.

Реализация данного законопроекта не потребует дополнительного средств из федерального бюджета.


Проект № 195178-4

во втором чтении

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

О внесении изменения в Закон Российской Федерации «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации»

(О внесении изменений в статьи 3 и 111 Закона Российской Федерации «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации»)

Внести в раздел III Закона Российской Федерации от 11 марта 1992 года № 2487-I «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации» (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1992, № 17, ст. 888; Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, № 2, ст. 167; 2005, № 24, ст. 2313; 2006, № 30, ст. 3294; 2008, № 52, ст. 6227; 2009, № 52, ст. 6450) изменение, дополнив его статьей 121 следующего содержания:

«Статья 121. Обеспечение внутриобъектового и пропускного режимов на объектах охраны

В соответствии с договором на оказание охранных услуг, заключенным охранной организацией с клиентом или заказчиком, частные охранники при обеспечении внутриобъектового и пропускного режимов в пределах объекта охраны, а также при транспортировке охраняемых грузов, денежных средств и иного имущества имеют право:

1) требовать от персонала и посетителей объектов охраны соблюдения внутриобъектового и пропускного режимов. Правила соблюдения внутриобъектового и пропускного режимов, устанавливаемые клиентом или заказчиком, не должны противоречить законодательству Российской Федерации;

2) осуществлять допуск лиц на объекты охраны, на которых установлен пропускной режим, при предъявлении ими документов, дающих право на вход (выход) лиц, въезд (выезд) транспортных средств, внос (вынос), ввоз (вывоз) имущества на объекты охраны (с объектов охраны);

3) производить в пределах, установленных законодательством Российской Федерации, на объектах охраны, на которых установлен пропускной режим, осмотр въезжающих на объекты охраны (выезжающих с объектов охраны) транспортных средств, за исключением транспортных средств оперативных служб государственных военизированных организаций,в случае возникновения подозрения, что указанные транспортные средства используются в противоправных целях, а также осмотр вносимого на объекты охраны (выносимого с объектов охраны) имущества. Осмотр указанных транспортных средств и имущества должен производиться в присутствии водителей указанных транспортных средств и лиц, сопровождающих указанные транспортные средства и имущество;

4) применять физическую силу,специальные средства и огнестрельное оружие в случаях и порядке, которые установлены законодательством Российской Федерации;

5) оказывать содействие правоохранительным органам в решении возложенных на них задач.

Действия частных охранников на объектах охраны регламентируются должностной инструкцией частного охранника. Типовые требования к должностной инструкции частного охранника утверждаются федеральным органом исполнительной власти, в ведении которого находятся вопросы внутренних дел. Экземпляр должностной инструкции частного охранника в обязательном порядке направляется в орган внутренних дел по месту нахождения соответствующего объекта охраны.

Частные охранники при обеспечении внутриобъектового и пропускного режимов обязаны:

1) руководствоваться должностной инструкцией частного охранника;

2) соблюдать конституционные права и свободы человека и гражданина, права и законные интересы физических и юридических лиц;

3) обеспечивать защиту объектов охраны от противоправных посягательств;

4) незамедлительно сообщать руководителю частной охранной организации и в соответствующие правоохранительные органы ставшую им известной информацию о готовящихся либо совершенных преступлениях, а также о действиях, об обстоятельствах, создающих на объектах охраны угрозу безопасности людей;

5) предъявлять по требованию сотрудников правоохранительных органов, других граждан удостоверение частного охранника.

Частным охранникам запрещается препятствовать законным действиям должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов при осуществлении указанными должностными лицами своей деятельности.».

Президент

Российской Федерации