Сотрудники милиции неохотно принимают заявления о совершении не представляющих особой опасности преступлений, дела, в отношении которых являются потенциальными «глухарями» (например, о мелких кражах или о мелком хулиганстве).

Как сделать так, чтобы любое заявление о преступлении все-таки было рассмотрено, зарегистрировано и не «потерялось»?

Чтобы у заявителя появилась возможность влиять на поведение сотрудников милиции, нужно знать, куда следует обращаться с заявлением о преступлении, каковы требования закона к такому заявлению, каковы обязанности сотрудников органов внутренних дел по приему, регистрации, рассмотрению и разрешению заявлений (сообщений) о преступлении.

 Куда обращаться? 

Граждане должны сделать все, чтобы их заявление было зарегистрировано.

С заявлением о преступлении лучше всего обращаться в тот орган, которому согласно ст. 150, 151, 434 УПК РФ подследственно расследование данного преступления. Между тем закон не только не запрещает, но и предусматривает возможность обращения с заявлением о преступлении в любой орган предварительного расследования, к любому следователю, дознавателю, в любой орган дознания.

Орган предварительного расследования, получивший заявление о неподведомственном ему преступлении, передает заявление (материал проверки) по подследственности. Заявление о подведомственном, но не подследственном преступлении может быть рассмотрено и разрешено. При наличии фактических оснований (документов, объяснений и т.п.) возбуждения уголовного дела орган предварительного расследования обязан возбудить уголовное дело, провести неотложные следственные действия и лишь после этого направить уголовное дело руководителю следственного органа либо начальнику органа дознания по подследственности.

В большинстве же случаев с заявлением о преступлении следует идти в территориальный орган внутренних дел по месту совершения преступления.

 Формы заявлений 

Обычно в уголовном деле можно найти письменное заявление о преступлении. Однако и устное заявление должно быть принято. В соответствии с положениями ч. 1 и 3 ст. 141 УПК РФ заявление о преступлении может быть сделано в устном или письменном виде. Устное заявление заносится в протокол, который подписывается заявителем и лицом, принявшим данное заявление. Протокол должен содержать данные о заявителе, а также о документах, удостоверяющих личность заявителя.

Причем протокол устного заявления не оформляется лишь в том случае, когда заявитель не может лично присутствовать при его составлении. Если же о совершенном преступлении пострадавший, очевидец или любое иное лицо сообщает лично (не по телефону, не почтовым отправлением и т. п.), сотрудник, к которому обратились с заявлением о преступлении, обязан составить протокол устного заявления или, по крайней мере, предложить заявителю написать письменное заявление.

Представим ситуацию. О преступлении заявитель сообщил по телефону. Сотрудники милиции прибыли на место происшествия. Опросили заявителя. Пригласили его в УВД, где оформили объяснение. Может ли в такой ситуации не оформляться протокол устного заявления? Нет, не может. Если сотрудники органа внутренних дел в такой ситуации не оформили протокол устного заявления и не обеспечили составление заявителем письменного заявления о преступлении, они приступили к проверке такового незаконно.

Осмотр места происшествия, проверка заявления (сообщения) о преступлении возможны только после получения повода для возбуждения уголовного дела. Телефонный звонок таким поводом не является. А вот сообщение гражданина, который вызвал и дождался сотрудников милиции, об обстоятельствах совершения преступления, очевидцем которого он явился, — это заявление о преступлении, без которого сотрудники милиции бы не приступили к осуществлению уголовно-процессуальной деятельности (проверке заявления о преступлении). Такое заявление должно быть оформлено в строгом соответствии с требованиями УПК РФ.

 Регистрация обязательна 

Согласно п.п. 7 и 16 Инструкции о порядке приема, регистрации и разрешения в органах внутренних дел Российской Федерации заявлений, сообщений и иной информации о происшествиях «поступающие сообщения о происшествиях, вне зависимости от места и времени совершения происшествий, а также полноты содержащихся в них сведений и формы представления, круглосуточно принимаются в любом органе внутренних дел». «Письменное заявление о преступлении может быть составлено заявителем в произвольной форме». (См.: Инструкция о порядке приема, регистрации и разрешения в органах внутренних дел Российской Федерации заявлений, сообщений и иной информации о происшествиях, утв. Приказом МВД РФ от 01.12.2005 № 985. Далее — Инструкция.).

 Любое заявление (сообщение) о преступлении, любой повод для возбуждения уголовного дела подлежат регистрации. Прокурор уполномочен проверять регистрацию сообщений о преступлениях (п. 1 ч. 2 ст. 37 УПК РФ). В органах внутренних дел, ФСБ РФ и др. имеются специальные ведомственные нормативные акты, регулирующие порядок осуществления этого вида деятельности. Например, в органах внутренних дел данный порядок урегулирован Инструкцией, в органах Федеральной службы безопасности РФ — Инструкцией об организации рассмотрения обращений граждан Российской Федерации в органах федеральной службы безопасности, утв. Приказом ФСБ РФ от 22.01.2007 № 21.

 Если заявление (сообщение) о преступлении зарегистрировано, то укрыть его гораздо сложнее. По нему должно быть принято какое-то решение. Укрытие преступления в этом случае возможно лишь путем оформления незаконного постановления об отказе в возбуждении уголовного дела. А когда вынесено указанное постановление, появляется возможность его обжалования, проверки и отмены. Более того, сам факт вынесения незаконного постановления об отказе в возбуждении уголовного дела может стать основанием привлечения лица, его составившего, к ответственности, вплоть до уголовной. Именно поэтому нерадивые сотрудники стараются все сделать, чтобы не регистрировать заявление (сообщение) о преступлении. А граждане, обратившиеся к ним, должны сделать все, чтобы их заявление было зарегистрировано.

У заявителя, которому известны основные требования ведомственных нормативных актов, касающиеся регистрации заявлений о преступлении, гораздо труднее не принять заявление о преступлении. Поскольку большинство ведомств при составлении соответствующих приказов за основу брали вышеназванную Инструкцию МВД России, подробнее проанализируем ее содержание.

По общему правилу в органах внутренних дел регистрации подлежат три вида сообщений о происшествии. И это не только заявления (сообщения) о преступлении, но и:

• сообщения и письменные заявления о событиях, угрожающих личной или общественной безопасности, в том числе о несчастных случаях, дорожно-транспортных происшествиях, авариях, катастрофах, чрезвычайных происшествиях, массовых беспорядках, массовых отравлениях людей, стихийных бедствиях и иных событиях, требующих проверки для обнаружения возможных признаков преступления или административного правонарушения;

• иная информация о происшествиях.

 Любое поступившее в орган внутренних дел указанного рода сообщение вне зависимости от места и времени совершения происшествия, о котором в нем говорится, а также полноты содержащихся в нем сведений и его формы должно быть незамедлительно внесено в Книгу учета сообщений о происшествиях. Ему присваивается собственный регистрационный номер. 

Сообщение о происшествии может поступать в орган внутренних дел лично от заявителя, нарочным, по почте, по телефону, телеграфу, факсимильным или иным видом связи (ч. 2 п. 7 Инструкции). И любое такое заявление о преступлении подлежит принятию и регистрации в порядке, предусмотренном УПК РФ и соответствующей ведомственной Инструкцией.

Вне органов внутренних дел, а также в органах внутренних дел, где нет дежурных частей, сообщения о происшествиях обязаны принимать любые сотрудники органов внутренних дел, которые действуют в соответствии с требованиями, установленными Законом РФ «О милиции» и настоящей Инструкцией, при этом сотрудник фиксирует сведения о заявителе. Полученные сотрудником сообщения о происшествиях передаются нарочным, по телефону или с помощью иного вида связи в дежурную часть органа внутренних дел для незамедлительной регистрации.

Дежурные подразделений вневедомственной охраны, ГИБДД сообщения о происшествиях, а также о принятых по ним решениях и мерах реагирования передают в дежурные части территориальных органов внутренних дел (п. 9 и 10 Инструкции).

Аналогичные требования предъявляются и к сотрудникам иных служб органов внутренних дел, к которым могут поступить заявления о преступлении.

Далее, в дежурной части органа внутренних дел обязательно должна быть осуществлена регистрация заявления (сообщения) о преступлении.

 Регистрация таковых осуществляется в Книге учета сообщений о происшествиях круглосуточно независимо от территории оперативного обслуживания.

В Книге учета сообщений о происшествиях регистрируются:

• письменное заявление о преступлении;

• протокол принятия устного заявления о преступлении;

• протокол явки с повинной;

• заявление о безвестном исчезновении человека;

• рапорт сотрудника органа внутренних дел об обнаружении признаков преступления;

• поручение прокурора о проведении проверки по сообщению о преступлении, распространенному в СМИ;

• сообщение и письменное заявление о событиях, угрожающих личной или общественной безопасности, в том числе о несчастных случаях, ДТП, авариях, катастрофах, чрезвычайных происшествиях, массовых беспорядках, массовых отравлениях людей, стихийных бедствиях и иных событиях, требующих проверки для обнаружения возможных признаков преступления или административного правонарушения;

• иная информация о происшествии (п. 15 и 16 Инструкции).

Если сообщение о происшествии поступило в орган внутренних дел при личном обращении заявителя, то оперативный дежурный одновременно с регистрацией сообщения в Книге учета сообщений о происшествиях в дежурной части органов внутренних дел обязан оформить специальный письменный документ — талон-уведомление и выдать его заявителю (п. 22 Инструкции).

Эта обязанность на дежурного возложена не только ведомственным нормативным актом, но и ч. 4 ст. 144 УПК РФ. Более того, исходя из буквального толкования ч. 4 ст. 144 УПК РФ правом получить документ, подтверждающий факт принятия заявления о преступлении, обладает любой заявитель. Как тот, который обратился к следователю (дознавателю и др.) непосредственно, так и отправивший заявление о преступлении по почте, нарочным и т. п.

 Согласно п. 24 Инструкции названный талон состоит из двух частей: талон-корешок и талон-уведомление. Обе части талона имеют одинаковый регистрационный номер.

В талоне-корешке указывается следующее:

• сведения о заявителе,

• краткое содержание сообщения о происшествии,

• регистрационный номер по Книге учета сообщений о происшествиях,

• подпись сотрудника, принявшего сообщение,

• дата приема.

В талоне-уведомлении указывается следующее:

• сведения о сотруднике, принявшем сообщение о происшествии,

• регистрационный номер по Книге учета сообщений о происшествиях,

• наименование органа внутренних дел, адрес и служебный телефон,

• дата приема,

• подпись, инициалы и фамилия дежурного.

 

Чтобы у заявителя была возможность требовать выполнения оперативным дежурным указанной выше обязанности, ведомство предоставило ему специальное полномочие: заявитель расписывается за получение талона-уведомления на талоне-корешке, проставляет дату и время получения талона-уведомления (п. 25 Инструкции).

Если такой подписи нет, значит, оперативным дежурным нарушены требования Инструкции, и его можно привлечь к дисциплинарной ответственности. Для этого следует сообщить о его действиях начальнику УВД, вышестоящему начальнику органа внутренних дел, надзирающему и вышестоящему прокурорам.

Для возможности осуществления контроля и надзора за регистрацией заявлений о преступлении талоны-корешки остаются в дежурной части органа внутренних дел. Они используются при сверках полноты регистрации сообщений о происшествиях, а также при рассмотрении жалоб граждан на действия должностных лиц органов внутренних дел (п. 26 Инструкции).

Согласно п. 1.3 Приказа МВД России № 1058 и Генеральной прокуратуры РФ от 28.11.2001 № 72 «О мерах по укреплению законности в деятельности органов внутренних дел при регистрации и учете преступлений» укрытие преступлений от регистрации рассматривается как чрезвычайное происшествие. 

По каждому факту нарушения порядка регистрации и учета преступлений должна определяться роль и ответственность не только сотрудников, которым это вменено в служебные обязанности, но и руководителей, своевременно не выявивших и не устранивших способствующие этому условия и причины.

 Почта надежнее 

Но иногда не хочется идти и кому-то что-то доказывать. Тем более неприятно этим заниматься, когда в отношении тебя совершено преступление. Как сделать так, чтобы у сотрудников милиции не было возможности морочить вам голову и не регистрировать заявление о преступлении? Направьте его по адресу УВД (ГОВД, РОВД и т. п.) в письме с уведомлением.

В соответствии с ч. 1 п. 8 Инструкции «сообщения о происшествиях, поступившие в подразделения делопроизводства органов внутренних дел по почте, нарочным, телеграфу, факсимильной связью или иным видом связи, регистрируются по правилам делопроизводства и направляются начальником органа внутренних дел в дежурную часть для незамедлительной регистрации».

Происходит это так. В подразделении делопроизводства сидит человек, который получает мизерную заработную плату. От того, раскрыто преступление или нет, его зарплата не изменится. Премии за успехи органа внутренних дел ему не дают. Поэтому он регистрирует всю входящую корреспонденцию по правилам делопроизводства вне зависимости от того, что она собой представляет — «рекламный проспект» или заявление о преступлении. Как только он поставил на заявлении о преступлении штамп входящего сообщения, заявление уже никуда не денешь. Начальник органа внутренних дел не пойдет на прямое укрытие преступления, он выполнит требования п. 22 Инструкции. А это значит, что такое заявление будет зарегистрировано в Книге учета сообщений о происшествиях, рассмотрено и разрешено по правилам главы 20 УПК РФ. При наличии к тому фактических оснований будет возбуждено уголовное дело.

 

Автор – профессор кафедры уголовно-правовых дисциплин Тульского филиала МЮИ

«Новая адвокатская газета»