Вопрос:

В соответствии с частью 2 статьи 11.1 не вправе претендовать на приобретение статуса частного охранника лица, не прошедшие обязательной государственной дактилоскопической регистрации. Что собой представляет дактилоскопическая регистрация и каков порядок ее прохождения частными охранниками?

 Ответ:

Федеральный закон от 22 декабря 2008 г. № 272 внес дополнения в часть 1 статьи 9 ФЗ «О государственной дактилоскопической регистрации в Российской Федерации», согласно которому обязательной дактилоскопической регистрации, кроме указанных в данной статье лиц, подлежат две категории граждан, имеющих отношение к частной охранной и детективной деятельности, а именно: 1)граждане, претендующие на получение лицензии на осуществление частной детективной деятельности (частные детективы); 2) граждане, претендующие на получение удостоверения частного охранника (руководители частной охранной организации, частные охранники).

Под государственной дактилоскопической регистрацией понимается деятельность определенных субъектов, связанная с получением, учетом, хранением, классификацией и выдачей дактилоскопической информации. Целью ее является идентификация личности.

 Указанный Федеральный закон предусматривает два вида государственной регистрации: добровольную и обязательную Частные детективы и охранники отнесены к категории граждан, подлежащих обязательной дактилоскопической регистрации.

Возникает вопрос, на каком основании детективы и охранники, как и другие категории граждан, подлежащие обязательной дактилоскопической регистрации, отнесены к числу лиц, подлежащих обязательной дактилоскопической регистрации. В Законе нет четкого ответа на этот вопрос. Из смысла указанного Закона можно сделать вывод, что необходимость в этом обусловлена тем, что деятельность этих лиц сопряжена с риском для жизни. Кстати, в соответствии с классификатором опасных профессий, по степени риска охранники отнесены к первой категории.

 Дактилоскопическую регистрацию осуществляют органы внутренних дел. Закон не определяет порядок прохождения дактилоскопической регистрации. Применительно к частным охранникам и частным детективам он будет прописан в Постановлении Правительства РФ.

Исходя из Концепции подготовки подзаконных актов, данный порядок будет включать в себя:

- цель проведения дактилоскопической регистрации частных охранников и детективов;

- какой орган внутренних дел будет проводить такую регистрацию;

- порядок обращения в орган внутренних дел претендентов на приобретение статуса охранника и детектива;

- перечень документов, который должны представить указанные лица для прохождения регистрации; какой документ выдается после прохождения регистрации и его содержание.

 В соответствии со статьей 19 ФЗ «О государственной дактилоскопической регистрации» финансирование мероприятий по проведению государственной дактилоскопической регистрации, регистрации, хранению и использованию дактилоскопической информации осуществляется за счет средств федерального бюджета. Указанный Федеральный закон не содержит каких - либо исключений в этой части. Поэтому в подзаконном акте не может быть прописана обязанность граждан, подлежащих дактилоскопической регистрации, оплачивать ее проведение.

Закон не предусматривает ответственности граждан в случае отказа от проведения обязательной государственной дактилоскопической регистрации. Другими словами, нельзя осуществлять дактилоскопическую регистрацию принудительно. Вместе с тем, отказ, например, частного охранника или детектива от прохождения указанной регистрации влечет для них определенные правовые последствия – соответственно отказ в выдачи лицензии на осуществление частной детективной деятельности или удостоверения частного охранника. 

 

От Редакции журнала НСБ «Хранитель»: Возникает вопрос – если есть такая обязанность, то где будут прописаны права этой группы риска. Собираются ли дружинники «катать пальчики»? В личных беседах многие руководители охранных структур негативно отзывались об этой принудительной для них процедуре. Ведь их тоже обязывают получать удостоверение.

Мы готовы рассмотреть и опубликовать любые конструктивные высказывания специалистов по этой теме и другим проблемным вопросам, связанным с вступлением в полную силу с 01.01.10 г. профильного Федерального закона №272.