Начать повествование хотелось бы с судебной реформы. По мнению многих специалистов, качество рассмотрения дел в судах страдает по причине их загруженности, которая возникает в связи с тем, что многие мелкие чиновники зачастую уклоняются от решения проблем, споров между гражданами на местах. Граждане, в свою очередь, обращаются в суды. Нежелание мелких чиновников помогать гражданам на местах в соблюдении законных прав и не доводить возникающие споры между гражданами до суда – это проблема нравственно-кадрового порядка, которой, по нашему мнению, необходимо уделить пристальное внимание нашей партии власти - «Единой России». В данной статье мы только слегка коснулись этого момента.

Суды обычно рассматривают дела, сформированные для них следствием. Но, к сожалению, именно на стадии следствия нередко происходят ужасающие подмены, подлоги и манипуляции, «благодаря» которым за определенное вознаграждение преступник может оказаться «добропорядочным» гражданином, а жертва – клеветником или, на крайний случай, психически неуравновешенной личностью.

Некоторые следственные отделы при прокуратурах стали напоминать собой полноценные преступные группировки, где следователи продаются и покупаются, вымогают у преступников деньги за положительное «решение вопроса». Преступными группировками их можно назвать, поскольку они имеют свои связи в судебной медицинской экспертизе и покрываются некоторыми руководителями отделов. К сожалению, группировки настроены на решение всего спектра задач. Вопрос только в цене и денежных возможностях покупателя их «услуг».

Как зачастую действуют следователи - знают многие. Возбуждение уголовного дела часто затягивается, чтобы, например, последствия насильственных действий в отношении потерпевших (синяки, ссадины и т.д.) потеряли свои яркие признаки. Заполнение протокола опроса может производиться избирательно: важное может быть упущено. Протокол часто подписывается ничего не подозревающей жертвой, находящейся в посттравматическом состоянии, а после - на суде, когда жертва вспоминает особые обстоятельства дела, ее обвиняют в клевете или, как минимум, в мечтательности. Далее, в процессе следственных действий, по прошествии времени жертву знакомят с судебно-медицинской экспертизой, из которой следует, что никаких тяжелых последствий не обнаружено, и что есть вероятность, что они были получены по собственной неосторожности жертвы совсем в другом месте. Медицинские заключения врачей по месту жительства, сделанные по следам преступления, в расчет не берутся.

 Самое интересное происходит дальше, когда на суде жертве рассказывают, что по тем статьям, по которым преступник привлекается к ответственности, ему ничего не грозит, а вот по другим, возможно, и накажут, но для этого надо написать новое заявление. Спрашивается, а какое понятие о статьях закона имеет жертва, когда она обращается в органы власти с просьбой ее защитить? Например, в отношении педофилов часто дела возбуждаются по тем статьям, по которым им легко уйти от правосудия, но в то же самое время можно на 100% доказать их вину по другой статье, по которой так называемого отца ребенка можно лишить отцовских прав. При этом гражданин не должен знать Уголовный кодекс. Он обращается в правоохранительную систему с просьбой защиты, но, к сожалению, вместо защиты он получает глубокое разочарование от контактов с представителями этой системы, как следствие, разочарование в своем государстве, которое призвано защищать своих граждан, блюсти справедливость и правосудие. Это показывает, как коррупция опошляет великие цели и задачи, поставленные Дм.Медведевым и В.Путиным в социальном и правовом развитии нашей страны.

 В качестве примера, хочу рассказать об одном судебном разбирательстве, в котором принимает участие журнал «Человек и закон» по просьбе гражданки Е. Дело рассматривается одним из московских районных судов. Дело при первом взгляде на него может показаться обычным бытовым конфликтом, каких много, если бы жертвой преступления не оказалась уникальный художник-миниатюрист, чьи работы выставляются на самых представительных зарубежных и отечественных выставках, и чье творчество принадлежит России.

Ее избил родной брат-алкоголик. У брата жизнь не сложилась, а насыщенная творческая жизнь сестры, признание ее работ и таланта ему явно были не по душе.

После подачи заявления в милицию по месту жительства были начаты следственные действия. Через некоторое время сестра попросила брата вставить стекло и починить дверь, разбитые им, но получила отказ, поскольку, по словам брата, он уже отдал 20000 руб. следователю.

И деньги, полученные от преступника, были «отработаны»: судмедэксперт не установил тяжких телесных повреждений у потерпевшей, несмотря на предварительные заключения медицинских работников по месту жительства, говорящие об обратном.

Засвидетельствованные сразу же после избиения у потерпевшей сотрясение мозга, перелом пальца, множественные ссадины и синяки как будто бы и не были ею получены. То, что художник уже три месяца не может работать, тоже во внимание не принималось.

Суд еще не закончил свою работу. Будем надеяться, что справедливость восторжествует.

По поводу же действий следователя можно сказать следующее. Вместо того чтобы помочь гражданину, в нашем случае, гражданке Е., правоохранительная система в лице коррупционера-следователя усугубила ситуацию в конкретной семье. Вместо того, чтобы урезонить распоясавшегося хулигана, потенциального убийцу, следователь польстился «на тридцать сребреников», поощряя преступника к дальнейшим правонарушениям и сея правовой нигилизм и разочарование властью у простых граждан, надеющихся найти защиту в органах правопорядка.

При реформировании судебной системы руководству страны желательно обратить пристальное внимание на состояние следствия. Ибо как можно справедливо судить, если на стадии следствия все извращено.

 

В качестве мероприятий по искоренению коррупции в следственных органах хотелось бы предложить следующий механизм работы с заявлениями граждан.

По нашему мнению, необходимо разработать сегмент электронного правительства специально для ведения в открытом доступе базы данных по заявлениям граждан в правоохранительные органы по поводу преступлений в отношении них и, с разрешения граждан, текстов этих заявлений. Во-первых, это позволило бы вышестоящему начальству в режиме on-line отслеживать статистику преступлений и их раскрываемость.

Во-вторых, это позволило бы правозащитным и иным общественным организациям взять под общественный контроль работу следственных органов, а журналистам проводить независимые расследования обстоятельств преступлений.

Поэтому можно только приветствовать инициативу партии «Единая Россия» о начале проекта совместной со СМИ работы по проведению независимых журналистских расследований в отношении преступлений против государства и граждан.

А работа вышеуказанного сегмента электронного правительства может весьма поспособствовать этой деятельности.

 В заключение хочу отметить, что бороться с коррупцией в правоохранительных органах не получится без участия самих работников системы. Уверен, что людей порядочных, людей чести там найдется немало. Они сами переживают по поводу коррупции в их системе. Но им нужна помощь, помощь всего нашего российского общества.

  

Наша справка. Николай БОНДАРЕНКО, первый заместитель главного редактора журнала «Человек и закон».E-mail: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.