Вопрос:

Имеются ли какие-либо изменения в части, касающейся выдачи удостоверения частного охранника?

Ответ:

Принятый Федеральный закон содержит нормы, касающиеся выдачи и аннулирования удостоверения частного охранника (11.1). В них:

1. Определено назначение указанного удостоверения. Согласно ч.1 ст.11.1 Закона удостоверение частного охранника подтверждает юридический факт того, что гражданин получил право на приобретение правового статуса частного охранника. Для того, чтобы реализовать данное право и получить статус частного охранника, то есть обладать всеми правами, предоставленными законодательством охраннику, гражданин должен устроиться на работу в частную охранную организацию и получить в органе внутренних дел личную карточку частного охранника.

2. Закреплена обязанность частного охранника и руководителя частной охранной организации - получить указанное удостоверение.

3. Прописаны основные положения, касающиеся порядка выдачи указанного удостоверения, срока действия и его продления, названы основания для аннулирования.

В соответствии с указанными изменениями, удостоверение частного охранника выдается сроком на пять лет. Срок действия удостоверения частного охранника может продлеваться в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Продление срока действия удостоверения частного охранника осуществляется только после повышения квалификации в образовательных учреждениях среднего профессионального высшего профессионального образования.

 Удостоверение частного охранника аннулируется в случае:

1) неоднократного привлечения в течение года частного охранника к административной ответственности за совершение административных правонарушений, посягающих на институты государственной власти, административных правонарушений против порядка управления и административных правонарушений, посягающих на общественный порядок и общественную безопасность. Указанные правонарушения содержатся соответственно в главах 17, 19, и 20 Кодекса об административных правонарушениях;

2) возникновения обстоятельств, при которых гражданин не может претендовать на приобретение правового статуса частного охранника;

3) окончания срока действия удостоверения частного охранника, добровольного отказа от такого удостоверения, либо смерти гражданина, которому было выдано такое удостоверение.

Удостоверение частного охранника аннулируется по решению органа внутренних дел. Порядок его изъятия устанавливается федеральным органом исполнительной власти, в ведении которого находятся вопросы внутренних дел.

 

Вопрос:

Каким подзаконным актом регламентируется порядок выдачи и продления срока действия удостоверения частного охранника?

Ответ:

Процедура выдачи и продления срока действия удостоверения частного охранника прописаны в постановлении Правительства Российской Федерации от 30 июля 2009 г. № 629 «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 14 августа 1992 г. № 587» (Приложение № 7).

 

Вопрос:

Какой порядок выдачи удостоверения частного охранника установлен в указанном постановлении Правительства РФ?

Ответ:

В данном Постановлении, прежде всего, определены полномочия органов внутренних дел на выдачу удостоверений (их дубликатов), продление срока их действия, а также аннулирование удостоверения.

Далее, в Постановлении прописаны порядок выдачи, продления срока действия удостоверения, его замены при наличии к тому оснований.

Порядок выдачи удостоверения охранника заключается в следующем:

1. Гражданин имеет право обратиться в орган внутренних дел с заявлением о выдачи удостоверения только после прохождения профессиональной подготовки, присвоения квалификации охранника (сдачи квалификационного экзамена), при наличии медицинского заключения об отсутствии заболеваний, препятствующих исполнению обязанностей частного охранника.

Указанные факты гражданин должен подтвердить документально.

 2. Для получения удостоверения гражданин вправе обратиться в орган внутренних дел по месту жительства, либо по месту нахождения охранной организации, в которой он работает. В последнем случае гражданин может лично подать необходимые документы в орган внутренних дел, либо это вправе сделать руководитель или уполномоченный представитель охранной организации.

 3. Для получения удостоверения гражданин обязан представить в орган внутренних дел следующие документы:

- медицинское заключение об отсутствии заболеваний, препятствующих исполнению обязанностей частного охранника по форме, установленной Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации;

- копия свидетельства о прохождении профессиональной подготовки частного охранника;

- документ о присвоении квалификации охранника.

Кроме этого, гражданином заполняется анкета, форма которой утверждается МВД РФ.

Документы принимаются по описи, копия которой с отметкой о дате их приема вручается гражданину (представителю охранной организации).

 4. Решение о выдаче (об отказе в выдаче) удостоверения принимается не позднее 20 рабочих дней со дня регистрации заявления о выдаче удостоверения. Этот срок может быть продлен, но не более чем на 10 рабочих дней в случае необходимости проведения проверочных мероприятий.

Решение об отказе в выдаче удостоверения оформляется в письменной форме с указанием причин, послуживших основанием для отказа. Данное решение может быть обжаловано гражданином в соответствии с действующим законодательством.

 5. Решение об отказе в выдаче удостоверения принимается в отношении граждан, которые:

- не представили необходимые документы, или представили документы, содержащие неполную или недостоверную информацию;

- не вправе претендовать на приобретение правового статуса частного охранника в соответствии с законодательством Российской Федерации.

 6. В органе внутренних дел, выдавшем удостоверение, оформляется учетное дело частного охранника, в котором хранятся документы, послужившие основанием для выдачи (отказа в выдаче), продления срока действия удостоверения, а также иная информация, необходимая для осуществления государственного контроля за негосударственной (частной) охранной деятельностью.

Необходимо отметить, что порядок выдачи удостоверений, установленный указанным Постановлением касается граждан, которые претендуют на приобретение статуса частного охранника, то есть не имеют удостоверения частного охранника. Порядок выдачи (замены) полученных до 1 июля 2009 г. удостоверений в Постановлении не прописан, что является пробелом подзаконного акта.

 Продление срока действия удостоверения осуществляется в следующем порядке.

1. Гражданин (руководитель или уполномоченный представитель охранной организации) не менее чем за 30 дней до окончания срока его действия представляют в орган внутренних дел по месту жительства либо по месту нахождения охранной организации заявление о продлении срока действия удостоверения и документы, перечисленные в пункте 11 Постановления.

2. Решение о продлении срока действия удостоверения принимается в срок не позднее 20 рабочих дней со дня регистрации заявления. Этот срок может быть продлен не более чем на 10 рабочих дней при необходимости проведения дополнительных проверочных мероприятий.

3. Решение об отказе в продлении срока действия удостоверения принимается только при наличии следующих оснований:

1) если гражданин не представил необходимые документы, или если в представленных документах содержится неполная или недостоверная информация;

2) при возникновении обстоятельств, при которых гражданин не вправе претендовать на приобретение правового статуса частного охранника.

В случае принятия решения об отказе в продлении срока действия удостоверения гражданин уведомляется о принятом решении в течение 3 рабочих дней со дня принятия . Данное решение может быть обжаловано в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

 Рассматриваемое Постановление также определяет, как должен действовать охранник в случае утраты удостоверения, приведения его в негодность, изменения фамилии (имени, отчества).

В указанных случаях охранник обязан сообщить об этих обстоятельствах не позднее 10 дней со дня наступления таких событий в орган внутренних дел по месту нахождения учетного дела, написать заявление о выдачи дубликата удостоверения и представить документы, перечисленные в пункте 18 Постановления.

Дубликат удостоверения выдается в течение 10 рабочих дней со дня подачи заявления о выдаче дубликата удостоверения.

 И, наконец, в Постановлении определен порядок внесения изменений в удостоверение в связи с изменением места жительства или иных данных, указываемых в удостоверении.

В этом случае выдается не дубликат удостоверения, а вносятся изменения в действующее удостоверение в порядке, устанавливаемом МВД РФ.

При наличии одного из указанных оснований для внесения изменений в удостоверение, охранник в течение 15 календарных дней предоставляет в орган внутренних дел по месту нахождения учетного дела документы, подтверждающие такие изменения. Кроме того, охранник обязан наряду с заявлением о внесении изменений в удостоверение представить также документы, предусмотренные пунктом 22 Постановления.

Изменения вносятся в удостоверение в течение 10 рабочих дней со дня подачи заявления о внесении изменений в удостоверение.