В современных условиях проблемы государственного контроля и надзора приобретают важную теоретическую и практическую значимость. Система государственного и общественного контроля, охватывавшая сферы производства, финансовой, социальной и политической жизни общества, за последние годы значительно изменилась. Так, был ликвидирован институт народного контроля, и вместе с тем усилилась роль частного (аудиторского) контроля, вводятся нормы либерализации или, напротив, ужесточения контроля в различных областях общественной и предпринимательской деятельности и так далее.

 Определение понятия «государственный контроль» дается различными специалистами по-разному. Так, некоторые ученые пишут, что контроль является самостоятельным видом работы, сущность которой состоит в наблюдении за соответствием деятельности подконтрольного объекта тем предписаниям, которые объект получил от управляющего органа или должностного лица

Другие считают, что это правовая процедура, направленная на выявление возможных составов правонарушений, состоящая из стадии получения контролирующим субъектом необходимой информации, стадии правовой квалификации и стадии принятия решения о применении принудительных мер к подконтрольному субъекту. Тем не менее, превалирует мнение о том, что государственный контроль представляет собой отдельную форму власти, дополняющую классическую триаду ветвей власти, в основе каждой из которых лежит юридическая трансформация определенной функции государственной власти: та или иная ветвь власти находит свое организационное выражение в определенном органе или системе однородных органов. У каждого вида органов свой основной профиль деятельности.

Вместе с тем контрольная деятельность как таковая присуща в той или иной степени почти всякому государственному органу, но она не является для него основной. (Выделено редакцией) В отличие от «побочного» и «частичного» контроля у любого государства есть универсальная контрольная функция, вытекающая из существа публичной, государственной власти. Эта функция и реализуется особой ветвью власти — контрольной.

В подтверждение этому определяются два основных критерия выделения контроля в самостоятельную власть: универсальность контрольной функции государственной власти и наличие органов, для которых контрольная функция является основной, главенствующей.

Повышение роли государственного контроля, его государственно-правовой институционализации не означает всеобщего «огосударствления» контрольных функций.

В ряде европейских стран контрольная власть выделяется в качестве отдельной власти, наряду с экзаменационной, юридической и пр.

 На наш взгляд, у этого подхода есть как минимум три недостатка:

во-первых, выделение контрольной власти в отдельную ветвь должно отвечать принципу независимости властей, лежащему в основе их разделения и определенному в свое время Локком и Монтескье;

во-вторых, Конституция Российской Федерации предусматривает разделение государственной власти только на законодательную, исполнительную и судебную;

а в-третьих, понятие контроля хоть и является самостоятельным, но все же представляется недостаточно широким для формирования отдельной ветви власти. Независимость контрольной власти от других ветвей вряд ли возможна даже в организационном смысле: органы, осуществляющие государственный контроль, являются органами одной из ветвей власти (так, Центральный банк и Росфинмониторинг представляют собой органы исполнительной власти, Государственная Дума (как орган, в частности, парламентского контроля) — орган представительной власти, суды, являясь органами судебной власти, осуществляют судебный контроль), и в этом смысле не могут быть независимыми.

Конечно, принцип разделения властей не подразумевает их полной независимости, но согласно Конституции РФ органы ветвей власти самостоятельны. При этом органы, осуществляющие государственный контроль даже в качестве основной, главенствующей функции, качеством самостоятельности не обладают. В связи с этим можно считать, что государственный контроль представляет собой хоть и самостоятельную, но узкую, специфическую функцию, и эта функция реализуется через органы, принадлежащие основным ветвям власти, которые обладают широким функционалом, в том числе контрольным.

Контроль, по мнению ряда ученых, представляет собой атрибут административной власти как одну из важнейших ее функций, включающую наблюдение за законностью и целесообразностью деятельности, оценку ее с правовых, научных, социально-политических, организационно-технических позиций.

В свою очередь, другая группа ученых определяет контроль как организационно-правовой способ обеспечения законности и государственной дисциплины и специфическую форму деятельности соответствующих государственных органов по систематическому наблюдению и присмотру за деятельностью субъектов управленческих административно-правовых отношений с целью проверки соответствия их решений и действий требованиям законности и государственной дисциплины.

Контроль, по их мнению, включает в себя три обязательных элемента:

1) проверка фактического результата деятельности подконтрольных субъектов (физических и юридических лиц) в сравнении с ожидаемыми, намеченными, прогнозируемыми показателями;

2) проверка путей и средств достижения этого результата, соответствие использованных при этом методов требованиям права, морали, нравственности, деловой и служебной этики, хозяйственной целесообразности;

3) принятие по результатам контроля соответствующих мер как позитивного организационно-побудительного характера (мер материального и морального поощрения и стимулирования), так и негативного свойства (различных мер служебно-дисциплинарного и административного принуждения, а также привлечение к различным видам правовой ответственности).

Часто контроль называют в качестве одной из традиционных функций управления и при этом обращают внимание на возрастание тенденции расширенной трактовки контроля, осуществляемого не только государственными органами, но и иными звеньями социального управления.

Таким образом, государственный контроль можно определить как форму или функцию государственной власти, обеспечивающую проверку выполнения законов и иных нормативных актов органами государства с целью недопущения отклонений от установленных законодательством норм и правил.

Небезынтересно отметить, что в официальных документах также дается определение государственного контроля. Например, в письме Минэкономразвития РФ от 20 ноября 2008 г. № Д05-5158 указано, что «государственный контроль (надзор) — одна из форм осуществления государственной власти, обеспечивающая соблюдение законов и других нормативно-правовых актов, издаваемых органами государства в пределах их компетенции». Принципы государственного контроля имеют универсальный характер и распространяются на всю систему государственных органов и, следовательно, являются общими принципами государственного контроля.

Согласно ст. 3 Конституции Российской Федерации единственным источником власти в Российской Федерации является народ, который осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления. Эффективность осуществления народом своей власти через названные органы решающим образом зависит от уровня государственного контроля. При этом данный контроль в соответствии с Конституцией в любом случае остается государственным, поскольку и органы государственной власти, и органы местного самоуправления выступают формой единой государственной власти.

 Специалисты, с которыми стоит согласиться, говорят о том, что неприемлемо деление государственного контроля на политический, административный и судебный. Статья 13 (п. 2) Конституции Российской Федерации гласит, что «никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной».

В условиях, когда в России сложилось идеологическое многообразие и действует многопартийная система, осуществление политического контроля со стороны той или иной партии или движения в корне противоречит Конституции Российской Федерации.

 Количество органов государственного контроля, численность занятых в них работников должны быть сведены к минимуму, позволяющему без дублирования и волокиты поощрять творческую инициативу предпринимателей, развитие нормативных рыночных отношений. Полномочия органов государственного контроля должны быть четко определены, а превышение этих полномочий их работниками, злоупотребление ими служебным положением, коррупция, взяточничество — своевременно пресекаться. Не секрет, что сами контролирующие инстанции не свободны от лоббирования, бездействия, склонности к компромиссам.

 Последние инициативы руководства страны во многом направлены на упорядочение полномочий органов государственного контроля. Так, в декабре 2008 г. был подписан Закон от 26 декабря 2008 г. № 294 ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».

(Ред. – Особое внимание для руководителей НСБ)

В соответствии с этим законом произведена модернизация действующей системы планового контроля: в отношении всех видов предпринимательской деятельности плановый контроль (надзор) осуществляется не более чем 1 раз в 3 года, за исключением изъятий, предусмотренных указанным законом.

 Среди основных новелл закона:

- продолжительность проверки не может превышать 20 рабочих дней (в исключительных случаях на основании мотивированного предложения проверяющего лица этот срок может быть продлен, но не более чем на 20 рабочих дней). А время выездной проверки в отношении субъекта малого предпринимательства в течение календарного года не может превышать 70 часов и 15 часов для микропредприятий;

- проверяемым лицам следует обращать внимание на содержание представляемого распоряжения о проведении проверки и акта о результатах проверки, требования к которым установлены законом, а также на установленный перечень требований, нарушение которых проверяющим органом влечет отмену результатов проверки. В последнем случае проверяемое лицо имеет право на возмещение вреда в полном объеме, включая упущенную выгоду (неполученный доход);

- внедряется преимущественно уведомительный порядок начала предпринимательской деятельности путем установления обязанности направления всеми юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями до начала осуществления предпринимательской деятельности (в отношении отдельных видов деятельности) уведомления о начале предпринимательской деятельности о соответствии требованиям, предъявляемым к данному виду деятельности действующим законодательством. Такое уведомление должно быть направлено после госрегистрации юрлица или ИП и постановки на учет в налоговых органах до начала фактического выполнения работ, а также в случаях изменения адреса, реорганизации юрлица или прекращения предпринимательской деятельности не позднее 10 дней с даты внесения соответствующих изменений.

В законе существует множество иных изменений, более подробно осветить которые мы сможем в последующих публикациях.

Итак, налицо определенно позитивная динамика развития системы государственного контроля в РФ. Закон № 294 должен стать одним из первых шагов в процессе реформирования этой системы на пути к прозрачности и эффективности.

 

Ред. – С полным текстом этого Федерального Закона можно ознакомиться по ссылке: http://www.legis.ru/misc/doc.php?id=5852