Редакция журнала НСБ «Хранитель» продолжает серию публикаций «Вопрос – ответ» в связи с наступлением даты вступления в силу части пунктов профильного Федерального закона № 272 – ФЗ «…об усилении госконтроля…». На сегодняшний день первую часть важного и нужного материала прочитали около 300 человек.

Первый материал автора читатели смогут найти по ссылке: http://psj.ru/saver_magazins/detail.php?ID=18108.

 

7. В статье 11.3 Закона «О частной детективной и охранной деятельности» названо основание для отказа в предоставлении лицензии. Им является несоответствие соискателя лицензии лицензионным требованиям и условиям.

 

8. Законодательно закреплены и основания для переоформления лицензии. Ими являются:

- необходимость продления срока действия лицензии;

- намерение лицензиата осуществлять новый (новые) вид (виды) охранных услуг, не указанный (не указанные) в предоставленной лицензии;

- реорганизация охранной организации;

- изменение наименования охранной организации или места ее нахождения.

 Переоформление лицензии осуществляется в срок не более тридцати дней. На период переоформления действие лицензии не приостанавливается.

 

9. Установленный новый порядок лицензирования частной охранной деятельности предоставляет право органам внутренних дел приостанавливать действие лицензии в случае выявления неоднократных нарушений или грубого нарушения лицензионных требований и условий на срок не более одного месяца, который дается для устранения выявленных нарушений. Если в указанный срок нарушения не устранены, орган внутренних дел обязан обратиться в суд с заявлением о приостановлении действия лицензии на срок до шести месяцев либо об аннулировании лицензии.

Следовательно, орган внутренних дел вправе приостановить действие лицензии только на срок не более месяца. При этом правом принятия такого решения наделены только руководитель федерального органа внутренних дел, его заместители, руководитель подразделения указанного федерального органа исполнительной власти, ведающего вопросами лицензирования частной охранной деятельности, его заместители, а также руководитель территориального органа внутренних дел, или лицо, исполняющее его обязанности.

 Грубыми нарушениями осуществления частной охранной деятельности являются:

1) нарушение в охранной организации правил оборота оружия, установленных законодательством Российской Федерации, если такое нарушение:

- повлекло за собой утрату, хищение оружия либо его использование в преступных целях;

- выразилось в выдаче оружия работнику охранной организации, не имеющему разрешения на хранение и ношение служебного оружия, либо лицу, не являющемуся работником данной охранной организации;

2) нарушение в охранной организации правил оборота оружия и (или) специальных средств, установленных законодательством Российской Федерации, если такое нарушение повлекло за собой нарушение прав, законных интересов, нанесение ущерба здоровью граждан либо иные тяжкие последствия;

3) оказание лицензиатом охранных услуг в виде вооруженной охраны имущества без заключения соответствующего договора либо без уведомления органов внутренних дел о начале оказания охранных услуг, а также оказание лицензиатом охранных услуг с использованием специальных средств без заключения соответствующего договора и без уведомления органов внутренних дел о начале оказания охранных услуг;

4) оказание лицензиатом услуг, не предусмотренных имеющейся у него лицензией, либо услуг, не предусмотренных частью третьей статьи 3 настоящего Закона;

5) необеспечение доступа должностных лиц органа внутренних дел в ходе проведения ими проверочных мероприятий, предусмотренных статьей 20 настоящего Закона, в места хранения оружия, специальных средств и (или) служебной документации, отражающей учет и использование оружия и (или) специальных средств, либо воспрепятствование такому доступу.

 (Ред. - С другим мнением по этому вопросу читатели могут ознакомиться по ссылке: http://psj.ru/saver_magazins/detail.php?ID=16651)

10. Федеральным законом № 272 установлены новые основания и для аннулирования лицензии.

В соответствии с частью 4 статьи 11.5 Закона «О частной детективной и охранной деятельности» лицензия может быть аннулирована решением суда на основании заявления органа внутренних дел в случае, если нарушение лицензиата лицензионных требований и условий повлекло за собой нарушение прав, законных интересов, нанесение ущерба здоровью граждан, обороне и безопасности государства, культурному наследию народов Российской федерации, а также в случае неустранения лицензиатом в установленный срок выявленных нарушений.

 В связи с новым подходом законодателя к лицензированию частной охранной деятельности в части, касающейся установления лицензионных требований и условий к каждому виду услуг, возникает возможность принятии в данном случае альтернативного решения. Так, если например лицензионные требования и условия нарушены при осуществлении только одной из нескольких оказываемых услуг, то может быть в этом случае нет необходимости аннулировать лицензию на охранную деятельность в целом. Может быть, при этом достаточно лишь исключить из числа разрешенных услуг данную конкретную услугу, при осуществлении которой было допущено нарушение лицензионных требований и условий. Такое право следовало бы предоставить как органу внутренних дел до обращения в суд об аннулировании лицензии, так и суду при решении вопроса об аннулировании лицензии.

 

10. Следует отметить, что порядок лицензирования частной охранной деятельности, установленный в статьях 11.2-11.6 Закона «О частной детективной и охранной деятельности» не содержит требования, имеющегося в Федеральном законе «О лицензировании отдельных видов деятельности», а именно, указывать в документе, подтверждающем наличие лицензии, адреса мест осуществления лицензируемого вида деятельности.

 

11. Порядок проведения лицензирующим органом плановых и внеплановых проверок исключен из Положения о лицензировании негосударственной (частной) охранной деятельности и прописан в статье 20 Закона «О частной детективной и охранной деятельности». (Редакция: Вопрос проведения проверок следует разобрать более тщательно в связи с выходом других правовых актов равного уровня).

 

12. В соответствии с частью 4 статьи 14 ФЗ № 272 действие лицензий на осуществление частной детективной и охранной деятельности, выданных до дня вступления в силу принятого Федерального закона, сохраняется до истечения срока действия таких лицензий, если лицензиат соответствует требованиям, установленным данным Федеральным законом.

Следует отметить, что соблюсти, предусмотренное в указанной статье, условие о том, что лицензиат должен соответствовать требованиям, установленным данным Федеральным законом, довольно трудно. Объясняется это тем, что ФЗ № 272 существенно изменил требования, предъявляемые к частной охранной деятельности и к субъектам ее осуществляющим.