Редакция журнала НСБ «Хранитель» продолжает серию публикаций «Вопрос – ответ» в связи со вступлением в силу части пунктов профильного Федерального закона №272-ФЗ «…об усилении госконтроля…». А по-другому он и не мог называться.

 

В чем суть изменений, внесенных ФЗ №272 и касающихся лицензирования частной охранной деятельности?

С 1 января 2010 года лицензирование частной охранной деятельности выводится из сферы действия Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности». В связи с этим лицензирование указанного вида деятельности будет осуществляться в порядке, установленном статьями 11.2 – 11.6 Закона «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации».

Основные изменения, касающиеся порядка лицензирования частной охранной деятельности, содержащиеся в указанных статьях:

1. Впервые на уровне закона (ч.1 ст.11.2) закреплено положение о том, что лицензия на частную охранную деятельность действует на всей территории Российской Федерации.

Принятие данной нормы дает правовое основание для признания необоснованной имевшей место точки зрения о том, что лицензия на охранную деятельность действует только на территории субъекта Российской Федерации, выдавшего данную лицензию.

2. Новым является также требование о том, что в лицензии указываются вид (виды) охранных услуг, которые может оказывать лицензиат.

Указанное предписание иногда толкуется таким образом, что с 1 января 2010 года лицензия будет выдаваться не на охранную деятельность, а на отдельные виды охранных услуг. Представляется, такой вывод не вытекает из содержания статей, посвященных лицензированию частной охранной деятельности (ст.11.2 – 11.6). Наоборот, в них особо подчеркивается, что лицензия выдается на осуществление частной охранной деятельности, а не на оказание тех или иных охранных услуг. Услуга – это всего лишь содержание охранной деятельности, составная часть ее и поэтому понятие «охранная деятельность» более широкое понятие по сравнению с «охранной услугой».

Указание в части 1 ст.11.2 Закона «О частной детективной и охранной деятельностив РФ» о том, что в лицензии указываются виды (вид) охранных услуг, которые может оказывать лицензиат, свидетельствует лишь об одной из особенностей нового порядка лицензирования частной охранной деятельности. Это предписание означает, что осуществлять охранную деятельность можно как путем оказания одной, так и нескольких охранных услуг. Необходимость в данном предписании обусловлена тем, что в подзаконном акте в соответствии с концепцией подготовки подзаконных актов, вытекающих из Федерального закона №272, будут прописаны требования к каждому виду охранных услуг. Поэтому если частная охранная организация будет удовлетворять требованиям, предъявляемым ко всем охранным услугам, то в лицензии будут указаны все эти услуги, если нет, то отдельные из них. Если лицензиат в последующем выскажет намерение осуществлять новые виды охранных услуг, не указанные в предоставленной лицензии, то ему выдается не новая лицензия, а переоформляется лишь документ, подтверждающий наличие лицензии на осуществление частной охранной деятельности (ст.11.4).

 

3. Изменения коснулись и сроков принятия решения о предоставлении либо об отказе в предоставлении лицензии. По действующему законодательству решение о предоставлении либо об отказе в предоставлении лицензии принимается органом внутренних дел в срок, не превышающий 60 дней, в соответствии с новым порядком - в срок не более 45 дней.

4. Определено, что порядок лицензирования устанавливается положением о лицензировании, утверждаемым Правительством Российской Федерации, прописаны требования к данному положению.

Так, положение о лицензировании должно содержать перечень лицензионных требований и условий по каждому виду охранных услуг, а не к деятельности в целом, как это имеет место в действующем положении о лицензировании частной охранной деятельности. В нем также должен быть определен порядок и условия представления документов в органы внутренних дел для получения лицензии.

Кроме того, в указанном положении требуется прописать порядок уведомления органа внутренних дел об обстоятельствах, связанных с реорганизацией охранной организации либо с изменением ее наименования или места нахождения, а также ведения реестров лицензий на осуществление частной охранной деятельности и предоставления сведений из них.

5. В части 3 ст.11.2 Закона «О частной детективной и охранной деятельностив РФ» определены полномочия органов внутренних дел в области лицензирования частной охранной деятельности. В этой сфере они осуществляют:

1) предоставление лицензии;

2) переоформление документов, подтверждающих наличие лицензии;

3) приостановление и возобновление действия лицензии в случаях, установленных настоящим Законом;

4) ведение реестров лицензий и предоставление сведений из них;

5) осуществление государственного контроля за соблюдением лицензиатом лицензионных требований и условий, а также требований законодательства Российской Федерации, регламентирующего оборот оружия и специальных средств;

6) обращение в суд с заявлением о приостановлении действия лицензии, либо об аннулировании лицензии;

7) прекращение действия лицензии в случае письменного заявления лицензиата о прекращении им осуществления данного вида деятельности.

6. В статьях, регулирующих вопросы лицензирования частной охранной деятельности, дан перечень документов, которые должен представить соискатель лицензии. По действующему законодательству такой перечень был дан в положении о лицензировании негосударственной (частной) охранной деятельности. Значительно отличается новый перечень от существующего перечня и по содержанию.

Так, в заявлении о предоставлении лицензии соискатель лицензии должен указать сведения, которые не требовалось указывать ранее, а именно: о предполагаемом (предполагаемых) виде (видах) охранных услуг; о намерении использовать технические и иные средства, оружие, специальные средства и потребность в них.

Кроме того, он должен представить документы по каждому виду охранных услуг, предусмотренные положением о лицензировании частной охранной деятельности. Речь в данном случае идет о документах, свидетельствующих о том, что соискатель лицензии отвечает требованиям, предъявляемым к оказанию той или иной услуги (например, наличие в штате юриста, круглосуточной дежурной службы и т.п.).

Вместе с тем, законодатель в ст.11.3 Закона «О частной детективной и охранной деятельности в РФ» исключил содержащее в положении о лицензировании негосударственной (частной) охранной деятельности требование о предоставлении соискателем лицензии копии документов, подтверждающих наличие у руководителя охранной организации квалификации, соответствующей требованиям, предъявляемым Законом «О частной детективной и охранной деятельности в РФ».

 

(Продолжение следует)