Юридический аудит - это вид предпринимательской деятельности, сопутствующей аудиторской деятельности, представляющий собой юридический анализ финансово-хозяйственной деятельности организаций и индивидуальных предпринимателей, а также последующее правовое и управленческое консультирование, в том числе связанное с реструктуризацией организаций и представительством в судебных и иных органах.

 В соответствии с п. 1 ст. 1 Федерального закона «Об аудиторской деятельности» от 07.08.2001, № 119-ФЗ (далее по тексту - Закон «Об аудите») аудиторской деятельностью признаётся «предпринимательская деятельность по независимой проверке бухгалтерского учета и финансовой (бухгалтерской) отчетности организаций и индивидуальных предпринимателей (аудируемые лица)».

Что же такое «юридический аудит»? Юридический аудит - это по своей сути «анализ финансово-хозяйственной деятельности организаций и индивидуальных предпринимателей», «управленческое консультирование, в том числе связанное с реструктуризацией организаций», а также «правовое консультирование, а также представительство в судебных и налоговых органах». Данные функции предусмотрены подпунктами 3, 4 и 5 пункта 6 статьи 1 Закона «Об аудите» и являются «услугами, сопутствующими аудиту». Таким образом, юридический аудит - это вид предпринимательской деятельности, сопутствующей аудиторской деятельности, представляющий собой юридический анализ финансово-хозяйственной деятельности организаций и индивидуальных предпринимателей, а также последующее правовое и управленческое консультирование, в том числе связанное с реструктуризацией организаций и представительством в судебных и иных органах.

В соответствии с подпунктом 87 пункта 1 статьи 17 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности» от 08.08.2001, № 128-ФЗ (далее - Закон «О лицензировании») аудиторская деятельность отнесена к лицензируемым видам деятельности. В соответствии с п. 5.1. ст. 18 Закона «О лицензировании» лицензирование аудиторской деятельности прекращается с 01.06.2006 (изменение внесено Федеральным законом от 31.12.2005, № 200-ФЗ). Однако Федеральным законом «О внесении изменений в статью 18 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности» от 27.07.2006, № 156-ФЗ в Закон «О лицензировании» были внесены изменения, в соответствии с которыми лицензирование аудиторской деятельности прекращается с 01.01.2007.

Таким образом, до 01.06.2006 аудиторская деятельность подлежала лицензированию, в промежуток между 01.06.2006 и вступлением в законную силу Закона № 156-ФЗ от 27.07.2006. лицензирование аудиторской деятельности было отменено, а с момента вступления Закона № 156-ФЗ от 27.07.2006 в законную силу и до 01.01.2007 аудиторская деятельность вновь подлежит лицензированию.

Поскольку п. 6 ст. 1 Закона «Об аудите» не признаёт юридический аудит разновидностью аудиторской деятельности, а лишь «сопутствующей аудиту услугой», на юридический аудит ни ранее, ни в настоящий момент не распространялось и не распространяется правило о лицензировании. Также на юридический аудит не распространяется действие п. 7 ст. 1 Закона «Об аудите», устанавливающего запрет на осуществление других видов деятельности. Таким образом, услуги юридического аудита может предоставлять любая организация или индивидуальный предприниматель.

В связи с тем, что любое лицо вправе оказывать услуги по юридическому аудиту, встаёт вопрос о качестве оказываемых услуг и трудности выбора юридического аудитора.

Статья 421 Гражданского Кодекса РФ закрепляет свободу договора. Свобода договора предполагает недопустимость понуждения к заключению договоров (за исключением случаев, установленных федеральными законами), а также право участников гражданского оборота заключать любые виды договоров, пусть даже и не поименованные в Гражданском Кодексе РФ и иных законах.

Юридический аудит является видом договора возмездного оказания услуг. Глава 39 Гражданского Кодекса РФ не устанавливает особых требований ни к субъектному составу, ни к самому договору возмездного оказания услуг. В связи с тем, что сумма вознаграждения по договорам юридического аудита в подавляющем большинстве случаев более чем в десять раз превышает установленный законом минимальный размер оплаты труда, а также в связи с тем, что почти всегда лица, предоставляющие услуги по юридическому аудиту, являются юридическими лицами, договор на проведение юридического аудита должен быть заключён в простой письменной форме (ст. 161 ГК РФ).

Чем же руководствоваться менеджменту и собственникам предприятий и организаций при выборе юридического аудитора? Константинов Михаил Владимирович, вице-президент Межрегиональной общественной организации «Аудиторы корпоративной безопасности», являющейся одним из лидеров на рынке юридического аудита, ответил следующим образом: «При выборе юридического аудитора необходимо руководствоваться его репутацией на рынке. Качество предоставляемых услуг также подтверждается членством юридического аудитора в профессиональных саморегулируемых организациях, которые вырабатывают жёсткие стандарты качества оказываемых услуг и следят за их соблюдением». К указанным Михаилом Константиновым критериям хотелось бы добавить, что одним из важнейших критериев выбора юридического аудитора является умение хранить полученную в ходе работы на предприятии информацию в тайне, т.к. такая информация представляет большую ценность и является коммерческой тайной.

 С понятием юридического аудита и особенностями заключения договора на его проведение мы разобрались. Теперь нам надо понять, для чего проводится юридический аудит, и какие цели преследует собственник или руководитель предприятия (далее - заказчик), заключая договор на проведение юридического аудита.

Заказчик при возникновении опасения за свою или вверенную ему собственность хочет получить исчерпывающую информацию о своём предприятии, а также получить рекомендации по дальнейшим действиям, направленным на упорядочение структуры предприятия, его финансово-хозяйственной деятельности и минимизацию риска недружественного поглощения предприятия.

Таким образом, юридический аудит - понятие более широкое, чем юридический анализ документации и деятельности предприятия в целях его защиты от начавшегося недружественного поглощения или проведения превентивной защиты от недружественного поглощения. Мы подробнее остановимся на юридическом аудите как начальном этане любых защитных мероприятий.

Любая структура, работающая на рынке защиты от недружественных поглощений, начинает работу с клиентом именно с юридического аудита. В этом случае можно достигнуть сразу две цели - защитник получает полное представление о ситуации на предприятии, принимает решение о целесообразности начала работы по конкретному проекту и вырабатывает определённую стратегию, а заказчик получает результаты юридического анализа, а также необходимые рекомендации и консультации.

 Рассмотрим, что вызывает первоочередной интерес для юридического аудитора?

Во-первых, при юридическом аудите проверяется чистота приобретения заказчиком проверяемого актива. Это означает, что юридический аудитор смотрит, надлежащим ли образом заключены договоры, на основании которых заказчиком приобретались доли, акции, имущество; имеется ли согласие супруга(и) на такие сделки; уплачены ли заказчиком необходимые налоги; подписаны, и проведены ли у реестродержателя или номинального держателя передаточные распоряжения, анкеты; внесены ли сведения в Единый государственный реестр юридических лиц (ЕГРП) и т. д.

Во-вторых, при проведении юридического аудита проверяется корпоративная составляющая - проверяется юридическая чистота проводившихся собраний акционеров, собраний кредиторов, заседаний совета директоров. При этом для юридического аудитора интерес представляет соблюдение порядка созыва и проведения таких собраний, факт уведомления соответствующих лиц, юридическая техника при оформлении соответствующих протоколов и т. д.

В-третьих, юридический аудитор проверяет юридическую чистоту заключённых ранее договоров, в соответствии с которыми приобреталось или отчуждалось имущество предприятия, а также иные договоры и сделки. Например, такие договоры проверяются на предмет соответствия нормам действовавшего в момент их заключения законодательства о налогах и сборах, антимонопольного законодательства, гражданского законодательства (оспоримость и ничтожность и др.), требований, предъявляемым к сделкам с заинтересованностью и крупным сделкам (понятия «сделки с заинтересованностью» и «крупные сделки» употреблены в соответствии с понятиями, содержащимися в Федеральных законах «Об акционерных обществах» и «Об обществах с ограниченной ответственностью).

В-четвёртых, при проведении юридического аудита устанавливается перечень лиц, которым ранее были выданы доверенности; определяются полномочия поверенных; выясняется, все ли поверенные сдали свои доверенности на предприятие по окончании срока действия их полномочий и т. д.

В-пятых, юридический аудит позволяет взглянуть на деятельность предприятия и/или заказчика с точки зрения риска привлечения самого заказчика, его людей или его предприятия к гражданской, административной, налоговой или даже уголовной ответственности. С этой целью проводится анализ полномочий лиц, подписывавших документы; наличия или отсутствия юридических пороков совершённых сделок; соответствия или несоответствия цен, указанных в договорах, рыночным ценам и требованиям ст. 40 Налогового Кодекса РФ и т. д.

 Юридический аудитор также проверяет иные сферы финансово-хозяйственной деятельности заказчика и его предприятия. Кроме того, заключая договор с юридическим аудитором, заказчик, как правило, определяет перечень правоотношений, подлежащих особо пристальному вниманию.

Таким образом, юридический аудит позволяет защитить права и законные интересы заказчика, т. к. он проводится профессиональными участниками рынка консалтинговых услуг, позволяет выявить существующие проблемы, в полной мере проанализировать ситуацию на предприятии или активе заказчика. Юридический аудит служит своего рода базой для проведения дальнейшего анализа, направленного на поиск путей решения имеющихся проблем (как правило, проблемы с оформлением документов, которые есть почти у каждого заказчика), он также служит основой для принятия решений о характере дальнейших мероприятий, направленных на защиту активов (предприятия) заказчика от возможного или уже начавшегося недружественного поглощения.