Потребитель имеет право на то, чтобы товар (работа, услуга) при обычных условиях его использования, хранения, транспортировки и утилизации был безопасен для его жизни, здоровья, окружающей среды, а также не причинял вред имуществу потребителя.

Указанное право имеет конституционное основание. Статья 20 Конституции РФ определяет, что каждый имеет право на жизнь, статья 41 закрепляет право каждого на охрану здоровья, а статья 42 — право на благополучную окружающую природную среду, право на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

Между тем анализ российского рынка товаров и услуг позволяет сделать вывод о насущной необходимости на законодательном уровне заниматься безопасностью потребительского рынка. По мнению специалистов, качество многих товаров и услуг низкое, и в целом потребительский рынок для людей опасен. Как отмечается в юридической литературе, многие товары фальсифицируются, причем «фальсификации подвергаются не только товары, но и товаросопроводительные документы, сертификаты качества, безопасности страны происхождения, товарные знаки и так далее».

Определение понятия безопасности товаров (работ, услуг) содержится в преамбуле Закона РФ «О защите прав потребителей»: под безопасностью товара (работы, услуги) понимается безопасность товара (работы, услуги) для жизни, здоровья, имущества потребителя и окружающей среды при обычных условиях его использования, хранения, транспортировки и утилизации, а также безопасность процесса выполнения работы (оказания услуги).

Сходное определение содержится и в статье 2 Федерального закона «О техническом регулировании»: «безопасность продукции, процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации — состояние, при котором отсутствует недопустимый риск, связанный с причинением вреда жизни или здоровью граждан, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений».

Требования, которые должны обеспечивать безопасность товара (работы, услуги) для жизни и здоровья потребителя, окружающей среды, а также предотвращение причинения вреда имуществу потребителя, являются обязательными и устанавливаются законом или в установленном им порядке.

Обязательные требования к качеству продукции должны устанавливаться в соответствии с Федеральным законом «О техническом регулировании» положениями технических регламентов. Национальные стандарты (ГОСТы) должны применяться субъектами предпринимательства добровольно. Указанным законом установлен переходный период, в который все технические регламенты должны быть введены в действие. Однако на сегодняшний день принято только несколько из них.

 Федеральный закон от 1 мая 2007 года № 65-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О техническом регулировании» уточнил порядок принятия и вступления в силу технических регламентов. Также намечен перечень первоочередных регламентов, которые предполагается принять до 2010 года и ответственность за разработку которых несет Правительство РФ. Но пока система технических регламентов все равно не сложилась и не действует.

Препятствием поступления в продажу товаров, которые могут причинить вред, является система подтверждения соответствия некоторых товаров (работ, услуг) установленным требованиям. Пункт 4 статьи 7 Закона «О защите прав потребителей» декларирует: если на товары (работы, услуги) законом или в установленном им порядке установлены обязательные требования, обеспечивающие их безопасность для жизни, здоровья потребителя, окружающей среды и предотвращение причинения вреда имуществу потребителя, соответствие товаров (работ, услуг) указанным требованиям подлежит обязательному подтверждению в порядке, предусмотренном законом и иными правовыми актами.

Перечни товаров (работ, услуг), подлежащих обязательному подтверждению их соответствия указанным требованиям, в настоящее время утверждены Правительством РФ. Не допускается продажа товара (выполнение работы, оказание услуги), в том числе импортного товара (работы, услуги), без информации об обязательном подтверждении его соответствия требованиям безопасности.

В настоящее время указанное подтверждение осуществляется в соответствии с Федеральным законом «О техническом регулировании» и иными правовыми актами, в том числе подзаконного характера.

Оно может носить обязательный или добровольный характер.

Обязательное подтверждение соответствия проводится только в случаях, установленных техническими регламентами, исключительно на соответствие требованиям технических регламентов. Объектом обязательного подтверждения соответствия может быть только продукция, выпускаемая в обращение на территории РФ.

Формами обязательного подтверждения соответствия являются декларирование соответствия и обязательная сертификация. При этом декларирование осуществляется по одной из следующих схем:

- принятие декларации о соответствии на основании собственных доказательств;

- принятие декларации о соответствии на основании собственных доказательств, доказательств, полученных с участием органа по сертификации и (или) аккредитованной испытательной лаборатории. Схема декларирования соответствия и состав доказательственных материалов должны определяться соответствующим техническим регламентом. Порядок декларирования соответствия и требования к декларации приведены в статье 24 Закона о техническом регулировании. Форма декларации утверждается федеральным органом исполнительной власти по техническому регулированию. Этот же орган осуществляет регистрацию оформленных деклараций.

 Продукция, соответствие которой требованиям технических регламентов подтверждена в установленном законом порядке, маркируется знаком обращения на рынке. Это обозначение, служащее для информирования приобретателей о соответствии выпускаемой в обращение продукции требованиям технических регламентов. Изображение знака обращения на рынке устанавливается Правительством РФ. Маркировка осуществляется самостоятельно заявителем любым удобным для него способом.

В п. 5 статьи 7 Закона «О защите прав потребителей» закреплены обязанности изготовителя, исполнителя и продавца, обеспечивающие право потребителя на безопасность. Если установлено, что при соблюдении потребителем установленных правил использования, хранения или транспортировки товара (работы) он причиняет или может причинить вред жизни, здоровью и имуществу потребителя, окружающей среде, изготовитель (исполнитель, продавец) обязан незамедлительно приостановить его производство (реализацию) до устранения причин вреда, а в необходимых случаях принять меры по изъятию его из оборота и отзыву от потребителя (потребителей).

Если причины вреда устранить невозможно, изготовитель (исполнитель) обязан снять такой товар (работу, услугу) с производства. При невыполнении изготовителем (исполнителем) этой обязанности снятие товара (работы, услуги) с производства, изъятие из оборота и отзыв от потребителей производятся по предписанию соответствующего федерального органа исполнительной власти, осуществляющего контроль за качеством и безопасностью товаров (работ, услуг).

Убытки, причиненные потребителю в связи с отзывом товара (работы, услуги), подлежат возмещению изготовителем (исполнителем) в полном объеме.

В отечественной правовой действительности исполнение данных обязанностей встречается не столь часто, видимо, наряду с другими этому способствует то обстоятельство, указанное в юридической литературе, что в законодательстве отсутствует детальный механизм их исполнения.

Итак, действующая система установления обязательных требований к качеству продукции несовершенна и не позволяет защитить важнейшее право потребителя — право на безопасность товаров, работ, услуг. Следует отметить острую необходимость создания эффективного механизма разработки и принятия технических регламентов с целью их скорейшего введения в действие. Вместе с тем необходимо ускорить разработку и принятие соответствующих современным реалиям национальных стандартов в отношении всех видов продукции, взяв за основу международные стандарты. Полагаем, что принятые изменения в законодательство о техническом регулировании позволят реализовать указанные задачи.