Напомним, в июле 2008 года Президент России Дм. Медведев попросил властные структуры прекратить "кошмарить бизнес", отметив, что российских бизнесменов замучили проверками и "наездами" по коммерческим наводкам.

В конце ноября того же года Генпрокуратура РФ предложила также ввести штрафы размером до пяти тысяч рублей за несанкционированные проверки. По мнению ведомства, для контроля российских надзорных органов нужно создать единый реестр проверок предпринимателей и юридических лиц

 22 декабря 2008 года был принят Федеральный закон № 272ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием государственного контроля в сфере частной охранной и детективной деятельности», а 26 декабря 2008 года принят Федеральный закон N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Закон), направленный на усиление гарантий защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора).

 Законом № 294-ФЗ установлены:

- основания, порядок организации, сроки проведения внеплановых, документарных и выездных проверок,

- ограничения при их проведении, обязанности и ответственность должностных лиц органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля при проведении проверки,

- а также права юридических лиц, индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля и порядок защиты этих прав.

Важно отметить, что впервые в Законе даётся разграничение осуществления государственного контроля (надзора) от муниципального контроля. Государственный контроль (надзор) осуществляется на двух уровнях: федеральном и региональном, т.е. на уровнях деятельности федеральных органов исполнительной власти и деятельность органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации. Они получили названия: федеральный государственный контроль (надзор) и региональный государственный контроль (надзор).

 Президент РФ на встрече с генеральным прокурором России Юрием Чайкой подчеркнул, что после появления нормативной базы, касающейся защиты бизнеса, необходимо, "чтобы она немедленно начала действовать". Дм. Медведев отметил, что пока ситуация в этой сфере если и меняется, то очень-очень медленно

Прокомментируем некоторые положения Закона, касающиеся НСБ. Закон наряду с другими организациями регулирует отношения в области организации и осуществления государственного контроля (надзора) в процессе проверки организаций НСБ и защиты прав юридических лиц, индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора).

Под государственным контролем (надзором) понимается - деятельность уполномоченных органов государственной власти (федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации), направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений юридическими лицами, их руководителями и иными должностными лицами, индивидуальными предпринимателями, их уполномоченными представителями (далее также - юридические лица, индивидуальные предприниматели) требований, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации (далее - обязательные требования), посредством организации и проведения проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений, а также деятельность указанных уполномоченных органов государственной власти по систематическому наблюдению за исполнением обязательных требований, анализу и прогнозированию состояния исполнения обязательных требований при осуществлении деятельности юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями.

 Федеральный государственный контроль (надзор) - деятельность федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных на осуществление государственного контроля (надзора) на всей территории Российской Федерации. Порядок организации и осуществления государственного контроля (надзора) в соответствующей сфере деятельности устанавливается Президентом Российской Федерации или Правительством Российской Федерации в случае, если указанный порядок не установлен федеральным законом.

 Региональный государственный контроль (надзор) - деятельность органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченных на осуществление государственного контроля (надзора) на территории этого субъекта Российской Федерации. Порядок организации и осуществления регионального государственного контроля (надзора) устанавливается высшим должностным лицом (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти) субъекта Российской Федерации с учетом требований к организации и осуществлению государственного контроля (надзора) в соответствующей сфере деятельности, определенных Правительством Российской Федерации, в случае, если указанный порядок не предусмотрен федеральным законом или законом субъекта Российской Федерации.

 Муниципальный контроль – не государственный контроль. Он определяется в Законе как деятельность органов местного самоуправления, уполномоченных на организацию и проведение на территории муниципального образования проверок соблюдения при осуществлении деятельности юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями требований, установленных муниципальными правовыми актами.

Порядок организации и осуществления муниципального контроля в соответствующей сфере деятельности устанавливается муниципальными правовыми актами в случае, если указанный порядок не предусмотрен законом субъекта Российской Федерации.

 Контроль НСБ осуществляют в соответствии с Законом уполномоченные органы государственной власти (федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации).

 Имеются особенности организации и проведения проверок при осуществлении:

- таможенного,

- антимонопольного,

- экспортного контроля,

- контроля и надзора в сфере миграции,

- государственного контроля (надзора) за деятельностью саморегулируемых организаций, - лицензионного контроля,

- государственного контроля и надзора в области обеспечения транспортной безопасности,

- государственного строительного надзора,

- контроля и государственного надзора в области связи,

- контроля в области обращения и защиты информации,

- контроля и надзора за обеспечением защиты государственной тайны,

- контроля за оборотом оружия,

- контроля за оборотом наркотических средств и психотропных веществ,

- контроля и надзора в сфере труда;

- государственного надзора и контроля в области обеспечения безопасности дорожного, железнодорожного, воздушного движения, судоходства;

- государственного контроля и надзора за промышленной безопасностью,

- надзора по ядерной и радиационной безопасности в части, касающейся вида, предмета, оснований проверок и сроков их проведения, могут устанавливаться другими федеральными законами.

 Как видно, в этом перечне Закона отсутствует охранная и детективная деятельность.

Следовательно, Закон регламентирует все вопросы относительно контроля охранной и детективной деятельности кроме лицензионного контроля и контроля за (над) оборотом оружия при условии, что эти вопросы могут регулироваться другими федеральными законами.

Лицензионный контроль и контроля за (над) оборотом оружия с 1 января 2010 года будет регулироваться статьёй 20.(Контроль и надзор за частной детективной и охранной деятельностью) Закона РФ «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации», в который внесены изменения Законом РФ от 22 декабря 2008 г. N 272-ФЗ. В Законе РФ от 22 декабря 2008 г. N 272-ФЗ указано в пункте: «дополнить частями четвертой - десятой следующее содержание: "Должностные лица органов внутренних дел имеют право проводить проверку прохождения подготовки частных охранников и руководителей охранных организаций, предусмотренной частью шестой статьи 12 Федерального закона от 13 декабря 1996 года N 150-ФЗ "Об оружии".

Там указано: «В целях осуществления государственного контроля за соблюдением лицензиатом лицензионных требований и условий орган внутренних дел в пределах своей компетенции проводит плановую и внеплановую проверки. Указанные проверки проводятся на основании распоряжений (приказов) органа внутренних дел.

Проверка наличия, организации хранения и учета огнестрельного оружия, патронов и специальных средств проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации, регламентирующим оборот оружия и специальных средств.

 Плановая проверка может проводиться не чаще одного раза в три года. Продолжительность ее проведения не должна превышать месяц. О проведении внеплановой проверки в обязательном порядке уведомляется прокурор субъекта Российской Федерации.

Внеплановая проверка проводится в следующих случаях:

1) если в результате проведения плановой проверки выявлены нарушения лицензионных требований и условий;

2) если от органов государственной власти и органов контроля (надзора) получена информация о создающем угрозу здоровью и жизни граждан нарушении лицензиатом законодательства Российской Федерации, регламентирующего деятельность частных детективов и частных охранных организаций;

3) если имеются обращения граждан и (или) юридических лиц с жалобами на нарушение их прав и законных интересов действиями (бездействием) лицензиата либо его работников, а также, если получена иная информация, подтверждаемая документами и другими доказательствами, свидетельствующими о наличии такого нарушения.

 По результатам проверки осуществляющее ее должностное лицо составляет акт установленной формы, копия которого вручается руководителю охранной организации, частному детективу или его представителю под расписку либо направляется посредством почтовой связи с уведомлением о вручении.

К отношениям, связанным с проведением органами внутренних дел проверок лицензиатов и не урегулированным настоящим Законом, применяются положения законодательства Российской Федерации"».

Все положения о лицензионном контроле, контроле за (над) оборотом оружия контроле и контроле над частной охранной деятельностью до 1июля 2009 года будут функционировать по старому законодательству без каких-либо изменений.

С 1 июля 2009 года все положения о лицензионном контроле, контроле за (над) оборотом оружия контроле и контроле над частной охранной деятельности будут регламентироваться Законом.

И только с 1 января 2010 года положения о лицензионном контроле и контроле над оборотом оружия вступят в силу, и будут функционировать в соответствии с Законом РФ от 22 декабря 2008 г. N 272-ФЗ. Что же касается контроля над частной охранной, то эта деятельность по контролю будет функционировать в соответствии с Законом.

Следует отметить, что в Закон РФ от 22 декабря 2008 г. N 272-ФЗ его разработчики внесли также следующие изменения: «Частные детективы и охранники, обладающие лицензией, обязаны проходить периодическую проверку на пригодность к действиям в условиях, связанных с применением специальных средств и огнестрельного оружия. Такая проверка осуществляется в порядке, определяемом Министерством внутренних дел Российской Федерации» Аналогичное положение записано и в Законе РФ «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации».

 В соответствии с Законом положения, указанные в Закон РФ от 22 декабря 2008 г. N 272-ФЗ и Законе РФ «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации», «Такая проверка осуществляется в порядке, определяемом Министерством внутренних дел Российской Федерации» следует исключить. Так как на основе Закона подзаконные акты в отношении контроля не допускаются. Они могут регулироваться только Федеральными законами.

То есть, все изданные правовые акты Министерством внутренних дел Российской Федерации действуют до 1 июля 2009 года. Например, основополагающий документ по контролю: Приказ МВД России от 15 июля 2005 года N 568 «О порядке проведения органами внутренних дел Российской Федерации периодических проверок частных охранников, частных детективов (сыщиков) и работников юридических лиц с особыми уставными задачами на пригодность к действиям в условиях, связанных с применением огнестрельного оружия и специальных средств (с изменениями на 6 декабря 2007 года)» и другие подзаконные акты о контроле, изданные МВД России действуют до 1 июля 2009 года.

 Аналогична судьба и законодательных и подзаконных актов о контроле, изданных органами субъектов Российской Федерации. Причиной этого (повторимся) являются положения, записанные в Законе, о том, что все вопросы, касающейся вида, предмета, оснований проверок и сроков их проведения, могут устанавливаться только федеральными законами. И далее в законе указывается, что нормативные правовые акты, действующие на территории Российской Федерации, применяются в части, не противоречащей Закону, со дня вступления в силу Закона до дня приведения их в соответствие с Законом.

 В данной статье фактически изложены комментарии к статье 27 (Вступление в силу настоящего Федерального закона) Закона. Что же касается комментариев к остальным статьям, то они будут даны на профильном портале «Хранитель» позже.

 От Редакции: приглашаем к дискуссии по высказанной тематике законодателей, представителей правоохранительных структур, практических специалистов и экспертов по безопасности.