Частная детективная деятельность, как самостоятельный социально полезный вид человеческой деятельности, появилась в России после принятия 11 марта 1992 года Закона «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации».

Ее возникновение было обусловлено экономическими и политическими изменениями, которые происходили в России в конце 80-х - начале 90-х годов прошлого столетия, потребностями в обеспечении безопасных условий развития российского бизнеса, защите прав и законных интересов участников гражданского, уголовного, административного и арбитражных производств

Как показывает анализ, к настоящему времени частная сыскная деятельность успешно прошла этап становления и развивается в направлении активного формирования цивилизованного рынка сыскных услуг. Идет поступательный процесс ее превращения в самостоятельную отрасль, претендующую на достойное место в обеспечении безопасности бизнеса и имеющую свои корпоративные интересы.

 Согласно статистическим данным, начиная с 2001 года, наметилась устойчивая тенденция увеличения числа детективных предприятий и количества детективов - индивидуальных предпринимателей. Так, если в 2001 году в лицензионных органах было зарегистрировано 93 детективных предприятия и прошли регистрацию 554 частных детектива, то в 2008 году их стало соответственно 248 и 1460.

На самом деле, количество граждан, занимающихся фактически детективной деятельностью, значительно больше. Однако, существующее законодательство, устаревшее и не отвечающее законным потребностям заказчика детективных услуг, не стимулирует выход этих лиц из тени. Увеличение числа частных детективов прогнозируется и в связи с исключением из числа субъектов охранно-сыскной деятельности служб безопасности юридических лиц.

Статистика и практика наглядно свидетельствуют о востребованности детективных услуг юридическими и физическими лицами. В настоящее время имеются объективные предпосылки, свидетельствующие о том, что потребность в детективных услугах будет в дальнейшем возрастать. Об этом, в частности, свидетельствуют наметившиеся в процессуальном законодательстве тенденции о расширении частных начал в судопроизводстве.

Так, в соответствии со статьей 23 УПК РФ (Привлечение к уголовному преследованию по заявлению коммерческой или иной организации), уголовные дела о преступлениях против интересов службы в коммерческих и иных организациях могут быть возбуждены только по заявлению руководителя данной организации или с его согласия, если указанные преступления причинили вред интересам исключительно коммерческой или иной организации, не являющейся государственным или муниципальным предприятием, и не причинило вред интересам других организаций, а также интересам граждан, общества или государства. К числу таких преступлений относятся: злоупотребление полномочиями частными нотариусами и аудиторами, превышение полномочий служащими частных охранных или детективных служб, коммерческий подкуп и т.п.

При обнаружении указанных преступлений руководитель вправе обратиться в правоохранительные органы с заявлением о возбуждении уголовного дела или же к частному детективу, если посчитает, что это для него предпочтительнее.

Далее, уже сейчас можно было бы расширить участие детектива в уголовном процессе путем предоставления ему права собирать доказательства по уголовным делам, рассматриваемым мировыми судьями.

Как известно, по таким делам предварительное следствие и дознание не производятся в силу их небольшой общественной опасности, а обязанность собирать доказательства возложена на заявителя, именуемого частным обвинителем. Представляется, эту задачу за него может успешно выполнить частный детектив.

 Создание цивилизованного рынка сыскных услуг и дальнейшее его развитие, повышение эффективности сыскной деятельности как разновидности юридической деятельности, невозможно при отсутствии законодательства, отвечающего потребностям практики, интересам потребителей детективных услуг, происходящим изменениям в стране.

Отсутствие основательной правовой базы, постоянное запаздывание с принятием необходимых законов, устранением противоречий в действующем законодательстве, не способствуют развитию частного сыска в России, решению детективами задач по обеспечению безопасности предпринимательской деятельности, защите прав и законных интересов граждан.

Анализ действующего законодательства, регулирующего детективную деятельность, позволяет констатировать, что оно не решает существующих проблем в сфере сыска, является во многом устаревшим и противоречивым, не отвечает современному законодательству и потребностям практики, не позволяет легитимно оказывать даже отдельные существующие виды услуг, не учитывает интересы развития отрасли в целом.

Наглядным примером тому служит действующий Закон «О частной детективной и охранной деятельности», который является основным законом, «ядром» правовой основы законодательства, регулирующего частную сыскную деятельность. Принятый в 1992 году, он к настоящему времени безнадежно устарел, поскольку отражает реалии, характерные для того времени, когда частная сыскная деятельность находилась в стадии зарождения, отсутствовала практика, многие актуальные вопросы были теоретически не проработаны.

 Наличие в Законе нечетких формулировок и положений, устаревших терминов, затрудняет их понимание, допускает двоякое толкование, что в итоге создает серьезные затруднения в его применении на практике, побуждает детективов вынужденно идти на нарушение законодательства. Многие его нормы и положения противоречат друг другу и нормам, содержащимся в других законах. Так, если его содержание привести в соответствие с принятыми в последние годы федеральными законами, то уже сейчас отдельные статьи указанного Закона подлежат исключению полностью, а другие – существенной переработке.

Не исправил сложившееся положение в законодательстве, регулирующем детективную деятельность, и принятый в декабре 2008 года Федеральный закон «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием государственного контроля в сфере частной охранной и детективной деятельности» - № 272-ФЗ. Содержащиеся в нем изменения не коснулись основных, принципиальных и жизненно важных для детективов вопросов, требующих первоочередного законодательного разрешения – видов сыскных услуг и прав частного детектива.

 Суть этих изменений сводится к следующему.

Признаны утратившими силу статья 8 Закона «О частной детективной и охранной деятельности в РФ», пункты 79 и 80 статьи 17 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности».

Вследствие этого исключено право частных детективов на создание объединений частных детективных предприятий, которое было предусмотрено статьей 8 действующего Закона. Однако, это вовсе не означает, что частные детективы не вправе создавать объединения, предусмотренные законодательством Российской Федерации, и, прежде всего, Гражданским кодексом Российской Федерации.

Исключение из Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности» п. 80 статьи 17 повлекло за собой изменение названия детективной деятельности – из названия указанного вида деятельности убирается слово «негосударственная», и она, как и прежде, будет именоваться «частная детективная деятельность».

 Частная детективная деятельность выведена из сферы действия Федеральных законов «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)» и «О лицензировании отдельных видов деятельности».

В связи с этим лицензирование указанных видов деятельности и проведение проверок контролирующими органами стало предметом правового регулирования профильного Закона «О частной детективной и охранной деятельности».

Из числа субъектов частной детективной деятельности исключены службы безопасности юридических лиц.

Исключено право частных детективов на использование специальных средств, и в связи с этим они освобождены от обязанности прохождения периодических проверок.

 Частные детективы исключены из числа субъектов обязательного страхования.

 Впервые на законодательном уровне дано понятие частного детектива (ч.1 ст.4).

Для того, чтобы получить статус частного детектива, гражданин должен:

1) зарегистрироваться в качестве индивидуального предпринимателя;

2) получить лицензию на осуществление частной детективной деятельности;

3) пройти обязательную государственную дактилоскопическую регистрацию в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;

4) оказывать услуги, предусмотренные частью 2 статьи 3 настоящего Закона.

 

Далее, более конкретно прописано право частных детективов на оказание содействия правоохранительным органам. Они вправе содействовать правоохранительным органам не в обеспечении правопорядка, как это сказано в отношении частных охранных организаций, а в предупреждении и раскрытии преступлений, предупреждении и пресечении административных правонарушений.

Новая редакция части 3 статьи 5 обязывает частного детектива соблюдать законодательство Российской Федерации в части защиты информации, затрагивающей личную жизнь и имущество граждан.

На частного детектива возложена обязанность иметь удостоверение детектива, однако в отличие от удостоверения частного охранника, ничего не сказано о том, что собой представляет это удостоверение, кто и в каком порядке должен его выдавать.

В связи с тем, что действие Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности» не распространяется на частную детективную деятельность, порядок лицензирования указанной деятельности прописан в статье 6 действующего Закона.

Суть основных изменений, касающихся лицензирования частной детективной деятельности, состоит в следующем:

1)         дан перечень документов, которые обязан лично представить в орган внутренних дел гражданин, претендующий на получение лицензии;

2)         органам внутренних дел предоставлено право запрашивать соответствующие правоохранительные, лицензирующие, контролирующие и надзорные органы при установлении достоверности сведений, изложенных в документах, представленных соискателем;

3)         указаны новые основания отказа в выдачи лицензии.

 Так лицензия не выдается:

– гражданам, в отношении которых по результатам проверки, проведенной в соответствии с законодательством Российской Федерации, имеется подготовленное в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и утвержденное руководителем территориального органа, федерального органа исполнительной власти, в ведении которого находятся вопросы внутренних дел, или лицом, исполняющим его обязанности, заключение о невозможности допуска этих лиц к осуществлению частной детективной деятельности в связи с повышенной опасностью нарушения прав и свобод граждан, возникновения угрозы общественной безопасности;

– гражданам, не прошедшим обязательной государственной дактилоскопической экспертизы;

4) определены полномочия органов внутренних дел в области лицензирования частной детективной деятельности;

5) дан перечень грубых нарушений при осуществлении частной детективной деятельности;

6) закреплено положение о том, что гражданину, получившему лицензию на осуществление частной детективной деятельности, одновременно выдается удостоверение частного детектива.

 Во второй части данного материала будет рассказано об ограничениях и запрещениях в частной детективной деятельности, о правовой природе частной детективной деятельности (по мнению автора, она является юридической деятельностью, а не коммерческой), а также о частной детективной и охранной деятельности как двух отдельных, самостоятельных видах деятельности.