В соответствии с указанным Федеральным законом изменения внесены в следующие законодательные акты: Законы Российской Федерации: «О милиции», «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации», «Об оружии»; Федеральные законы: «О противодействии терроризму», «Об оперативно-розыскной деятельности», «Об обществах с ограниченной ответственностью», «О государственной дактилоскопической регистрации в Российской Федерации», «О лицензировании отдельных видов деятельности», «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора); Кодексы: Налоговый кодекс Российской Федерации, Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, Уголовный кодекс Российской Федерации.

 Кроме того, принятие данного Федерального закона повлечет за собой внесение существенных изменений в действующие подзаконные нормативные акты и принятие новых. Необходимость в этом обусловлена наличием в рассматриваемом Федеральном законе более двадцати бланкетных (отсылочных) норм, требующих регулирования в постановлениях Правительства Российской Федерации, приказах МВД России.

 При подготовке данного материала автор не ставил перед собой цель всесторонне и детально рассмотреть все новеллы вновь принятого Госдумой Федерального закона. Для того чтобы вникнуть в детали указанного закона, осмыслить их и дать им обоснованное толкование потребуется определенное время. Кроме того, это возможно сделать только после его рассмотрения в Совете Федерации утверждения Президентом России, а также после принятия соответствующих подзаконных актов. Как известно, иногда подзаконные акты становятся выше закона, выхолащивают его здравое содержание, сводят на нет все положительное заложенное в его нормах.

 

Поэтому автор предпринял попытку осмыслить, с учетом указанных обстоятельств, имеющиеся в принятом Законе новеллы, систематизировать их для удобства ознакомления с ними, по некоторым из них высказать свое суждение. Как представляется, это позволит всем тем, для кого данный Закон представляет интерес, получить о нем цельное представление, понять смысл и назначение его норм и положений.

 

Сущность изменений, внесенных в Закон «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации», другие законодательные акты.

 

С разделами 1, 2 и частью раздела 3 можно познакомиться на нашем портале по ссылкам http://psj.ru/saver_magazins/detail.php?ID=14215 и http://psj.ru/saver_magazins/detail.php?ID=14270

 

3.6. В связи с тем, что действие Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности» не распространяется на частную охранную деятельность, Закон «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации» дополнен статьями 11.2 -11.6, в которых прописан порядок лицензирования указанных видов деятельности.

Основные изменения, касающиеся порядка лицензирования частной охранной деятельности, содержащиеся в указанных статьях:

- лицензия действует на всей территории Российской Федерации;

- в лицензии указываются вид (виды) охранных услуг, которые может оказывать лицензиат;

- решение о предоставлении либо об отказе в предоставлении лицензии принимается органом внутренних дел в срок не более сорока пяти дней;

- порядок лицензирования устанавливается положением о лицензировании, утвержденным Правительством Российской Федерации;

- положение о лицензировании должно содержать перечень лицензионных требований и условий по каждому виду охранных услуг, а не к деятельности в целом, как это имеет место в действующем Положении о лицензировании частной охранной деятельности;

- определены следующие полномочия органов внутренних дел в области лицензирования частной охранной деятельности:

1) предоставление лицензии;

2) переоформление документов, подтверждающих наличие лицензии;

3) приостановление и возобновление действия лицензии в случаях, установленных настоящим Законом;

4) ведение реестров лицензий и предоставление сведений из них;

5) осуществление государственного контроля за соблюдением лицензиатом лицензионных требований и условий, а также требований законодательства Российской Федерации, регламентирующего оборот оружия и специальных средств;

6) обращение в суд с заявлением о приостановлении действия лицензии либо об аннулировании лицензии;

7) прекращение действия лицензии в случае письменного заявления лицензиата о прекращении им осуществления данного вида деятельности.

Кроме того, в статьях, регулирующих вопросы лицензирования частной охранной деятельности, дан перечень документов, которые должен представить соискатель лицензии, отмечено, что основанием для отказа в предоставлении лицензии является несоответствие соискателя лицензии лицензионным требованиям и условиям. В них также названы основания для переоформления лицензии. Ими являются:

- необходимость продления срока действия лицензии;

- намерение лицензиата осуществлять новый (новые) вид (виды) охранных услуг, не указанный (не указанные) в предоставленной лицензии;

- реорганизации охранной организации; 

- изменение наименования охранной организации или места ее нахождения.

 

Переоформление лицензии осуществляется в срок не более тридцати дней. На период переоформления действие лицензии не приостанавливается.

Установленный новый порядок лицензирования частной охранной деятельности предоставляет право органам внутренних дел приостанавливать действие лицензии в случае выявления неоднократных нарушений или грубого нарушения лицензионных требований и условий на срок не более одного месяца, который дается для устранения выявленных нарушений. Если в указанный срок нарушения не устранены орган внутренних дел обязан обратиться в суд с заявлением о приостановлении действия лицензии на срок до шести месяцев, либо об аннулировании лицензии.

Следовательно, орган внутренних дел вправе приостановить действие лицензии только на срок не более месяца, причем правом принятия такого решения наделены только руководитель федерального органа исполнительной власти, в ведении которого находятся вопросы внутренних дел, его заместители, руководитель подразделения данного федерального органа исполнительной власти, ведающего вопросами лицензирования частной охранной деятельности, его заместителям, а также руководитель территориального органа федерального органа исполнительной власти, в ведении которого находятся вопросы внутренних дел, или лицу, исполняющему его обязанности.

Аннулирование лицензии, как и прежде, осуществляет суд по заявлению органа внутренних дел.

Следует отметить, что порядок лицензирования частной охранной деятельности, установленный в статьях 11.2-11.6 Закона «О частной детективной и охранной деятельности» не содержит требования, имеющегося в Федеральном законе «О лицензировании отдельных видов деятельности», указывать в документе, подтверждающем наличие лицензии, адреса мест осуществления лицензируемого вида деятельности.

Действие лицензий на осуществление частной детективной и охранной деятельности, выданных до дня вступления в силу принятого Федерального закона, сохраняется до истечения срока действия таких лицензий, если лицензиат соответствует требованиям, установленным данным Федеральным законом.

3.7. Принятый Федеральный закон устанавливает дополнительные требования к осуществлению частной охранной деятельности, дает перечень грубых нарушений.

К числу дополнительных требований к осуществлению частной охранной деятельности относятся:

1. Работникам частной охранной организации не разрешается совмещать охранную деятельность с государственной службой либо выборной оплачиваемой должностью в общественных объединениях.

Буквальное толкование данной нормы позволяет сделать вывод о том, что данный запрет относится не только к частным охранникам, но и ко всем работникам частной охранной организации.

2. Работником частной охранной организации не может быть учредитель (участник), руководитель либо иное должностное лицо организации, с которой данной частной охранной организацией заключен договор на оказание охранных услуг.

Эта норма означает, что, во-первых, учредитель (участник) не вправе заключить трудовой договор с частной охранной организацией, которую он учредил, во-вторых, не вправе это делать также и заказчик охранной услуги, если он является руководителем или иным должностным лицом организации, с которой заключен договор на оказание охранных услуг.

Из содержания данной нормы также следует, что работником частной охранной организации могут быть все другие, кроме руководителя и иных должностных лиц, работники организации, с которой заключен договор на оказание охранных услуг, а также заказчики охранных услуг физические лица (граждане).

3. К договору на оказание охранных услуг (речь идет об услугах, связанных с охраной имущества) должны быть приложены копии заверенных заказчиком документов, подтверждающих его право владения или пользования имуществом, подлежащим охране, в соответствии с законодательством Российской Федерации.

4.Оказание охранных услуг по охране объектов и имущества, в отношении которых имеются гражданско-правовые конфликты и (или) в отношении которых уже имеется договор на оказание охранных услуг с другой организацией, осуществляется по согласованию с органами внутренних дел в порядке, установленном Правительством РФ;

5. Руководитель контртеррористической операции вправе ограничить или приостановить осуществление частной охранной деятельности.

Перечень грубых нарушений осуществления частной охранной деятельности дан в ст. 11.5 Закона. Ими являются:

1) нарушение в охранной организации правил оборота оружия, установленных законодательством Российской Федерации, если такое нарушение:

повлекло за собой утрату, хищение оружия либо его использование в преступных целях;

выразилось в выдаче оружия работнику охранной организации, не имеющему разрешения на хранение и ношение служебного оружия, либо лицу, не являющемуся работником данной охранной организации;

2) нарушение в охранной организации правил оборота оружия и (или) специальных средств, установленных законодательством Российской Федерации, если такое нарушение повлекло за собой нарушение прав, законных интересов, нанесение ущерба здоровью граждан либо иные тяжкие последствия;

3) оказание лицензиатом охранных услуг в виде вооруженной охраны имущества без заключения соответствующего договора либо без уведомления органов внутренних дел о начале оказания охранных услуг, а также оказание лицензиатом охранных услуг с использованием специальных средств без заключения соответствующего договора и без уведомления органов внутренних дел о начале оказания охранных услуг;

4) оказание лицензиатом услуг, не предусмотренных имеющейся у него лицензией, либо услуг, не предусмотренных частью третьей статьи 3 настоящего Закона;

5) необеспечение доступа должностных лиц органа внутренних дел в ходе проведения ими проверочных мероприятий, предусмотренных статьей 20 настоящего Закона, в места хранения оружия, специальных средств и (или) служебной документации, отражающей учет и использование оружия и (или) специальных средств, либо воспрепятствование такому доступу.

 

(Продолжение следует)