В своем вступительном слове Владислав Валерьевич Гриб, председатель организации, рассказал, что удалось сделать за год, а сделано было много: подписаны соглашения о взаимодействии и сотрудничестве с рядом правозащитных и некоммерческих организаций («Российская академия юридических наук», «Молодежный союз юристов Российской Федерации», «Российская ассоциация правовой журналистики» и др.); работа в субъектах Российской Федерации; проведены научно-практические конференции и общественные слушания; немало было сделано на ниве правозащитной деятельности – это и защита работников «Алроса», «РЖД», подготовка 27 жалоб к Республике Грузия в Европейский суд по правам человека. Это лишь неполный список дел, которые удалось сделать за небольшой промежуток времени. Надо отметить, что на следующий год планы не менее впечатляющие. Это расширение круга деятельности организации; помимо юридических вопросов, работу будут вести и по экономическим проблемам.

После отчета о деятельности начались общественные слушания: «Актуальные вопросы прав человека и гражданина в субъектах Российской Федерации». В ходе них были подняты  вопросы ювенальной юстиции, экологии, судов присяжных.

Судебная система Российской Федерации сейчас находится в тяжелом состоянии. С одной стороны, ей необходима специализация, а с другой - статистика, по которой 99% из осужденных по статьям терроризм, шпионаж, государственная измена, без суда присяжных оказываются виновными. Об одном из направлений специализации рассказал Олег Владимирович Зыков. Его доклад был посвящен ювенальной юстиции. Проблема детской преступности из года в год становится все острее и требует привлечения дополнительного внимания. А если вспомнить, что в МВД собираются сократить отдел, занимающийся несовершеннолетними, то в ближайшем будущем проблем в этой сфере станет в разы больше. Возможно, развитие этого нового направления даст возможность предотвратить надвигающуюся катастрофу. Ведь, помимо судебной ветви, ювенальная юстиция содержит в себе комплекс мер по социальной защите и реабилитации несовершеннолетних правонарушителей. Но законопроект был отложен после принятия в первом чтении и ждет своего часа с февраля 2002 года. Времени прошло много, но дело не двигается с мертвой точки. Надо отметить, что за это время было много сделано, отработано немало механизмов, один из них особенно любопытен – это ювенальная система присяжных. Детям при полном контроле со стороны взрослых давали возможность определить, виновен их сверстник или нет. С одной стороны, это кажется чем-то фантастическим и невероятным, но с другой - реальная практика доказывает, что механизм работает, и работает хорошо. Одним выстрелом удается сразу убить нескольких зайцев, то есть  та база, которая закладывается в подростках, служит отличным фундаментом для построения гражданского общества, давая еще до начала взрослой жизни понять человеку, «что есть закон» и его необходимо не только исполнять, но и знать.

Продолжением темы изменения судебной системы стал доклад известного юриста, президента Адвокатской палаты г.Москвы Генри Марковича Резника, посвященный проблеме отмены суда присяжных. Как выразился адвокат: «Произошло хищение у гражданского общества… похитили суд присяжных. Похитили через Государственную Думу, и сделали это силовики». Для того чтобы лучше понять ситуацию, надо взглянуть на нее непредвзято. Есть дела "черные" и "белые" (полная убежденность в виновности и полная убежденность в невиновности), но в большинстве случаев таких дел не так много. В основном большая часть дел "серая". В них не совсем понятно, виновен человек или нет. В международной судебной практике принято считать, что пока вина не доказана, человек считается невиновным – презумпция невиновности. По словам адвоката, в России она куда-то исчезла из судебного процесса, осталась только в той небольшой и  еще нетронутой части, которая называется судом присяжных. Но теперь и от нее хотят избавиться. Вначале уже было упомянуто, что 99% садящихся на скамью подсудимых оказываются виновными, это происходит именно из-за отсутствия презумпции невиновности. А при суде присяжных оправдательный приговор примерно в 20% случаев. Если обратиться к истории, то в Средние века было множество людей, которые носили статус "оставлен в подозрении". Причиной тому была именно презумпция невиновности. Естественно, что при повторном следствии по отношению к человеку она его уже не спасала, но первичной она была. Фактическая ее отмена сравнима с ситуацией, когда можно подойти к человеку и сказать: «Докажи, что ты не убийца!» Надо отметить, что суд присяжных был отменен не по всем делам, но по обвинению в терроризме, шпионаже, государственной измене. Видимо, силовиков не устраивает, что не всех обвиненных по этим статьям сажают.

Еще одной проблемой, поднятой на слушании, стала проблема экологии. Ее освещал Владимир Михайлович Захаров, член-корреспондент Российской академии наук, председатель совета Общероссийской общественной организации «Центр экологической политики и культуры». Проблема экологии сейчас очень остро стоит в России, и дело не только в том, что у нас много крупных центров, где может случиться техногенная катастрофа. Снег техногенного происхождения за окном может добавить убедительности словам любого эколога. Захаров отметил, что хотя и на различных уровнях власти и говорится об экологических проблемах, но при этом абсолютно ничего не делается, и ситуация  как ухудшалась, так и продолжает ухудшаться. Ярким примером игнорирования проблемы является то, что в течение последних двух лет ни одного законодательного акта, регламентирующего экологию, создано не было. Последними принятыми законопроектами были Водный кодекс и Лесной кодекс. Экологи не раз предупреждали, что проблем из-за них будет огромное количество, но их приняли, несмотря на протесты. Докладчик посетовал, что если юристов забывают, то экологов вообще игнорируют. Теперь, когда стало понятно, что принятые кодексы не помогают предотвратить катастрофу, законодатели обращаются к экологам, но сделать уже ничего невозможно. В конце выступления было выдвинуто предложение объединить усилия для достижения результата. Надо понимать, что игнорирование проблем экологии сейчас приведет к плачевным действиям завтра или послезавтра, но тогда будет уже поздно.

Продолжая экологическую тему, нельзя обойти вниманием выступление Анны Малютиной, жительницы деревни Пачинки. Проблема заключается в двух заводах, находящихся в двухстах метрах от жилого массива. Один из заводов - «Доломит» - занимается производством известняка. Иногда люди просыпались и не могли понять, то ли это снег на улице, то ли выбросы с завода. О втором,  асфальтобетонном, заводе и говорить не приходится. Проблемы со здоровьем у жителей деревни огромные – это все учащающиеся заболевания астмой и онкологией. Администрация района, суд и эксперты полностью находятся на стороне заводов. Владислав Гриб заверил взволнованную выступающую, что он сам возглавит экспертную группу, которая займется этим непростым делом.

Подводя итог, хотелось бы высказать свое мнение. Присутствуя на слушаниях, я видел, что гражданское общество действительно существует, что можно защититься от произвола чиновников. Что у представителей движения есть и вера в народ России, в его умение и желание управлять своей жизнью. Но почему же нет подобной веры у представителей Государственной Думы? Почему нет веры в коллег из Общественной палаты? Вопросов, как всегда, намного больше, чем ответов. Членам объединения остается пожелать не останавливаться на достигнутом и продолжать свое дело.