Приведенный ниже материал был рассмотрен на заседании Подкомитета ТПП РФ по содействию формирования индустрии безопасности 20 ноября. Принято решение передать предлагаемые изменения в последней редакции в Комитет Государственной Думы по безопасности.

В дальнейшем Комитет разошлет тексты в профильные и заинтересованные министерства и ведомства, для так называемого «нулевого» чтения.

 Пояснительная записка

к проекту Федерального закона «О внесении изменений в статью 5 Закона Российской Федерации «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации».

 Предлагаемые изменения в статью 5 Закона Российской Федерации «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации» имеют принципиально важное значение для частной детективной деятельности.

Необходимость внесения указанной поправки обусловлена рядом обстоятельств.

 Во-первых, статья 5 действующего Закона «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации» в значительной мере устарела, изложенный в ней перечень действий детектива не отвечает потребностям современной детективной практике, принятому в последние годы законодательству, зарубежному опыту.

 Во-вторых, действия частного детектива изложены в указанной статье действующего Закона таким образом, что трудно понять, о чем идет речь - о правах частного детектива на совершение названных в ней действий или о перечислении отдельных действий детектива.

 В-третьих, четкое и более полное законодательное закрепление прав частного детектива будет способствовать повышению эффективности оказываемых им услуг, совершенствованию государственного контроля за частной детективной деятельностью, служить одной из гарантий против незаконного занятия частной детективной деятельностью.

 Что касается содержания указанных изменений в статью 5 действующего Закона «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации», то необходимо отметить следующее.

В основу предлагаемых изменений в статью 5 легли, прежде всего, положения действующей аналогичной статьи, но изложенные более четко, в точном соответствии с принятыми за последнее время законодательными актами и с соблюдением требований юридической техники.

Указанные изменения были подготовлены также с учетом прав сыщика, прописанных в статье 21 Модельного Закона «О негосударственной (частной) охранной деятельности и негосударственной (частной) сыскной деятельности», принятом 16 июня 2003 г. на Пленарном заседании Межпарламентской Ассамблеи государств-участников Содружества Независимых Государств.

 Необходимость законодательного закрепления дополнительных прав частного детектива, предусмотренных п.п. 5), 7), 8) и 9) продиктована потребностями практики. Указанные в этих пунктах действия частного детектива совершаются довольно часто при оказании детективных услуг, в особенности, таких как сбор сведений по гражданским и уголовным делам, однако законодательно не закреплены. Поэтому предлагаемые дополнения устраняют этот пробел.

 Особую важность и значимость имеет предоставление частному детективу права запрашивать справки, характеристики и иные документы из государственных органов власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и иных организаций.

Отсутствие такого права у частного детектива в действующем Законе не позволяет ему качественно оказывать ни одну из предусмотренных услуг, толкает частного детектива на вынужденные нарушения законодательства, и в частности, покупать необходимые сведения у сотрудников правоохранительных и иных государственных органов, что создает благоприятные условия для коррупции в указанных органах.

 Следует также отметить, что предоставление частному детективу права запрашивать у соответствующих государственных органов необходимую для оказания детективных услуг информацию в полной мере согласуется и с действующим законодательством, регулирующим порядок обращения юридических и физических лиц в государственные органы за получением соответствующих сведений. Кстати, такое право предоставлено субъектам ряда других близких по содержанию социально-полезных видов деятельности.

В частности, такое право в соответствии со статьей 6 ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» предоставлено адвокату.

Представляется, что нет каких-либо принципиальных противопоказаний для наделения таким правом и частного детектива, поскольку частная детективная и адвокатская деятельности близки по своим целям, осуществляются субъектами, не являющимися государственными служащими.

 В обоснование необходимости предлагаемых дополнений и изменений в статью 5 действующего Закона «О частной детективной и охранной деятельности» уместно сослаться и на зарубежный опыт. В целом ряде зарубежных стран частные детективы пользуются гораздо большими правами по сравнению с их российскими коллегами.

Так в США детективам предоставлено право устанавливать и получать биографические и характеризующие данные на отдельных граждан, организации; заниматься розыском пропавших лиц; выявлять места хранения потерянного или украденного имущества; вести поиск свидетелей и собирать доказательства для правоохранительных и судебных органов. А в отдельных штатах детективам они вправе даже производить арест преступников, обыск, выемку, использование средств электронного наблюдения.

Частный детектив в Великобритании может пользоваться широким арсеналом оперативной техники, следить за любым лицом, фотографировать его на рабочем месте, на улице, в других общественных местах. Детектив также располагает возможностями использования криминалистических средств, может привлекать экспертов по дактилоскопии и даже криминалистической лабораторией полиции Большого Лондона.

 Внесение в настоящее время данной поправки актуально еще и потому, что в этом году в первом чтении был принят Государственной Думой проект Федерального закона «О внесении изменений в статьи 3 и 11-1 Закона Российской Федерации «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации», в котором прописаны права и обязанности частного охранника. В связи с этим внесенные изменения в статью 5 Закона будут корреспондироваться со статьей 11-1 этого Закона.

При формулировании предлагаемых прав частного детектива применительно к каждому праву предусмотрены конкретные гарантии, направленные на недопущение нарушения прав и свобод граждан при оказании детективных услуг.

Принятие предлагаемых дополнений и изменений в статью 5 закона «О частной детективной и охранной деятельности» будет способствовать дальнейшему совершенствованию законодательства в этой сфере, повышению государственного контроля за частной детективной деятельностью, развитию малого и среднего предпринимательства в сфере частного сыска, выходу из «тени» многих тысяч граждан, занимающихся в настоящее время фактически детективной деятельностью под различными прикрытиями, а в конечном итоге - формированию цивилизованного, основанного на законе рынка детективных услуг. 

 

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН (проект)

  «О внесении изменений в статью 5 Закона Российской Федерации «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации»

 Внести в Закон Российской Федерации от 11 марта 1992 года № 2487-1 «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации» (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1992, № 17, ст. 888; Собрание законодательства Российской Федерации, 2005, № 24, ст. 2313) следующие изменения:

Статью 5 (Действия частного детектива) Закона Российской Федерации «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации» изложить в следующей редакции:

 «Статья 5. Права частного детектива

 Детектив при осуществлении сыскной деятельности вправе:

1) опрашивать с их согласия лиц, предположительно владеющих информацией, относящейся к предмету оказываемой детективом услуги;

2) исследовать предметы и изучать документы с письменного согласия их владельцев;

3) осуществлять внешний осмотр зданий, сооружений, строений, помещений, участков местности, транспортных средств и других объектов для получения необходимой для выполнения оказываемой услуги информации;

4) осуществлять наблюдение для получения информации в целях сыска, в том числе с использованием технических средств, за исключением специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации;

5) совершать действия по закреплению (фиксации) следов события;

6) собирать сведения, необходимые для выполнения оказываемой услуги, в том числе запрашивать справки, характеристики и иные документы из органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, а равно иных организаций. Указанные органы и организации обязаны в порядке, установленном федеральным законодательством, выдавать детективу запрашиваемые им документы или их заверенные копии;

7) собирать и представлять предметы и документы, которые могут быть признаны вещественными и иными доказательствами, в порядке, установленном федеральным законодательством;

8) привлекать на договорной основе специалистов для разъяснения вопросов, связанных с оказанием детективной услуги;

9) фиксировать (в том числе с помощью технических и иных средств) информацию, относящуюся к оказываемой им детективной услуге, соблюдая при этом государственную и иную охраняемую федеральным законодательством тайну;

10) использовать в случаях и порядке, установленных Правительством Российской Федерации, видео- и аудиозапись, кино- и фотосъемку, технические и иные средства, не причиняющие вреда жизни и здоровью граждан и окружающей среде.

Превышение детективом своих полномочий, а также нарушение им при осуществлении сыскной деятельности прав и свобод граждан, влечет за собой установленную федеральным законодательством ответственность».

 

Предлагаемый текст статьи 5 поддерживает «Объединение частных детективов России»