Кроме того, что изложено в части 1 материала (http://psj.ru/saver_magazins/detail.php?ID=13323), саморегулируемые организации вправе создавать ассоциации (союзы) в соответствии с законодательством Российской Федерации о некоммерческих организациях.
Ассоциации (союзы) саморегулируемых организаций могут создаваться ими по территориальному, отраслевому, межотраслевому или иным признакам.
Решение об участии саморегулируемой организации в ассоциации (союзе) саморегулируемых организаций принимается общим собранием членов саморегулируемой организации в порядке, установленном ее уставом.
Членами ассоциации (союза) саморегулируемых организаций могут быть переданы ассоциации (союзу) функции по разработке единых стандартов и правил саморегулируемых организаций, требований к членству субъектов предпринимательской или профессиональной деятельности в саморегулируемых организациях - членах ассоциации (союза), функции по разрешению споров в третейском суде, профессиональному обучению и аттестации работников членов саморегулируемых организаций, сертификации произведенных ими товаров (работ, услуг), а также по раскрытию информации.
Саморегулируемая организация наряду с предусмотренными правами имеет иные права, предусмотренные настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами, с учетом особенностей, установленных для предпринимательской или профессиональной деятельности определенного вида.
Саморегулируемая организация, ее органы управления, специализированные органы и работники обязаны соблюдать требования настоящего Федерального закона, других федеральных законов, устав саморегулируемой организации, стандарты и правила саморегулируемой организации.
Саморегулируемая организация не вправе осуществлять деятельность и совершать действия, влекущие за собой возникновение конфликта интересов саморегулируемой организации и интересов ее членов или создающие угрозу возникновения такого конфликта.
Саморегулируемая организация осуществляет контроль за деятельностью членов своей организации. Он проводится работниками соответствующего структурного подразделения саморегулируемой организации путем проведения плановых и внеплановых проверок.
Предметом плановой проверки является соблюдение членами саморегулируемой организации требований стандартов и правил саморегулируемой организации.
Продолжительность плановой проверки устанавливается постоянно действующим коллегиальным органом управления саморегулируемой организации.
Плановая проверка проводится не реже одного раза в три года и не чаще одного раза в год.
Основанием для проведения саморегулируемой организацией внеплановой проверки может являться направленная в саморегулируемую организацию жалоба на нарушение членом саморегулируемой организации требований стандартов и правил саморегулируемой организации.
Саморегулируемой организацией могут быть предусмотрены, помимо указанных оснований, иные основания для проведения внеплановой проверки.
В ходе проведения внеплановой проверки исследованию подлежат только факты, указанные в жалобе, или факты, подлежащие проверке, назначенной по иным основаниям.
Член саморегулируемой организации обязан предоставить для проведения проверки необходимую информацию по запросу саморегулируемой организации в порядке, определяемом саморегулируемой организацией.
В случае выявления нарушения членом саморегулируемой организации требований стандартов и правил саморегулируемой организации материалы проверки передаются в орган по рассмотрению дел о применении в отношении членов саморегулируемой организации мер дисциплинарного воздействия.
Саморегулируемая организация, а также ее работники и должностные лица, принимающие участие в проведении проверки, отвечают за неразглашение и нераспространение сведений, полученных в ходе ее проведения, в соответствии с настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами.
Саморегулируемая организация несет перед своими членами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и уставом саморегулируемой организации, ответственность за неправомерные действия работников саморегулируемой организации при осуществлении ими контроля за деятельностью членов саморегулируемой организации.
Необходимо подчеркнуть, что контроль, осуществляемый саморегулируемыми организациями, не отменяет и не подменяет государственный контроль (надзор). Объясняется это различием предметов проводимых проверок. Предметом проверок, осуществляемых государственными органами, являются соблюдение лицензионных требований и условий, а предметом проверок, проводимых саморегулируемыми организациями – соблюдение стандартов и правил, установленных саморегулируемой организацией.
Органами управления саморегулируемой организации являются:
1) общее собрание членов саморегулируемой организации;
2) постоянно действующий коллегиальный орган управления саморегулируемой организации;
3) исполнительный орган саморегулируемой организации.
В саморегулируемой организации функции постоянно действующего коллегиального органа управления могут осуществляться общим собранием.
В статьях 16-19 Закона прописаны полномочия указанных органов самоуправления саморегулируемой организации.
Важное значение при принятии решения о создании саморегулируемой организации имеют положения статьи 22 Закона, которая определяет вопросы взаимодействия саморегулируемых организаций и уполномоченных федеральных органов исполнительной власти.
Уполномоченный федеральный орган исполнительной власти (применительно к частной охранной деятельности – соответствующий орган внутренних дел), направляет в саморегулируемую организацию информацию о результатах проведенных в порядке и в случаях, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации, проверок предпринимательской деятельности членов саморегулируемой организации, за исключением информации о результатах проверок, при проведении которых акт не составлялся.
Указанный уполномоченный федеральный орган исполнительной власти привлекает саморегулируемые организации к участию в обсуждении проектов федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, государственных программ по вопросам, связанным с предметом саморегулирования.
Саморегулируемая организация обязана направлять в уполномоченный федеральный орган:
1) стандарты и правила саморегулируемой организации в соответствии с предметом саморегулирования и внесенные в них изменения в течение семи рабочих дней после их внесения постоянно действующим коллегиальным органом управления саморегулируемой организации;
2) сведения о запланированных и проведенных саморегулируемой организацией проверках деятельности членов саморегулируемой организации и о результатах этих проверок.
Уполномоченный федеральный орган исполнительной власти не вправе:
1) требовать от саморегулируемой организации и ее членов информацию, представление которой не предусмотрено федеральными законами;
2) принимать решения, обязывающие саморегулируемую организацию осуществлять действия, нарушающие федеральные законы и принятые в соответствии с ними иные нормативные правовые акты, или воздерживаться от осуществления правомерных действий, являющихся обязательными в соответствии со стандартами и правилами саморегулируемой организации;
3) требовать изменения или отмены решений, принятых органами управления саморегулируемой организации в соответствии с их компетенцией, а также требовать принятия указанными органами решений в отношении члена или членов саморегулируемой организации либо саморегулируемой организации.
Уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, вправе обратиться в суд с требованием об исключении сведений о некоммерческой организации из государственного реестра саморегулируемых организаций в случае несоответствия саморегулируемой организации или ее деятельности требованиям настоящего Федерального закона, других федеральных законов.
В заключение хотелось бы отметить, что при подготовке указанного материала не ставилась цель подробно прокомментировать весь Федеральный закон «О саморегулируемых организациях».
В нем был сделан акцент на основные его положения, касающиеся понятия саморегулирования, его сущности, порядка создания саморегулируемой организации и, причем в том объеме, который, по моему мнению, необходим для того, чтобы иметь представление о том, что такое саморегулирование и саморегулируемая организация, и на основании этого, взвесив самостоятельно все «за» и «против» сделать вывод – нужны ли в сфере частной охраны саморегулируемые организации, а в положительном случае – стоит ли в них вступать.