Действующий Закон «О частной детективной и охранной деятельности» не содержит статьи, которая бы определяла права частного детектива. Статья 5 указанного Закона дает лишь перечень действий, которые может осуществлять частный детектив при оказании детективной услуги. Однако это не одно и тоже.

Представляется, в настоящее время есть все необходимые условия для того, чтобы устранить имеющийся пробел в указанном Законе путем внесения в статью 5 соответствующие изменения и дополнения.

С этой целью следует внести поправку в принятый в первом чтении Государственной Думой РФ Федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием  государственного контроля в сфере частной охранной и детективной деятельности». В указанном Федеральном законопроекте имеются изменения к статье 5 Закона «О частной детективной и охранной деятельности», однако они не касаются прав частного детектива.

 Публикация проекта поправки и пояснительной записки к ней позволит ознакомиться с ней всем, кто осуществляет этот вид деятельности или проявляет к ней интерес, высказать свои предложения, рекомендации и пожелания.

 Предложения о внесении дополнений и изменений в статью 5 проекта Федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием государственного контроля в сфере частной охранной и детективной деятельности».

 «Статья 5. Права частного детектива

 Детектив при осуществлении сыскной деятельности вправе:

1) опрашивать с их согласия лиц, предположительно владеющих информацией, относящейся к предмету оказываемой детективом услуги;  

2) исследовать предметы и изучать документы с письменного согласия их владельцев;

3) осуществлять внешний осмотр зданий, сооружений, строений, помещений, участков местности, транспортных средств и других объектов для получения необходимой для выполнения оказываемой услуги информации;

4) производить наблюдение для получения информации в целях оказания услуг, перечисленных в части первой статьи 3 настоящего Закона;

5) совершать действия по закреплению (фиксации) следов события;

6) собирать сведения, необходимые для выполнения оказываемой услуги, в том числе запрашивать справки, характеристики и иные документы из органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, а равно иных организаций. Указанные органы и организации обязаны в порядке, установленном федеральным законодательством, выдавать детективу запрашиваемые им документы или их заверенные копии;

7) собирать и представлять предметы и документы, которые могут быть признаны вещественными и иными доказательствами, в порядке, установленном федеральным законодательством;

8) привлекать на договорной основе специалистов для разъяснения вопросов, связанных с оказанием детективной услуги;

9) фиксировать (в том числе с помощью технических и иных средств) информацию, относящуюся к оказываемой им детективной услуге, соблюдая при этом государственную и иную охраняемую федеральным законодательством тайну;

10) использовать в случаях и порядке, установленных Правительством Российской Федерации, видео- и аудиозапись, кино- и фотосъемку, технические и иные средства, не причиняющие вреда жизни и здоровью граждан и окружающей среде.

 Превышение детективом своих полномочий, а также нарушение им при осуществлении сыскной деятельности прав и свобод других лиц, влечет за собой установленную федеральным законодательством ответственность ».

 Пояснительная записка

к предлагаемым изменениям статьи 5 Федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием государственного контроля в сфере частной охранной и детективной деятельности»

 Предлагаемые изменения и дополнения в статью 5 проекта ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием государственного контроля в сфере частной охранной и детективной деятельности», проект которых прилагается, имеют принципиально важное значение для частной детективной деятельности.

Необходимость внесения указанной поправки обусловлена рядом обстоятельств.

Во-первых, статья 5 действующего Закона «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации» в значительной мере устарела, изложенный в ней перечень действий детектива не отвечает потребностям современной детективной практике, а также принятому в последние годы законодательству и зарубежному опыту.

Во-вторых, действия частного детектива изложены в указанной статье действующего Закона таким образом, что трудно понять, о чем идет речь - о правах частного детектива на совершение названных в ней действий или о перечислении отдельных действий детектива.

В-третьих, четкое и более полное изложение прав частного детектива будет способствовать повышению эффективности государственного контроля за частной детективной деятельностью, на что собственно и нацелен проект Федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием государственного контроля в сфере частной охранной и детективной деятельности».

И, наконец, предлагаемое дополнение своевременно, удобно и уместно с точки зрения юридической техники. Оно гармонично вписывается в текст изменений в указанную статью проекта Федерального закона, внесенного Правительством Российской Федерации.

Что касается содержания указанных изменений в статью 5 действующего Закона, то необходимо отметить следующее:

В основу предлагаемых изменений в статью 5 легли положения действующей аналогичной статьи, только изложены они более четко, в точном соответствии с принятыми за последнее время законодательными актами и с соблюдением требований юридической техники.

Необходимость законодательного закрепления дополнительных прав частного детектива, предусмотренных п.п. 5),7),8) и 9) продиктована потребностями практики. Указанные в этих пунктах действия частного детектива совершаются довольно часто при оказании детективных услуг, в особенности, таких как сбор сведений по гражданским и уголовным делам, однако законодательно не закреплены. Поэтому предлагаемые дополнения устраняют этот пробел.

Особую важность и значимость имеет предоставление частному детективу права запрашивать справки, характеристики и иные документы из государственных органов власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и иных организаций.

Отсутствие такого права у частного детектива в действующем Законе не позволяет ему качественно оказывать ни одну из предусмотренных услуг, толкает частного детектива на вынужденные нарушения законодательства, и в частности, покупать необходимые сведения у сотрудников правоохранительных и иных государственных органов, что создает благоприятные условия для коррупции в указанных органах.

Следует также отметить, что предлагаемое право частного детектива запрашивать у соответствующих государственных органов необходимую для оказания детективных услуг информацию в полной мере согласуется и с действующим законодательством, регулирующим порядок обращения юридических и физических лиц в государственные органы за получением соответствующих сведений. Кстати, такое право предоставлено субъектам ряда других близких по содержанию социально-полезных видов деятельности. В частности, такое право в соответствии со статьей 6 ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» предоставлено адвокату.

Представляется, что нет каких-либо принципиальных противопоказаний для предоставления такого права и частному детективу. Это объясняется тем, что частная детективная и адвокатская деятельности близки по своим целям, и осуществляются лицами, не являющимися государственными служащими.

В обоснование необходимости предлагаемых дополнений и изменений в статью 5 действующего Закона «О частной детективной и охранной деятельности» уместно сослаться и на зарубежный опыт. В целом ряде зарубежных стран частные детективы пользуются значительно большими правами по сравнению с их российскими коллегами.

Так в США детективам предоставлено право:

- устанавливать и получать биографические и характеризующие данные на отдельных граждан, организации;

- заниматься розыском пропавших лиц;

- выявлять места хранения потерянного или украденного имущества;

- вести поиск свидетелей; 

- собирать доказательства для правоохранительных и судебных органов.

А в отдельных штатах они вправе даже производить арест преступников, обыск, выемку, а также использование средств электронного наблюдения.

Частный детектив в Великобритании может пользоваться широким арсеналом оперативной техники, следить за любым лицом, фотографировать его на рабочем месте, на улице, в других общественных местах. Детектив также располагает возможностями использования криминалистических средств, может привлекать экспертов по дактилоскопии и даже специалистов криминалистической лабораторией полиции Большого Лондона.

Характерно в зарубежном опыте и то, что государство поощряет этот вид деятельности, создает благоприятные условия для работы частных детективов путем принятия соответствующего законодательства, предоставления необходимой информации.

Внесение в настоящее время данной поправки актуально еще и потому, что в этом году в первом чтении был принят Государственной Думой проект Федерального закона «О внесении изменений в статьи 3 и 11-1 Закона Российской Федерации «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации», в котором прописаны права и обязанности частного охранника при выполнении им трудовой функции.

В этой связи изменения статьи 5 Закона будут коррелировать с его статьей 11-1.

Принятие предлагаемых дополнений и изменений в статью 5 закона «О частной детективной и охранной деятельности» будет способствовать дальнейшему совершенствованию законодательства в этой сфере, повышению государственного контроля за частной детективной деятельностью, ее прозрачности, выходу из «тени» многих тысяч граждан, занимающихся в настоящее время фактически детективной деятельностью под различными прикрытиями, а в конечном итоге - формированию цивилизованного, основанного на законе, рынка детективных услуг.