Основные положения внесенного Правительством проекта Федерального закона «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием государственного контроля в сфере частной охранной и детективной деятельности»

В соответствии с Пояснительной запиской указанный законопроект направлен на совершенствование государственного контроля за осуществлением частной охранной и детективной деятельности в Российской Федерации. Необходимость в его подготовки обусловлена тем, что частная охранная и детективная деятельность связана с ограничением конституционных прав граждан, а также оборотом оружия и специальных средств, что непосредственно влияет на состояние правопорядка и безопасность государства.

Законопроектом предлагается внести изменения и дополнения в ряд законодательных актов:

Закон Российской Федерации «О милиции»,

Закон Российской Федерации «О частной детективной и охранной деятельности»,

Федеральный закон «Об оперативно-розыскной деятельности»,

Уголовный кодекс Российской Федерации,

Закон «Об оружии»,

Федеральный закон «Об обществах с ограниченной ответственностью»,

Федеральный закон «О государственной дактилоскопической регистрации в Российской Федерации»,

Налоговый кодекс Российской Федерации,

Федеральный закон «О лицензировании отдельных видов деятельности»,

Федеральный закон «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора),

Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях,

Федеральный закон «О противодействии терроризму».

 

Кроме того, во исполнение данного законопроекта предполагается принятие ряда постановлений Правительства Российской Федерации, внесения изменений в приказы МВД России.

В настоящее время законопроект готовится к рассмотрению в Государственной Думе во втором чтении.

Принятие указанного законопроекта повлечет существенные изменения законодательства, регулирующего частную охранную и детективную деятельность.

 

Рассмотрим основные направления предлагаемых в законопроекте изменений законодательства в сфере частной охранной и детективной деятельности.

 Изменения, предлагаемые Правительством Российской Федерации, касаются:

1. Лицензирования частной охранной и детективной деятельности.

Предлагается вывести лицензирование частной охранной и детективной деятельности из сферы деятельности Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности» и прописать порядок лицензирования данных видов деятельности в профильном Законе «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации».

Необходимость подобного изменения обосновывается тем, что Федеральный закон «О лицензировании отдельных видов деятельности» не учитывает в полной мере специфику частной охранной и детективной деятельности.

Основные изменения, касающиеся порядка лицензирования частной охранной деятельности:

в лицензии должны быть указаны все виды услуг, которые будет осуществлять соискатель лицензии;

проект требует указания всех субъектов Российской Федерации, на территории которых он намерен осуществлять охранную деятельность;

в заявлении о предоставлении лицензии должны быть указаны данные об имеющейся и (или) предполагаемой численности  и квалификации персонала, наличии и (или) намерении использовать технические средства, оружие, спецсредства и потребности в них;

проект предоставляет право органам внутренних дел приостанавливать действие лицензии в случае выявления неоднократных (два и более раза в течение года) нарушений лицензионных требований и условий, а также в случае однократного грубого нарушения лицензиатом лицензионных требований и условий.

 

2. Перечня охранных услуг.

Перечень видов охранных услуг, перечисленных в статье 3 действующего Закона дополнен двумя новыми услугами:

обеспечение внутриобъектового и пропускного режима на объектах:

охрана объектов и (или) имущества, а также обеспечение внутриобъектового и пропускного режима на объектах, которые имеют особо важное значение для обеспечения жизнедеятельности и безопасности государства и населения и перечень которых утверждается в порядке, установленном Правительством РФ.

 

3. Субъектов частной охранной и детективной деятельности.

Из числа субъектов частной охранной и детективной деятельности исключены службы безопасности юридических лиц. В связи с этим из Закона «О частной детективной и охранной деятельности» исключены статьи 13 (Смешанная охранно-сыскная деятельность) и 14 (Охранно-сыскные подразделения на предприятиях).

 

4. Использования оружия в охранной деятельности.

В настоящее время оружие является собственностью частных охранных организаций. В соответствии с Проектом они будут получать служебное оружие во временное пользование в органах внутренних дел в порядке, предусмотренном Правительством РФ.

В этих целях Проектом предлагается внести дополнение в статью 11 Закона «Об оружии» следующего содержания: органы внутренних дел имеют право приобретать виды, типы, и модели оружия и патроны к нему, предусмотренные нормативными правовыми актами Правительства РФ, для выдачи во временное пользование юридическими и физическими лицами.

Предлагается также дополнить часть 1 ст. 12 этого же Закона нормой следующего содержания: «Частные охранные организации имеют право приобретать служебные пистолеты и револьверы под патрон травматического действия, гражданское оружие самообороны, за исключением длинноствольного гладкоствольного оружия, а также получать в ОВД во временное пользование служебное оружие».

 

5. Установления дополнительных требований к гражданам, претендующим на приобретение статуса частного охранника, частному охраннику, руководителю частной охранной организации, учредителю.

Так обязательным требованием является наличие у руководителя частной охранной организации удостоверения частного охранника и высшего юридического профессионального образования либо иного высшего профессионального образования при условии обязательного прохождения специальной переподготовки либо повышения квалификации для руководителей частных охранных организаций. Он обязан иметь удостоверение частного охранника.

Руководитель также не вправе занимать государственные должности РФ, субъектов РФ, должности государственной службы, а также выборные оплачиваемые должности в общественных объединениях и политических партиях, а также вступать в трудовые отношения в качестве работника, за исключением научной, преподавательской и иной творческой деятельности.

Дополнительные требования к охраннику:

Он пользуется правами, предусмотренными Законом «О частной охранной и детективной деятельности», только в период выполнения трудовой функции в качестве работника частной охранной организации.

Далее, не могут претендовать на работу в качестве охранника граждане:

не прошедшие специальную подготовку для работы в качестве охранника;

в отношении которых по результатам проверки, проведенной в соответствии с законодательством РФ, имеется заключение органов внутренних дел о невозможности допуска этих лиц к осуществлению охранной деятельности. Порядок предоставления сведений о содержании указанных заключений устанавливается Правительством РФ;

досрочно прекратившие полномочия по государственной службе или уволенные с государственной службы, в том числе из правоохранительных органов, из органов прокуратуры, судебных органов, по основаниям, которые в соответствии с законодательством РФ связаны с совершением дисциплинарного проступка, грубым или систематическим нарушением дисциплины, совершением проступка, порочащего честь государственного служащего, с утратой доверия к нему, если после такого досрочного прекращения полномочий или такого увольнения прошло менее трех лет;

у которых удостоверение частного охранника было аннулировано, если со дня решения об аннулировании прошло менее одного года;

не прошедшие обязательную государственную дактилоскопическую регистрацию.

Работникам частной охранной организации не разрешается совмещать охранную деятельность с государственной службой либо выборной оплачиваемой должностью в общественных объединениях.

Работником ЧОПа не может быть учредитель и (или) участник, руководитель либо иное должностное лицо организации, с которой данной частной охранной организацией заключен договор на оказание охранных услуг.

Работник обязан один раз в пять лет проходить специальную подготовку, переподготовку либо повышение квалификации.

В законопроекте ужесточены требования к учредителю. Так не могут являться учредителями:

общественные объединения и политические партии;

физические и (или) юридические лица, осуществляющие иную деятельность, кроме охранной;

граждане, состоящие на государственной службе либо занимающие выборную оплачиваемую должность в общественных объединениях и политических партиях;

граждане, имеющие судимость за совершение умышленного преступления, а также юридические лица, в составе учредителей и (или) участников имеются указанные лица;

иностранные граждане, граждане РФ, имеющие гражданство иностранного государства, лица без гражданства, иностранные юридические лица, организации, в составе участников и (или) учредителей которых имеются указанные лица и граждане, при отсутствии соответствующего международного договора РФ.

 

6. Ужесточения требований к созданию частной охранной организации.

Законопроект предусматривает только одну оргагнизационно-правовую форму для частных охранных организаций – общество с ограниченной ответственностью. Уставный капитал ЧОПа не может быть менее 500 000 тысяч рублей. Запрещается внесение в уставный капитал иностранцами, лиц с двойным гражданством и т.п.

ЧОП не может являться дочерним обществом, осуществлять иную деятельность кроме охранной деятельности. Не допускается создание представительств и филиалов.

Впервые на законодательном уровне устанавливается, что следует понимать под грубыми нарушениями осуществления частной охранной деятельности. Ими являются:

нарушение правил оборота оружия, которое повлекло за собой утрату, хищение либо его использование в преступных целях, выразилось в выдаче оружия работнику охранной организации, не имеющему разрешение на хранение и ношение оружия, либо лицу, не являющемуся работником данной организации; повлекло за собой нарушение прав и законных интересов, нанесение ущерба здоровью граждан либо иные тяжкие последствия;

 оказание лицензиатом услуг в виде вооруженной охраны имущества или специальных средств без заключения договора либо без уведомления органа внутренних дел о начале оказания охранных услуг;

оказание лицензиатом услуг, осуществление которых не предусмотрено имеющейся у него лицензией, либо которые не предусмотрены статьей 3 Закона «О частной детективной и охранной деятельности»;

необеспечение доступа должностных лиц лицензирующего органа в ходе проведения ими проверочных мероприятий, в места хранения оружия, спецсредств и служебной документации.

 

7. Установления особого порядка осуществления охранной деятельности (объектов жизнеобеспечения, в случае возникновения гражданско-правовых споров, в зоне проведения контртеррористической операции).

Запрещается вооруженная охрана имущества на территории закрытых административно-территориальных образований, а также приобретение и использование оружия ЧОПами, зарегистрированными и (или) расположенными на их территории.

Оказание охранных услуг по охране объектов и имущества, в отношении которых имеются гражданско-правовые конфликты и (или) в отношении которых уже имеется договор на оказание охранных услуг с другой организацией, осуществляется по согласованию с органами внутренних дел в порядке, установленном Правительством РФ.

 Руководитель контртеррористической операции вправе ограничить или приостановить осуществление частной охранной деятельности.

 

8. Использования в охранной деятельности технических средств, форменной одежды, транспортных средств.

Перечень технических средств, используемых в охранной деятельности, устанавливается Правительством РФ.

Обязательным требованием является осуществление охранных услуг в форменной специальной одежде, позволяющей определить их принадлежность к конкретной охранной организации, а также наличие у них личной карточки охранника, выданной ОВД в порядке, установленном органами внутренних дел. Форменная специальная одежда и знаки различия работников ЧОПв не могут быть аналогичными форме одежды и знакам различия сотрудников правоохранительных органов и военнослужащих, а также сходными с ними до степени смешения.

Специальная раскраска, информационные надписи и знаки на транспортных средствах частных охранных организаций подлежат согласованию с органами внутренних дел в порядке, определяемом Правительством РФ.

 

9. Усиление административной и уголовной ответственности за правонарушения в сфере охраны.

Усилена ответственность по статье 137 (Нарушение неприкосновенности частной жизни). По данной статье предлагается мера наказания в виде лишения свободы до 4 лет. Такая же мера наказания предлагается и по статье 138 УК (Нарушение тайны переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных или иных сообщений). Кроме того, эта статья дополнена частью 3, которая предусматривает уголовную ответственность за незаконные производство, сбыт, приобретение, передачу или хранение специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации.

Статья 203 УК дополнена частью 1, которая устанавливает уголовную ответственность за совершение руководителем либо работником частной охранной организации действий, выходящих за пределы полномочий, установленных законодательством РФ, регламентирующим осуществление частной охранной деятельности, и повлекших существенное нарушение прав и законных интересов граждан и (или) организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства.

Существенные изменения предлагается внести в статью 20.16 Кодекса об административных правонарушениях (Незаконная частная охранная и детективная деятельность). Так, например, незаконное осуществление охранной деятельности и (или) действий, отнесенных законом к видам охранных услуг, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц – от двух тысяч до трех тысяч рублей; на юридических лиц – от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей.

Как представляется, при подготовке законопроекта ко второму чтению (вероятно, на осенней сессии 2008 года) в него будут внесены соответствующие поправки, однако они вряд ли существенно изменят его содержание.