Всемирные сети формируют новое информационное и предпринимательское пространство, связанное с оборотом информации. Скорость, дешевизна и мобильность — это главный мотор развития электронных обменов. Это пространство «разума и свободы» дает, нам многие преимущества: в возможностях рекламы; относительно низкой стоимости каналов связи; возможности обслуживания клиентов двадцать четыре часа в сутки, семь дней в неделю; минимизации налогообложения операций расчетов с электронными деньгами, упрощении бухгалтерского учета.
В настоящее время право виртуального пространства является следствием экономического подъема многих стран, что связано с развитием электронных средств связи, появлением новых рабочих мест и профессий. Сейчас уже можно говорить о существенных достижениях от использования Интернета в банковской сфере, в сфере распределения, страхования, доставки товаров.
Все эти удобства порождает многие юридические проблемы:
- идентификации лиц;
- повышения уровня правосознания, профессиональной этики и качества поведения субъектов права;
- более четкого определения источников права;
- уточнения характера действия права в пространстве и по кругу лиц;
- разработки более отработанных категорий и понятий;
- борьбы с киберпреступностью.
В Российской Федерации ситуация усугубляется еще и тем, что нет хорошо проработанной законодательной традиции и четкой государственной политики в этой сфере. Действующее законодательство в этой сфере явно недостаточно, имеет грубые нарушения в юридической технике и слабо содействует стимулированию конкуренции.
Можно сформулировать три достаточно полярные позиции по проблеме регулирования деятельности в Сети:
1. Первая, представленная меньшинством, состоит в отказе от любого «внешнего» вмешательства в Интернет, которое было бы способно самостоятельно все регулировать. Эта позиция опирается на двойное суждение о том, что киберпространство — это новая территория, качественно отличающаяся от физического пространства; нормативные регуляторы и судьи «реального мира» обречены к неэффективности в этом «текучем» и неуловимом мире, существующем без формализма документов и без физических границ
Мы считаем эту позицию устаревшей. Пользователи Интернета — это реальные лица, которые имеют определенное расположение в Сети, местопребывание в реальной жизни и правовой статус. Так, у активных предприятий в Интернете есть свой юридический адрес, инфраструктура, банковские счета. Обмены, коммерческие сделки, правонарушения в этой среде весьма реальны, с ощутимыми последствиями для реальных лиц. И, кроме того, последний опыт международного сотрудничества в этой среде показывает, что мы все чаще и чаще способны здесь регулировать интернет-отношения с помощью норм права и обнаруживать правонарушителей. Недавние судебные процессы в странах Европы и США еще раз подтверждают это.
2. Вторая позиция сводится к тому, что государства, их учреждения и институты в состоянии не лучшим образом регулировать деятельность в Интернете, потому что они слишком медлительны, мало что делают для технического и коммерческого развития Сети и имеют правомочия только в рамках своих границ. Сторонники этой точки зрения указывают на экономических участников интернет-отношений — на предприятия, практиков, специалистов, заинтересованных в том, чтобы их рентабельность базировалась на доверии потребителей. Именно они должны предлагать, разрабатывать, даже обязывать вводить в сферу Интернета морально-этические кодексы и внедрять идеи саморегулирования, которые закон и юриспруденция могут затем законодательно закрепить. Принимая во внимание результативность этого подхода, положения которого в общем-то правильны в таких областях, как реклама или дистанционная купля-продажа, становится ясно, что общественные отношения не ограничатся в этой среде лишь рыночными отношениями. Здесь необходимы и иные способы регулирования.
Существуют еще одни способы регулирования — государственные, корпоративные, индивидуальные. Но они иногда находятся в противоречии с формами рыночного саморегулирования. И с другой стороны, общественная польза от них не будет только точкой соприкосновения между интересами экономических агентов и интересами платежеспособных потребителей. Следовательно, саморегулирование в Интернете будет играть свою существенную роль, но не будет занимать все мировое пространство регулирования. Иными словами, оно будет иметь свое место в системе правовых воззрений на интернет-отношения.
3. Третья позиция сводится к следующему: существующие демократические учреждения и законодательные процессы вполне обнаруживают свою состоятельность в регулировании информационной среды. И только они одни легитимны обсуждать и решать юридические вопросы, стоящие перед теорией и практикой Интернета. Так, органы правосудия могут рассматривать индивидуальные споры в виртуальном пространстве и конструировать здесь понемногу судебную практику. Законодатель также должен менять и толковать нормы интернет-права, а там, где это необходимо, их исключать. Медлительность, некоторое несовершенство, состязательность этого процесса есть нормальное проявление функционирования демократического общества. И это не должно вызывать у нас опасения. Это подтверждают многие исследователи за рубежом.
Интернет как новое информационное явление и пространство не может существовать без права. Но право в этой среде несколько иное; оно скорее международное и «децентрализованное». В работе профессора С.С. Алексеева «Теория права» в разделе «Право в генезисе общества» дается весьма удачный, на наш взгляд, термин «неразвитое право», который указывает на то поле, где право «не раскрылось, не развернуло свои свойства как самостоятельного и «сильного» нормативного социального феномена, играющего свою особую роль». Такую характеристику можно дать и праву виртуального пространства, которое находится в процессе своего формирования.
Анализ аналитических материалов и литературных источников позволил сделать следующие выводы:
1) виртуальная сфера не является особым правовым пространством: фундаментальные принципы права здесь вполне применимы, хотя некоторые аспекты правореализации в Интернете носят специфический характер. Эти общие принципы гарантируют равную защиту основных прав и свобод граждан. Такая защита необходима как в реальном, так и в виртуальном пространстве, как на национальном, так и на межнациональном уровне;
2) нельзя добиться реальной свободы слова в Интернете без ответственности. Это функциональная основа рассматриваемых идей интернет-права;
3) мир сетей представляет собой не только торгово-экономическое (коммерческое), но и социально-правовое пространство. Это обусловлено тем, что бурное развитие электронной коммерции в Сети не должно затмить главное преимущество, которое дает нам Интернет, — он позволяет каждому субъекту интернет-отношений самовыражаться и свободно общаться повсюду и с кем угодно;
4) не существует какого-либо единственно правильного национального ответа на проблемы интернет-права. Они должны обсуждаться представителями всех стран.
Основные предложения и рекомендации в сфере кибернетического права:
1. Предложено уточнить юридическую ответственность участников Сети.
Нужно принять за основу два следующих положения: во-первых, ответственность несет автор информации, помещенной в Сети, так как он обязан нести ответственность за ее содержание; следует обязать его отождествлять себя; во-вторых, провайдеры должны нести ответственность только за то, что они способны контролировать и освобождаться от уголовной ответственности, если их вмешательство в Сеть является чисто техническим.
Если выбирать между системой специальной юридической ответственности, принятой для печати (на примере Франции), и системой общей (неспециальной) юридической ответственности, мы рекомендуем принятие системы общей юридической ответственности (на примере России) как более простой и лучше приспособленной к эмпирическим и постепенным шагам, которые требует интернет-право.
2. Теоретически решен вопрос в отношении подсудности интернет-спора в случае нарушения права интеллектуальной собственности (в частности, в случае подделки). Предлагается придерживаться такого решения этого вопроса, на которое в настоящее время ориентируется международная юридическая практика — в зависимости от доли ущерба применяются закон и суд страны наиболее пострадавшей стороны (т.е. право той страны, которой нанесен больший ущерб). Вместе с тем, чтобы избежать увеличения количества судебных процессов, надо было бы дать право пострадавшему самому выбрать суд, т.е. возможность обращаться в любой компетентный суд для возмещения полноты ущерба. На наш взгляд, в этом вопросе был бы компетентен суд той страны, которая наиболее затронута ущербом (как правило, это суд по местопребыванию потерпевшего). В расчет должны приниматься законы и размер ущерба и других стран.
Следует также воздействовать на провайдеров (в частности, мерами гражданской и уголовной ответственности), побуждая их блокировать доступ к контрафактной продукции или информации такого содержания, когда она «схвачена» и преследуется законными владельцами.
На наш взгляд, изменения и дополнения в российское законодательство должны вноситься по принципу, в соответствии с которым провайдер должен нести ответственность за качество информации, размещаемой на его сервере, в случае, если: данная информация размещалась по его инициативе и/или за его счет; провайдер был осведомлен или имел возможность быть осведомленным о содержании информации, размещаемой на его сервере; преднамеренные или непрофессиональные действия провайдера повлекли размещение незаконной информации на его сайте.
Таким образом, ответственность провайдера наступает в зависимости от наличия его вины в размещении информации, нарушающей права третьих лиц.
Необходимо законодательно закрепить право провайдера по результатам проверки: или блокировать (удалять) информацию, для выявления противозаконности содержания которой не требуется специальных знаний; или информировать компетентные органы о наличии сомнительной информации для более тщательной и компетентной проверки.
Обобщая сказанное, можно утверждать, что проблема ответственности провайдеров — это особенно острая и насущная проблема государственной политики не только в области Интернета, но и вообще в интернет-праве.
3. В этой сфере также важно развивать международно-правовое сотрудничество, в том числе и по линии судебных органов.
В Европе давно уже действуют соглашения о выдаче преступников иностранному государству. Некоторые из этих соглашений Россия подписала и ратифицировала. Среди них, например, Европейская конвенция о выдаче от 13 декабря 1957 г., Европейская конвенция о взаимной правовой помощи по уголовным делам от 20 апреля 1959 г. До недавних пор не существовало детального договора между Россией и США по данному вопросу. Действовало лишь Соглашение между двумя странами о порядке исполнения судебных поручений от 22 ноября 1935 г. (в форме обмена нотами). Только 17 июня 1999 г. был подписан Договор между РФ и США о взаимной правовой помощи по уголовным делам, который был ратифицирован Федеральным законом от 3 ноября 2000 г.
Развивая это сотрудничество, следует в ближайшее время подписать еще один специальный договор между Россией и США о взаимной выдаче преступников, который затрагивал бы и сферу Интернета. Это окажет положительное воздействие на рынок интернет-услуг.
Скорейшее присоединение России к Конвенции о киберпреступности решило бы многие проблемы в сфере уголовного права, способствовало бы выработке понятийного аппарата теории права и государства. Тем более что теперь это вопрос лишь времени.
4. В кибернетическом праве должно быть соблюдено существенное различие между «публичным сообщением» и «частной корреспонденцией», установленное как российским, так и европейским законодательством. Считаем, что будет более точным, если в нашем законодательстве такие понятия как «информация ограниченного доступа», «персональные данные» или «информация о гражданах», в необходимых случаях заменить категорией «частная информация», существующей во многих правовых системах мира. Было бы также целесообразно с учетом положений Федерального закона «О персональных данных» принять в скором времени закон «О приватности (защите частной информации граждан)».
Для решения этих и многих других задач предлагаем следующие меры:
1. Предпочтение самоконтроля контролю априори. По своей структуре единой сети и способу настоящего функционирования Интернет с трудом впишется в схему управляемого предварительного контроля — контроля типа априори. Это наше утверждение, высказанное в начале 2003 г. в монографии «Право и Интернет. Теоретические проблемы», нашло вскоре закрепление в Декларации о свободе обмена информацией в Интернете от 28 мая 2003 г. В развитие этой мысли следует особо подчеркнуть, что никакой единственный (единый) орган государственной власти не сможет управлять такими потоками информации в этой среде; каждый участник Сети может в любое время по своей собственной инициативе быть отправителем и получателем информации, автором (соавтором и потребителем); информационные потоки не знают границ. Считаем вредным в таких условиях принудительное императивное регулирование Интернета, регламентацию обязанностей и содержания информации, установленных, как известно, по отношению к телевидению.
В этой связи необходимо, с одной стороны, установить не предварительный, а эффективный последующий контроль в Интернете, а также способствовать быстрой процедуре правосудия. С этой целью органы суда и следствия должны иметь постоянный доступ к информации, циркулирующей в Сети, а также должна быть создана новая процедура разбирательства по отношению к виновному серверу (более упрощенная).
2. Кроме того, следует усилить специальные органы расследования и подразделения (в системе МВД, прокуратуры и ФСБ), специализирующиеся на том или ином виде правонарушения в сфере высоких технологий.
3. На наш взгляд, полезно было бы создать при Министерстве информационных технологий и связи России (при участии Минюста России) совещательный орган наблюдения за поведением в Сети субъектов интернет-отношений — Комитет по оказанию онлайн-услуг и предупреждению правонарушений, возложив на него совокупность следующих функций:
- наблюдение за деятельностью указанных субъектов;
- анализ и оценка среды, в которой они работают;
- рассмотрение споров между субъектами (и в отношении спорных сайтов);
- осуществление необходимых примирительных процедур в связи с последними;
- организация учебы субъектов интернет-отношений в области права и правового воспитания;
- предупреждение хищений информации, мошенничеств, обманов в сетях.
Совещательный орган подобного свойства мог быть сформирован и в недрах Общественной палаты РФ.
4. С другой стороны, надо содействовать самоконтролю участников за своим поведением в Сети посредством кодирования, «родительского фильтрования» либо выработкой и составлением специалистами кодексов профессиональной этики, фиксирующих правила поведения и нормы ответственности и принятых самими участниками (субъектами) интернет-отношений. Такие кодексы уже приняты поставщиками интернет-услуг (провайдерами) в Великобритании, Франции, Бельгии, Новой Зеландии. Надо, наконец, разработать типовые контракты между поставщиком доступа и абонентом и между издателем и сервером, которые бы благоприятствовали принятию типовых условий, гарантирующих защиту прав индивида и потребителя.
5. Содействие различным формам коммуникации, просвещения и мобилизации участников. Необходимы специальные информационные программы и кампании обучения. Например, Правительством РФ должен быть издан Справочник (записная книжка) прав и обязанностей в Интернете. Что касается Министерства образования и науки России, оно обязано более оперативно утверждать различные программы обучения работе в сетях. Органы местного самоуправления должны открыть «бесплатные пространства» для свободного доступа всех людей к Интернету.
6. Содействие развитию национального сегмента в Интернете. Не секрет, что Интернет является сегодня англоязычной сетью и большинство обменов происходят на английском языке. Естественно, что он построен по американским стандартам, которые не всегда соответствуют российским или европейским нормам, Франция решила эту проблему следующим образом. На основе собственной промышленности она создала национальную информационную систему «Минитель», установила оптимальные цены и успешно развивала свой сервис. Необходимо, чтобы и наша отечественная промышленность мобилизовала свои ресурсы.