Не так давно столица России стала жить по новому административному кодексу (Закон г. Москвы от 21 ноября 2007 года №45 «Кодекс города Москвы об административных правонарушениях»). Что это дало для обеспечения безопасности города и его жителей?

Председатель комиссии Мосгордумы по законодательству Александр Семенников – редактор документа, он лично внес в него более 200 поправок. Так что его мнение по поводу КоАП особенно ценно. Скажем, есть аксиома: нельзя обеспечить безопасность индивидуума без ограничения его свободы. Что на этот счет прописано в Кодексе? Не слишком ли он серьезный барьер на пути развития человеческой свободы?

- Абсолютно нет, - считает Александр Семенников. - Примерно три четверти запретов, содержащихся в «Кодексе города Москвы об административных правонарушениях», уже давно действуют. До принятия Кодекса наша жизнь регламентировалась 27 городскими законами, десятками правил, нормативов, инструкций, принятыми в разное время, разными организациями и имеющими разную юридическую силу. В этом весьма рыхлом конгломерате мог ориентироваться далеко не всякий юрист, не говоря уже о простых гражданах. О большинстве многих правил и запретов москвичи даже не подозревали и поэтому становились невольными их нарушителями.

В качестве примера приведу действовавшие до недавнего времени Правила сбора, хранения и перевозки пищевых отбросов, предназначенных для откорма животных. Пожилые москвичи помнят, наверное, как на лестничных клетках стояли специальные ведра. Ведра давно исчезли, а правила остались. Эти и подобные им архаичные нормы теперь отменены, а те, которые отвечают требованиям сегодняшнего дня, воспроизведены Кодексом.

«Кодекс города Москвы об административных правонарушениях» – это свод законов, в котором можно найти все действующие в городе ограничения и санкции за их нарушение. Тем самым создана ясная и прозрачная правовая среда, в которой легко сориентируется любой грамотный человек.

- Можно ли говорить о каких-то первых результатах введения Кодекса?

- Пока нет. Дело в том, что у нас нет общей эффективной системы учета административных правонарушений. Милиция не ведет регулярного подсчета составленным протоколам, а мировые суды присылают отчеты о вынесенных решениях по итогам работы за полугодие (то есть где-то в августе – прим. авт.). Так что полной картины мы пока не имеем, но активно работаем над созданием системы мониторинга действующего законодательства. Эта система, когда будет отлажена, сможет наглядно показывать, как работает та или иная статья, поможет своевременно вносить поправки и выходить с новыми законодательными инициативами. Но и при эффективно действующем мониторинге важным источником информации о соблюдении законов останутся письма избирателей. Так, недавно ко мне пришла жалоба, что в особо охраняемой природной зоне в Коломенском работает ресторан «Охотничий домик». Мы проверили, факт подтвердился. Я написал запрос в прокуратуру, там возбудили дело. В результате ресторан убрали, а владельцы заплатили солидный штраф. Кстати, в нашем Кодексе за правонарушения, связанные с охраной окружающей среды, максимальная сумма штрафа с организаций увеличена до миллиона рублей.

- Вообще бросается в глаза, что раздел, посвященный таким нарушениям самый большой - 49 статей. В связи с этим предприниматели уже выражают тревогу, что будут подвергаться своего рода шантажу со стороны общественных экологических организаций, которые зачастую присваивают себе право проводить проверки. Что бы Вы им посоветовали?

- Заглянуть в главу 16 «Кодекса города Москвы об административных правонарушениях». Там четко прописано, кто имеет право составлять протоколы, в том числе в отношении правонарушений, связанных с охраной окружающей среды. Эти нарушения перечислены в главе 4. Читаем: протоколы о природоохранных правонарушениях имеют право составлять инспекторы Департамента природопользования и охраны окружающей среды города Москвы, специализированного подразделения ГУВД, т.е. экологической милиции, участковые уполномоченные и инспекторы ГИБДД в своей области. Протокол передается либо в административную инспекцию, либо в мировой суд. Никто другой такой протокол составлять не имеет права. И я не имею. Я уже привел пример, как сам действовал в подобном случае: обратился в прокуратуру.

Общественные экологические организации существуют для того, чтобы привлекать внимание соответствующих органов к тому, что наносит вред окружающей среде, но не проводить проверки и уж тем более не угрожать штрафами.

Что же касается количества статей, то наша практика, опросы общественного мнения показывают, что проблемы экологии в настоящее время очень актуальны для москвичей. Эта актуальность нашла свое отражение в Кодексе: штрафы за правонарушения в области охраны окружающей среды самые высокие.

- Инспекторы ГИБДД выносят решения по автомобилям, не отвечающим экологическим стандартам?

- Не только. Если машина наехала на дерево или помяла куст – это уже экологическое нарушение. Даже повреждение газона, который был устроен для озеленения города, карается штрафом. Так что если вы видите, что кто-то постоянно ставит машину на газон под вашим окном, вам достаточно обратиться к ближайшему сотруднику ГИБДД. Или к участковому.

- С окружающей средой в какой-то степени связаны и нарушения во время строительных работ. Что, например, Кодекс рекомендует делать, если ваша компания ведет строительные работы, а местные жители постоянно вмешиваются в этот процесс?

- Нарушения, связанные с градостроительством, прописаны в главе 7. Нарушения при производстве земляных, строительных и дорожных работ перечислены в статье 7.4. Вот ей и надо руководствоваться при общении с жителями. Для организаций величина штрафов за такие правонарушения от 20 до 30 тысяч рублей. Однако различных нюансов в реальной жизни гораздо больше.

Вообще, работая над Кодексом, мы старались сделать его минимально отсылочным, т.е. перечислить правонарушения, которые караются штрафом, в самом тексте Кодекса. Но в данном случае все, что связано со строительством, в Кодекс просто не вошло – слишком много существует строительных норм и правил, установленных федеральным и городским законодательством. В городе работает Объединение административно-технических инспекций, которое осуществляет контроль за соблюдением действующего законодательства в этой сфере. Строители это наверняка знают, жители – далеко не всегда. Отсюда и конфликты.

Как я уже говорил, в главе 16 четко указано, куда надо адресовать жалобу при этих нарушениях. Я считаю, это большой плюс Кодекса: в нем буквально по каждой статье указано, кто и как наказывает нарушителя. Вся практика последних лет показывает, что грамотно составленное письмо, если оно сразу направлено в нужную инстанцию, гораздо быстрее приведет к желаемому результату, нежели экзотические акции вроде живого щита на пути бульдозера. Цепочка людей перед грузовиками - это, конечно, эффектно, и телевидение, может быть, приедет, но такие методы, основанные на эмоциях, редко приносят реальную пользу. Вот это строители и должны объяснить жителям. Надо постараться показать, что все находятся в одном правовом пространстве.

Именно поэтому я считаю, что «Кодекс города Москвы об административных нарушениях» должен иметь у себя на полке каждый москвич, интересующийся городской жизнью, желающий активно в ней участвовать. А уж бизнесмен – тем более.

- Я заметил, что в Кодексе достаточно много новых статей. Например, он вводит наказание за попрошайничество…

- Вы правы. Около 25% статей отражают новые реалии нашей жизни, а многие из «старых» в той или иной степени модернизированы. Ведь и жизнь с момента принятия предыдущих правовых актов значительно изменилась. Что же касается попрошайничества, то статья определяет наказание за нарушение общественного порядка, выразившееся в навязчивых действиях гражданина, за настырное неоднократное предложение или просьбу, адресованные вам против вашей воли. Думаю, мы все с этим явлением регулярно сталкиваемся. Сюда же входят купля-продажа, обмен или приобретение вещей иным способом, гадание, оказание услуг сексуального характера… Штраф от 100 до 500 рублей. (Отметим, что в первой редакции Кодекса в эту статью входила и навязчивая реклама различных религиозных конфессий. Однако в процессе обсуждения депутаты Мосгордумы решили все же не путать пропаганду евангельских учений с торговлей и проституцией).

- Большая часть из перечисленного сосредоточена на вокзалах, на трассах и вообще, в транспортных узлах. И действительно очень мешает людям. Может быть, стоило внести в КоАП какую-то статью именно о таких местах?

- Ну, во-первых, теперь уже есть соответствующая статья, и ей можно пользоваться. Можно обратиться к ближайшему милиционеру.

А во-вторых, я думаю, у этого явления скорее исторический оттенок, нежели какой-то рассчитанный злой умысел. Вспомните, как строилось метро. Самое красивое метро в мире! И отношение с первых же дней соответствующее. Не сорить, не гадить, ни-ни. В аэропортах аналогичная ситуация – там навязчивого предложения услуг или попрошайничества тоже не наблюдается. А вокзал, станция? Сразу представляется грязь, неразбериха, потерянные или украденные вещи, теплушки и так далее. Устоявшийся штамп – люди привыкли.

И мало пока примеров перед глазами, какой должна быть станция или привокзальная площадь. Но к такой работе в Москве уже приступили. Один только факт - началось обустройство Малого кольца железной дороги для пассажирского движения. Станции, которые на ней будут строиться: это, по сути, современные транспортные узлы. И милиции там будет достаточно, и внешний вид на уровне мировых стандартов. Никаких коробейников и попрошаек. Появится живой пример – подтянутся радиальные направления МЖД. А механизм привлечения нарушителей к ответственности уже есть.

- Большой резонанс вызвала глава, касающаяся содержания животных. Например, она обязывает всех владельцев делать прививки и грозит штрафом за невыполнение. Много споров вокруг специальных площадок для выгула собак. Означает ли появление этой главы то, что работа над знаменитым московским законом о животных прекращена?

- Нет, не означает. Но в этой области мы ограничены федеральным законом, в котором домашние животные определены как движимое имущество, а значит, и основные правоотношения с ними могут регулироваться только федеральным законодательством. Что же касается требований к содержанию собак и кошек, то в городе уже давно действуют Временные правила. Во многом они устарели, и сегодня над их актуализацией работает специальная рабочая группа. Но они действуют, так же, как и целый ряд других правовых актов города Москвы, регулирующих взаимоотношения с нашими «братьями меньшими». В главе 5 Кодекса подробно прописаны штрафы за нарушения установленных запретов. Например, нельзя содержать животное в местах общего пользования. Гулять с собакой можно везде, кроме территории учреждений здравоохранения, детских садов, школ, иных образовательных учреждений и учреждений, работающих с несовершеннолетними. При этом в некоторых общественных местах, конкретно названных, собака должна быть в наморднике и на поводке. Если ваше животное «загрязнило» общественное место – за ней надо убрать. За нарушение этих правил – штраф до тысячи рублей для частных лиц. Прописаны и штрафы в случае нападения животных на людей и других животных. В принципе, и спорить особенно не о чем. Условия для выполнения запретов надо создавать, а владельцам собак необходимо привыкать их исполнять.

- Очень удивило то, что время, когда запрещено шуметь, снова определено с 23 до 7 утра. Хотя во многих европейских столицах в рабочие дни мешать отдыхать окружающим нельзя уже с 19.00. Почему не стали раздвигать рамки?

- Дело в том, что московский закон в целом касается тех вопросов, которые не регламентированы федеральным законодательством. А в нем понятие «ночное время» определено четко: с 23 до 7. Это понятие применяется в разных сферах. Например, запрещен ряд следственных действий в ночное время. Резонно возникает вопрос: ночное – это когда? Поэтому здесь мы оставили федеральную норму. Это не значит, что вы не можете пожаловаться участковому по поводу постоянного шума даже в урочное время. Он может провести профилактическую беседу. Кроме того, повсеместно в городе образуются товарищества собственников жилья (ТСЖ), где подобные проблемы решаются гораздо спокойнее самими жильцами. Думаю, мы постепенно дойдем до европейских норм общежития, когда человек, у которого собирается компания, заранее вывешивает для соседей объявление, что такого-то числа и по такому-то случаю у него будут музыка и танцы.

Конечно, шумный сосед – это проблема, но, к сожалению, не самая большая. Положение с шумом в Москве в целом очень непростое. Уровень уличного шума во многих районах города в полтора раза превышает санитарную норму. Это ведет к психическим расстройствам, болезням. Сейчас разрабатывается комплексная программа соответствующих мер: установка шумозащитных экранов, применение бесшумных конструкций трамвайных и железнодорожных путей и т. д. Вот когда эта программа начнет претворяться в жизнь, будут созданы условия для снижения шума, то и нормы закона могут быть подкорректированы.

- Много ли в новом Кодексе наказаний для чиновников?

- 9 из 17 глав Кодекса направлены на защиту абсолютного большинства москвичей от произвола в самых различных областях. Со стороны организаций, которые неправильно, во вред окружающим, эксплуатируют помещения; руководителей предприятий, которые не соблюдают квоты по приему на работу; директоров школ, которые необоснованно отказывают в зачислении ребенка или отчисливших его без должного основания. Со стороны организаций, которые не обеспечивают возможности нормального передвижения для инвалидов. И так далее. Кстати, впервые установлен штраф для должностных лиц, не ответивших на обращение гражданина в установленный срок. Словом, читайте Кодекс, там найдете все.

Справка «Хранителя»

«Кодекс города Москвы об административных правонарушениях», принятый 21 ноября 2007 года содержит 213 статей, скомпонованных в 17 глав:

Глава 1. Общие положения

Глава 2. Административные правонарушения, посягающие на права граждан и здоровье населения

Глава 3. Административные правонарушения, посягающие на общественный порядок и общественную безопасность

Глава 4. Административные правонарушения в области охраны окружающей среды и природопользования

Глава 5. Административные правонарушения в области обращения с животными

Глава 6. Административные правонарушения в области землепользования

Глава 7. Административные правонарушения в области градостроительства и эксплуатации объектов городской инфраструктуры

Глава 8. Административные правонарушения в области благоустройства города

Глава 9. Административные правонарушения в области использования жилых помещений и объектов нежилого фонда

Глава 10. Административные правонарушения на транспорте

Глава 11. Административные правонарушения в области предпринимательской деятельности

Глава 12. Административные правонарушения в области бюджетных правоотношений

Глава 13. Административные правонарушения в области охраны и использования объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) регионального и местного (муниципального) значения, их территорий и зон охраны

Глава 14. Административные правонарушения, посягающие на институты государственной власти и местного самоуправления

Глава 15. Административные правонарушения против порядка управления

Глава 16. Составление протоколов и рассмотрение дел об административных правонарушениях

Глава 17. Заключительные и переходные положения