Вопрос: Закон «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации» (п. 2 статьи 18) предоставляет охраннику право применять оружие для отражения группового или вооруженного нападения на охраняемое имущество. Однако непонятно, что следует понимать под нападением на охраняемое имущество.

 

Ответ: С точки зрения русского языка на имущество (неодушевленные предметы) напасть невозможно. Имущество можно похитить, уничтожить, завладеть обманным путем и т.п. Поэтому под нападением на охраняемое имущество в данной статье следует понимать опять-таки нападение на охранника, но целью этого нападения является завладение охраняемым им имуществом. Речь в данном случае идет о разбое, то есть нападении, сопряженном с насилием опасным для жизни охранника с целью завладения охраняемым им имуществом. Поэтому случай применения охранником оружия, предусмотренный пунктом 2 статьи 18 указанного закона, представляет собой один из случаев нападения на охранника, непосредственно угрожающего его жизни. В связи с этим, правомерность применения охранником огнестрельного оружия опять-таки будут оценивать в соответствии с пунктом 1 рассматриваемой статьи.

Под групповым нападением в данном пункте понимается нападение двух и более лиц.

Вооруженное нападение - это нападение с огнестрельным, холодным оружием и другими предметами, с помощью которых можно лишить жизни охранника. При групповом нападении вооруженным будет считаться нападение, если хотя бы один из нападавших будет вооружен.

  

Вопрос: В соответствии с действующим законодательством частный охранник вправе выполнять трудовую функцию только при наличии удостоверения частного охранника. Однако на практике возникают ситуации, когда по независящим от него обстоятельствам не был продлен срок действия удостоверения частного охранника. Например, частный охранник своевременно подал в орган внутренних дел документы на продление указанного удостоверения, однако в установленные сроки соответствующим уполномоченным органом не было принято решения ни об отказе в продлении удостоверения, ни о его продлении. Возникает вопрос, как должен в сложившейся ситуации поступать руководитель частной охранной организации – уволить охранника или разрешить ему продолжать выполнение трудовой функции до продления указанного удостоверения.

 

Ответ: В соответствии со ст. 11.1 Закона Российской Федерации "О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации" (далее – Закон), частный охранник является работником по трудовому договору с охранной организацией. Его трудовая деятельность регулируется трудовым законодательством и указанным Законом. Частный охранник выполняет трудовую функцию и пользуется предусмотренными Законом правами только при наличии удостоверения частного охранника (далее – удостоверение), выданного органами внутренних дел в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Согласно пункту 4 Положения о лицензировании негосударственной (частной) сыскной деятельности, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.08.2002 № 600, наличие у работника удостоверения является одним из лицензионных требований при осуществлении охранной деятельности, несоблюдение которого влечет соответствующие правовые последствия для охранной организации. Поэтому при отсутствии у работника указанного удостоверения руководитель охранной организации не имеет права допустить его к работе.

В сложившейся ситуации имеются два законных способа решения данной проблемы. Руководство охранной организации, при наличии возможности и согласия охранника, может временно, до решения вопроса о продлении срока действия удостоверения, перевести его на другую, не связанную с выполнением охранных функций, работу. В случае, если такой возможности не имеется, или охранник не согласен с переводом на другую работу, то руководство частной охранной организации вправе расторгнуть с охранником трудовой договор, руководствуясь при этом пунктом 14) статьи 83 Трудового кодекса РФ (Расторжение трудового договора по инициативе работодателя). Указанный пункт Трудового кодекса предоставляет право работодателю расторгнуть с работником трудовой договор по его инициативе «в других случаях, установленных….. иными федеральными законами». Для обоснования расторжения трудового договора по данному основанию следует сослаться на часть первую статьи 11.1 Закона «О частной детективной и охранной деятельности в Российской федерации», которая разрешает частному охраннику выполнять трудовую функцию только при наличии удостоверения частного охранника.

Для того, чтобы в подобных случаях избежать конфликтных ситуаций, возможных судебных разбирательств, в трудовом договоре с охранником следует четко прописать, в каких иных, кроме предусмотренных п.п. 1-13 статьи 81 Трудового кодекса, случаях указанный договор может быть расторгнут по инициативе работодателя.

Наряду с рассматриваемым, к таким случаям могут быть отнесены:

- истечение срока действия разрешения на ношение оружия или его аннулирование;

- отстранение охранника от должности в порядке, установленном уголовно-процессуальным кодексом;

- появление одного из обстоятельств, не дающих гражданину права претендовать на приобретение правового статуса частного охранника (часть 2 статьи 11.1 Закона «О частной детективной и охранной деятельности»).

Что касается срока действия удостоверения частного охранника и срока подачи документов для его продления, то необходимо иметь в виду следующее. Действующее законодательство, регулирующее частную охранную деятельность, их не устанавливает. Возможно, это будет сделано в ожидаемом Постановлении Правительства РФ об удостоверении частного охранника. Чем руководствоваться до принятия указанного Постановления.

Поскольку заявление о продлении срока действия удостоверения частного охранника является одной из форм обращения гражданина в государственные органы, порядок и сроки его рассмотрения должны соответствовать общим правилам, установленным Федеральным законом от 02.05.2006 № 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации". Согласно статье 12 этого Федерального закона, письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения. В исключительных случаях, срок рассмотрения может быть продлен руководителем государственного органа или органа местного самоуправления, должностным лицом либо уполномоченным на то лицо не более чем на 30 дней.

Аналогичные нормы содержатся в Инструкции по работе с обращениями граждан в системе МВД России, утвержденной Приказом МВД России от 22.09.2006 № 750.

Таким образом, можно рекомендовать частному охраннику подавать заявление о продлении срока действия удостоверения не менее чем за 30 дней до окончания срока его действия.

В случае, если заявление охранника о продлении удостоверения не будет рассмотрено в надлежащий срок и это приведет к потере работником заработка или работы, он вправе обратиться с жалобой о нарушении срока рассмотрения его заявления в вышестоящий лицензирующий орган внутренних дел, а также суд с требованием о возмещении лицензирующим органом убытков и компенсации морального вреда, причиненных ему их бездействием. При удовлетворении судом исковых требований охранника, выплата сумм по решению суда будет произведена из бюджета соответствующего субъекта федерации.