Редактор журнала «Услуги и цены» Александр Зубахин для обсуждения ряда важнейших вопросов охранного бизнеса организовал круглый стол. В дискуссии приняли участие президент Ассоциации индустрии безопасности Игорь Константинович Филоненко и председатель медиакомитета этой ассоциации Николай Геннадьевич Краюшенко.

— Скажите, пожалуйста, какие цели преследовали создатели Ассоциации индустрии безопасности и какие задачи она призвана решать?

Игорь Филоненко: Потребность в обеспечении коммуникации в среде безопасности и в решении общеотраслевых задач привела к созданию ряда общественных объединений (Лига предпринимателей и руководителей предприятий безопасности, профильные гильдии и комитеты в торгово-промышленных палатах, международная ассоциация «Системсервис» и т. д.). Вместе с тем существует ряд проблем, устранением которых эти организации не занимаются. С целью решения таких и многих других задач и была создана Ассоциация индустрии безопасности, 8 декабря 2004 года состоялось ее учредительное собрание.

Изначально определили, что Ассоциация станет структурой, симметричной национальным и международным объединениям индустрии безопасности. Основные направления ее деятельности следующие: информационная, правовая, образовательная, научная и методическая поддержка своих членов; содействие развитию и укреплению сотрудничества с международными и национальными Ассоциациями индустрии безопасности; содействие развитию рыночных механизмов регулирования деятельности и формированию этики предпринимательства в индустрии безопасности; организация и проведение научных и маркетинговых исследований рынка товаров и услуг безопасности в Российской Федерации и за рубежом и т. д. На сегодняшний день основное направление деятельности нашей организации — развитие технической составляющей охранного бизнеса. Работа двух комитетов Ассоциации посвящена именно этому, и, на мой взгляд, такая задача более значима, нежели нормотворчество в области безопасности

Николай Краюшенко: Необходимо добавить, что наша организация призвана не столько защищать, сколько представлять интересы всего сегмента негосударственной безопасности, так как в настоящий момент именно Ассоциация — единственный переговорщик как на внутреннем, так и на зарубежном рынках. Отмечу, что до 2004 года такого переговорщика в России не было.

— Давайте поговорим об особенностях и перспективах охранного бизнеса.

И. Ф.: Так уж сложилось исторически, что наше государство занималось лишь собственной безопасностью. А защищенность каждого конкретного человека, его семьи рассматривали в контексте общей (читай — государственной) безопасности. В таких условиях государственные органы функционировали в режиме обеспечения безопасности государства, механизмов власти и самих себя как представителей власти.

Появившийся в конце 80-х годов бизнес совершенно не вписывался в привычную схему. Поэтому он представлял собой некую параллельную жизнь, и всерьез ее не воспринимали. Должно было пройти несколько лет, чтобы в сознании не только руководителей государства и силовых структур, но и рядовых граждан сформировалось убеждение, что в стране появилась частная собственность, развивается предпринимательство и, как следствие, появляется бизнес в том понимании, как это принято во всем мире.

Бизнес сам решил тогда и решает сейчас проблему собственной защиты, активировав на рынке сегмент негосударственной безопасности. На этой волне возникли частные охранные предприятия (ЧОПы), технические компании и общественные организации, призванные отстаивать интересы именно предпринимательства.

Мы исходим из того обстоятельства, что частный охранный бизнес как явление — это навсегда. Как и в любой сфере, в нем есть свои герои и свои подонки. А есть и множество организационных, технологических и других проблем. Вот для их решения и создают общественные организации, подобные нашей.

— Что же получает компания, вступив в Ассоциацию индустрии безопасности?

И. Ф.: Члены Ассоциации — крупные фирмы, уже зарекомендовавшие себя на данном рынке. Их интересует не столько продвижение самих себя, сколько установление единых правил игры, взаимодействие с другими аналогичными компаниями, расширение комплекса услуг, борьба с недобросовестной конкуренцией, сертификация продукции и пр. Разработка и реализация этих и других аспектов распределена между соответствующими комитетами Ассоциации. Одно из интересных направлений деятельности — экспертная работа, в том числе со средствами массовой информации.

— Какова перспектива частной охраны как услуги?

И. Ф.: Она явно прослеживается в дальнейшем наращивании и совершенствовании технической составляющей охранного бизнеса. Ведь если взять развитые европейские страны, то вы не встретите там на входе «крепкого парня в форме». Его функцию уже заменили телевизионные камеры и различные датчики. И такая тенденция будет нарастать. Вследствие дальнейшего развития технического прогресса повысятся требования к уровню квалификации, технической грамотности персонала, к его аналитическим и умственным способностям.

Н. К.: Перспектива развития, безусловно, — через технические средства. Казалось бы, нам Европа не указ, у нас страна большая, охранников можно набрать много. Но есть официальные цифры. К 2017 году в нашей стране молодых людей в возрасте от 18 лет станет вдвое меньше. Уже сегодня спрос на частных охранников превышает предложение. Через десять лет ситуация обострится до катастрофической. Охранники исчезнут… с видимого поля зрения, они пересядут за пульты и в автомобили, и в большинстве своем будут реагировать на сигналы технических средств охраны. А для того чтобы мои рассуждения не носили голословный характер, приведу в качестве иллюстрации цифры.

В Управлении вневедомственной охраны Москвы на 220 тысяч контролируемых объектов приходится 400 патрульных машин. Получается, что два сотрудника, находящиеся в автомобиле, охраняют в среднем 550 объектов. Нехитрый арифметический подсчет показывает, что примерно 3000 человек выполняют работу, на которую без технических средств потребовалось бы раз в двадцать больше народу, чем могли бы задействовать при современном оснащении таких служб.

Исходя из сказанного и прослеживаемых тенденций развития крупных частных охранных предприятий, можно прогнозировать, что в ближайшие пять-десять лет картина на рынке частной охранной деятельности изменится неузнаваемо.

— Ассоциация призвана содействовать внедрению технически совершенных систем безопасности. Почему общественная организация взяла на себя такую функцию?

И. Ф.: Как ни странно, но нам приходится регулярно сталкиваться с определенного рода некомпетентностью в технических и технологических вопросах сферы безопасности. И эта неосведомленность объективна. Каждые полгода-год на рынке появляется что-то новое, а каждые пять-семь лет в сфере обеспечения безопасности происходят революционные изменения, и уследить за этим тяжело даже профессионалам. Ассоциация же способна найти экспертов, способных дать оценку нововведениям и соответствующие рекомендации.

— Николай Геннадьевич, вы как руководитель крупнейшего частного охранного предприятия не можете не представлять себе те финансовые расходы, что окупятся лет эдак через десять. Не проще ли сейчас выставить на каждом объекте по охраннику, а вопросы технической перестройки бизнеса оставить на потом?

Н. К.: Конечно проще, но не эффективнее. Данный вопрос крайне важен, и в первую очередь потому, что касается финансирования. Например, не так давно московские рестораны получили распоряжение оборудовать свои помещения видеокамерами и установить на входе рамки металлоискателя. Так вот, указание по большей части не выполнено. Собственно говоря, его и не могли выполнить, потому что государство, приняв на себя ответственность за безопасность граждан, не имеет права перекладывать ее на плечи частного бизнеса. Необходимо, чтобы оно взяло на себя часть этой проблемы.

Теперь о тенденции. На сегодняшний день в Москве зарегистрировано около 4000 охранных предприятий, и только порядка 20 имеют собственные пульты. А два года назад насчитывалось 10 пультов. Рост в два раза! И это несмотря на то, что для оснащения данных служб даже мало-мальски нормально работающим оборудованием нужно не менее одного миллиона рублей. И я думаю, что через пять лет на охранных предприятиях установят уже 100 пультов.

И. Ф.: Насыщение охранного бизнеса техническими средствами продолжится и в дальнейшем. Во-первых, современные технические системы при решении определенных задач в плане безопасности уже превосходят возможности человека. Во-вторых, прослеживается такая тенденция — рабочая сила дорожает, а техника становится дешевле.

— Николай Геннадьевич, а что вы имели в виду, говоря об ответственности государства? Создается впечатление, что вам импонирует идея решить проблему технического оснащения частного бизнеса за счет бюджета.

Н. К.: Неправильное впечатление. Что касается защиты частной собственности и, прежде всего, бизнеса, то, конечно же, безопасность следует обеспечивать за счет средств самого владельца. Другой вопрос, как используют бюджетные деньги? На официальном сайте Счетной палаты Российской Федерации опубликованы результаты проверки, предпринятой Управлением вневедомственной охраны МВД России. Любопытная получается статистика. Лишь 30% личного состава названного управления задействовано на обеспечение защиты государственных предприятий и учреждений, остальные 70% охраняют частный бизнес, который платит за предоставляемую услугу. Выходит, что государство в лице вневедомственной охраны, получив налоги, направляет на решение задач по охране своей собственности только 30%. Вот где резерв!

— Каким угрозам вынуждены противостоять частные охранные предприятия?

И. Ф.: Частный охранный бизнес обеспечивает безопасность предпринимательской деятельности нанявших его компаний. А эти фирмы сталкиваются со всеми проблемами, представляющими угрозу и для простых граждан, и для государства. Естественно, когда кто‑то из руководителей ЧОПов заявляет, что его персонал активно противодействует терроризму и наркомании, мы должны понимать, что формы и методы подобной борьбы отличны от государственных. Охранник в ночном клубе препятствует продаже наркотиков. Разве он не борется с наркоманией? Разве не борется с терроризмом охранник, стоящий у рамки металлоискателя на входе в банк или крупную компанию? Конечно, да. Он противостоит и терроризму, и наркомании, и иным проявлениям преступности. Только делает он это сугубо в рамках своей профессиональной деятельности.

Н. К.: У меня несколько иное мнение. Посмотрите законы, и все сразу же станет ясно, кто и за что отвечает в нашем обществе. В законе «О частной охранной и детективной деятельности в РФ» написано, что ЧОПы содействуют правоохранительным органам. Я обращаю внимание на слово «содействуют», и не надо смешивать одно с другим. В случае с терроризмом долг каждого гражданина помогать правоохранительным органам. Закон устанавливает не только обязанности, но и права для борьбы с терроризмом, и государственные структуры наделены широкими полномочиями. На мой взгляд, искусственное выделение ЧОПов создает обманчивое впечатление и вредит общей борьбе с этим злом.

— Помнится, после террористических актов в Москве звучала мысль о необходимости задействовать ЧОПы в борьбе с терроризмом. Это реально?

Н. К.: Нет, не реально. Для этого необходимо поменять законы. В принципе персонал частных охранных предприятий представляет собой наиболее подготовленную часть гражданского общества, способную противостоять терроризму. Как говорится, чем можем, тем поможем. Но есть законы, четко регламентирующие права и обязанности в данной области…

И. Ф.: Когда мы говорим о терроризме, необходимо понимать, что это касается всех. Поэтому и я, и вы, как граждане, — мы все обязаны бороться с таким явлением каждый на своем месте, и здесь противоречия нет никакого. Другой вопрос, насколько мы вовлечены в государственную систему противодействия терроризму? Похоже, что вообще не вовлечены.

— У вас есть возможность лично обратиться к нашим читателям. Что бы вы им пожелали?

Н. К.: Вместо пожелания хочу рассказать анекдот.

Охранник заходит к своему боссу и говорит:

— Там в приемной какие-то люди заявляют, что вы им крупно задолжали, и они пришли за своими деньгами.

— А как они выглядят? — интересуется босс.

— Они выглядят так, что долг лучше вернуть!

Так вот, я желаю читателям не попадать в такие ситуации.

И. Ф.: Помимо огромной армии милиционеров, сотрудников ФСБ и других спецорганов на страже наших интересов и безопасности стоят сотни тысяч частных охранников и специалистов технических компаний в области безопасности. Я хочу пожелать им здоровья, успехов в нелегком труде и чтоб в их работе случалось поменьше внештатных ситуаций.