Гражданам России начали выдавать заграничные паспорта с электронным чипом, содержащим так называемую биометрическую информацию о владельце. Первыми в соответствии с постановлением Правительства РФ от 18 ноября 2005 года №687 такими документами должны обзавестись жители Москвы, Калининградской области... Срок сдачи новой паспортной системы в эксплуатацию по всей территории России — 2007-й год. О технологических принципах, которые закладываются в этот проект, рассказывает заместитель руководителя Федерального агентства по информационным технологиям (Росинформтехнологии), Главный конструктор и Председатель Совета конструкторов Государственной системы изготовления, оформления и контроля паспортно-визовых документов нового поколения Александр Панкратов.

Александр Иванович, честно говоря, сходу даже трудно припомнить, когда в последний раз для реализации подобного проекта создавался институт главных конструкторов?

— На моей памяти, последняя система, в рамках реализации которой использовался институт главного конструктора, — ГАС «Выборы». Это присуще для всех крупных государственных проектов.

В чем заключается сложность выполняемого проекта? Каковы в связи с этим основные задачи Совета конструкторов Государственной системы изготовления, оформления и контроля паспортно-визовых документов нового поколения, который Вы возглавляете?

— Во-первых, невероятно короткие сроки. За 2,5 года мы должны обеспечить выдачу гражданам России загранпаспортов нового образца. Во-вторых, внедрение системы изготовления, оформления и контроля ПВД нового поколения осложняется тем, что необходимо максимально использовать уже существующую инфраструктуру и работающие ведомственные информационные системы различных федеральных органов исполнительной власти. Это необходимо для сохранения вложенных в эти системы инвестиций. К этому следует добавить, что используемые в проекте новые технологии до сих пор в таком масштабе в России не применялись.

— Помимо этого, внедряемые технические решения необходимо гармонизировать с решениями, используемыми в аналогичных зарубежных системах. Это нужно для того, чтобы на пунктах пограничного контроля мы могли бы читать заграничные паспорта, а российские паспорта, в свою очередь, читались бы соответствующими службами других стран.

В проекте участвует около пятнадцати ведомств, что требует четкой организации их взаимодействия. Это и является одной из задач нашего Совета.

В составе Совета — 26 человек. В соответствии с распоряжением Правительства, МВД РФ является заказчиком-координатором проекта, а Мининформсвязи России — заказчиком, отвечающим за создание технологической инфраструктуры системы. Совет состоит как бы из двух блоков — представителей госзаказчиков и представителей основных организаций-исполнителей проекта.

Совет конструкторов — это межведомственный совещательный орган, его решения носят рекомендательный характер. Главный конструктор осуществляет координацию и взаимодействие Мининформсвязи России с государственными заказчиками работ; организует выполнение работ по созданию технологической инфраструктуры Системы, готовит предложения по ее техническому проекту и интеграции с сопряженными государственными информационными системами, содержащими персональные данные. Среди функций Главного конструктора — рассмотрение предложений по корректировке состава работ и приоритетам их бюджетного финансирования; подготовка заключений и согласование технико-экономических обоснований и контрактов (договоров) на выполнение работ; согласование спецификаций программно-технических средств, необходимых для функционирования различных компонент Системы, и так далее.

 — «Технологическая инфраструктура проекта». Не могли бы вы подробнее рассказать, что она в себя включает?

 — Прежде всего, это действительно, — мультипроект. И в рамках этого мультипроекта предполагается использование функционирующих на сегодняшний день ведомственных сетей и систем.

Технологическая цепочка работы с Системой выглядит так. Человек заполняет анкету, пишет заявление, фотографируется и приносит эти документы в местное паспортно-визовое подразделение. Его данные (включая цифровую фотографию) направляются в Центр персонализации, где их внесут в чип и паспорт. После этого готовый паспорт возвращается в паспортно-визовую службу, где его вручат владельцу.

Важно подчеркнуть, что никакой новой информации, по сравнению с той, что сегодня заносится в обычные паспорта, ни в чипе, ни в самом паспорте не будет. В чип записывается только та информация, которая печатается в бланке паспорта — цифровая фотография, ФИО, пол, дата и место рождения, адрес места жительства. Используемый при внесении данных в паспорт метод лазерной гравировки существенно повысит уровень защиты документа от подделки, да и чип надежно защищен электронно-цифровой подписью от несанкционированного доступа.

Процедура оформления паспорта, как видим, стандартная, но внедрить ее надо во всех подразделениях паспортно-визовой службы России и в консульских загранучреждениях. В общей сложности получается около 5000 объектов.

Поскольку новый паспорт с электронным чипом также должен проверяться и читаться соответствующими службами, специальные считывающие устройства установят на всех пунктах паспортно-визового контроля.

Архитектура системы многоуровневая. На нижнем уровне, в паспортно-визовых подразделениях, устанавливаются автоматизированные рабочие места (АРМ): компьютер и периферийное оборудование. Компьютеры связаны общей сетью. На более высоком уровне — региональном — создаются центры обработки данных. Далее — федеральный уровень, на который замыкается вся Система.

Единое информационное пространство Системы обеспечит ее межведомственный сегмент, включающий центр изготовления паспортно-визовых документов; центр персонализации документов нового поколения; единую телекоммуникационную инфраструктуру; удостоверяющие центры в области электронной цифровой подписи и центры регистрации ЭЦП; центр технологического обеспечения и антикризисного управления; а также орган криптографической защиты Системы и центр дистанционного обучения ее пользователей.

Главная цель всей нашей деятельности — создать защищенный паспорт и технологическую инфраструктуру, которая обеспечивала бы работу с ним соответствующих уполномоченных федеральных органов и создавала бы комфортные условия для граждан при пересечении границы государства.

 — Уже определено, какие биометрические данные будут заноситься в чип?

 — В соответствии с рекомендациями Международной организации гражданской авиации (ИКАО) приняты три основных биометрических параметра: обязательный — цифровая фотография, а также два факультативных, то есть на усмотрение страны, — отпечатки пальцев и рисунок радужной оболочки глаза. В России на сегодняшний день принята только цифровая фотография. Двухмерная, в формате 2D. Обращаясь в паспортно-визовое подразделение, человек может либо сам предоставить фотографию, которая затем будет сканироваться, либо фотографироваться в специальной кабинке с цифровым фотоаппаратом. Фотография в электронном виде будет передаваться в Центр персонализации паспортов.

 — Предусматривается ли возможность вносить дополнения, изменения в биометрические паспорта, ведь цифровые технологии развиваются очень быстро?

 — В мировом сообществе сейчас все ориентируются в основном на цифровую 2D-фотографию. Но многие государства декларируют, что через 1-2 года будут вводить дополнительные биометрические параметры — отпечатки пальцев, 3D-фотографии. Поэтому, чтобы оптимизировать процесс разработки и последующего развития системы, мы будем в нашем проекте отрабатывать и дополнительные возможности. Так, головным разработчиком Системы, НИИ «Восход», создан экспериментальный стенд, на котором будут отрабатываться перспективные технологии. В ряде стран уже анонсированы, например, технологии сканирования ладони, а не только отпечатков пальцев или радужной оболочки глаза.

 — На каких принципах будут выбираться поставщики программно-технического обеспечения (ПТС)?

 — Все закупки ПТС, в соответствии с действующим законодательством, будут проводиться на конкурсной основе. Естественно, учитывая характер создаваемой Системы паспортно-визовых документов, приоритет будет отдаваться отечественным ПТС, особенно в области специального программного обеспечения. Это позволит не только гарантировать необходимый уровень защищенности, но и станет важным стимулом для освоения отечественной промышленностью новых технологий и серийного производства соответствующих компонентов.

Естественно, что проекты такого масштаба, как наш, должны способствовать развитию рынка информационных технологий в России. Появляется спрос, который является катализатором развития отечественной промышленности. Кстати, в функциях главного конструктора предусмотрено «обеспечение приоритетного развития отечественного производства программно-технических компонент Системы».

 — Приоритет при реализации данной Системы, прежде всего, — защита персональных данных. Сегодня, когда практически в любой уличной палатке можно купить компакт-диски с базами данных Центрального банка, налоговых органов или Пенсионного фонда, этот вопрос более чем актуален. За счет каких средств и мероприятий предполагается обеспечить конституционное право граждан на защиту персональных данных?

 — Защита персональных данных — это действительно одна из приоритетных задач, которую мы должны решить при создании Системы паспортно-визовых документов нового поколения. Здесь впервые в государственной системе такого масштаба широко используется электронно-цифровая подпись, причем в двух аспектах. С одной стороны — для защиты внутреннего документооборота, с другой — для защиты информации в самом чипе. То есть информация, которая будет записана в чип, «закрывается» еще и электронно-цифровой подписью. Если у вас не будет ключа, вы не сможете ни прочитать эту информацию, ни, тем более, внести в нее изменения.

 — Допустим, я потерял или у меня украли паспорт с чипом. Что меня ожидает?

 — Одно из преимуществ нового защищенного паспорта состоит в том, что он с высокой степенью вероятности гарантирует, что никто посторонний не сможет этим паспортом воспользоваться. Чип вскрыть невозможно, а персональную информацию и цифровую фотографию, нанесенные методом лазерной гравировки, даже в промышленных условиях нельзя подделать. Поэтому на этот счет можно не беспокоиться.

Вообще говоря, у паспорта с биометрической информацией три несомненных преимущества: использование защищенных персональных данных повышает доверие к документу со стороны иммиграционных и пограничных служб; этим паспортом нельзя воспользоваться постороннему человеку; новый паспорт дает возможность повысить эффективность борьбы с терроризмом и незаконной миграцией.