Здесь мы не рассматриваем банальное воровство, когда кассир, забрав деньги из кассы, покидает торговую организацию. Наша задача  рассказать о скрытом воровстве денежных средств и товаров кассирами торговых предприятий (ТП).

Одним из распространенных способов воровства кассирами является возврат. После оплаты товара в кассе, покупатель не всегда забирает чек. В этом случае кассир делает сторнирование (отмену) чека и присваивает деньги себе. Раскрыть данный вид хищения можно с использованием системы видеонаблюдения. На мониторе отражаются реальные действия с чеком. Служба безопасности должна заметить, что «ОТМЕНА» производится без покупателя, и деньги изымаются из кассы.

Еще один способ хищения денежных средств покупателя происходит, если покупатель приобретает большое количество единиц товара. В этом случае кассир может пробить один и тот же товар дважды. Получается, что покупатель оплачивает большую сумму. После ухода покупателя, кассир делает чек на отмену пробитых дважды позиций и забирает деньги себе. В реальном времени на мониторе системы видеонаблюдения видно, что покупатель приобретает одну единицу товара, а чек пробивается на стоимость двух.

Сговор кассира с покупателем. Кассир просто не пробивает часть покупок своего знакомого покупателя. Он может незаметно закрывать рукой штриховой код и имитировать его сканирование. При обычном теленаблюдении это не вызывает подозрений. Служба безопасности видит на мониторе реально отдаваемый товар и может сличить отданный товар с контрольной лентой кассового аппарата, которым пользуется кассир. Сигналом является тот факт, что у некоторых кассиров пробиты малые суммы при отпуске большого количества товаров.

А в случае установки систем защиты от краж на выходе из магазина или в конце кассовых проходов с системой деактивации этикеток, кассир должен деактивировать этикетку, чтобы его знакомый мог покинуть магазин.

Бывает, что кассир имеет «под рукой» (например, на ремне наручных часов или на кассовом столе) приклеенные этикетки со штрих-кодами дешевых товаров (спички, жевательные резинки, недорогая водка и т.д.). Пронося товар мимо сканера, кассир закрывает рукой реальный штрих-код дорогого товара и пробивает дешевый. Служба безопасности видит на мониторе несоответствие отдаваемого товара с описанием его на чеке (например, покупателю передается бутылка дорогого коньяка, а пробиваются спички).

Возможна также ситуация, при которой пользуясь тем, что иногда штрих-код не считывается сканером, кассир пробивает код товара вручную, набирая любой код, не соответствующий реально покупаемому товару. Как правило, кассир пробивает код более дешевого товара в сговоре с покупателем. Служба безопасности в реальном времени может сравнить товар, отображаемый на мониторе, с позицией в чеке и выявить несоответствие.

Часто магазин выставляет на реализацию некоторые товары со скидкой. Например скоропортящиеся овощи или фрукты. Кассир может использовать операцию «СКИДКА» и на другой товар, а не только на тот, на который она действительно распространяется. Служба безопасности в реальном времени может сравнить товар, отображаемый на мониторе, с позицией в чеке и выявить несоответствие.

Если магазин применяет скидки для персонала или дисконтные карты, то кассир может использовать номера этих карт или скидки для продажи товара своим родственникам или знакомым. Один владелец аптечной сети очень удивлялся, когда при заработной плате в $300, отдельные кассиры и сотрудники ежемесячно покупали в своей аптеке дорогостоящие лекарства на $2000-3000. С точки зрения обеспечения безопасности, скидки для сотрудников и дисконт для постоянных клиентов должны оформляться через одну (специальную) кассу.

Также кассир может пробить товар и сразу же выполнить операцию «ОТМЕНА», но товар все равно отдать знакомому покупателю.

Под видом сдачи кассир может выдать и наличные деньги из кассы своему сообщнику-покупателю

Сговор кассира со старшим менеджером (старшим кассиром). Если в магазине существует правило, в соответствии с которым кассир может выполнить операцию «ОТМЕНА» или «ВОЗВРАТ» только в присутствии старшего менеджера/продавца, тогда кассир в сговоре со старшим менеджером или продавцом может использовать эти операции для воровства. Но на мониторе будет высвечиваться реально происходящее с чеком. Как и в предыдущих случаях, анализ позволяет выявить кассира, который осуществляет наибольшее количество операций «ОТМЕНЫ», что дает повод службе безопасности проводить направленное наблюдение.

Воровство при транспортировке товара. Продавец берет дорогой товар (например икру, косметику и т.д.) на складе и «не доносит» до торгового зала. Установка камер видеонаблюдения в проходе между складом и торговым залом позволит проследить за действиями продавца и окажет на него психологическое воздействие.

Сговор продавца и покупателя. Покупатель пытается получить возврат по чеку, забытому другим покупателем, за товар, украденный из зала или вынесенный сотрудниками магазина под этот чек. Просмотр видеозаписи момента пробития данного чека поможет выявить несоответствие.

Сговор охраны с персоналом магазина. В ночное время охранник выносит из магазина товар. Нередки случаи сговора сотрудников охраны и материально ответственных лиц магазина. Бывает, что продавец прячет товар в заранее определенное место, а охранник, с которым он находится в сговоре, выносит его ночью во время своего дежурства.

Для предотвращения таких краж необходимо:

  • ограничить доступ охраны в помещения с товаром в ночное время, установив на входных дверях сигнализацию, систему контроля дверей при постановке и снятии с сигнализации;
  • установить систему видеонаблюдения, оснащенную датчиками движения и инфракрасной подсветкой, которые работают в ночном режиме выдачи сигнала «Тревога»;
  • видеозапись событий должна дублироваться на втором видеомагнитофоне, который установлен в недоступном для охраны помещении.

Сговор персонала отдела логистики и складирования. Поставщик договаривается с сотрудником отдела закупки на выплату личных комиссионных, при этом сотрудник завышает закупочную стоимость товара для магазина или количество принятого на склад товара.

Только проводя сравнительный анализ закупленных товаров и цен, руководство магазина сможет выявить несоответствие условий и цен при закупке одного и того же товара.

Воровство, совершаемое грузчиками и кладовщиками. Часто товар прячется в пустую тару или отходы, вывозимые со склада. В практике автора был случай, когда грузчики под видом мусора пытались вывезти четыре бочки пива.

Товар прячут между дебаркадером и складом, в технических помещениях, щитовых и т.д. «Закладки» служба безопасности нередко находит в самых неожиданных местах. Бывает, что мелкогабаритный товар вывозят при осуществлении доставки крупногабаритного.

Для снижения потерь рекомендуется осуществлять контроль доставляемого товара, регулярно просматривать видеозаписи мест погрузки и упаковки товаров. Выдача товара должна производиться кладовщиком через специальное окно.

Видеоконтроль склада, дебаркадера и мусорных контейнеров, регулярная проверка технических и подсобных помещений на предмет обнаружения товара или упаковок от него позволит обнаружить совершенные «закладки». Ограничение и контроль подъезда автотранспорта, фиксирование автотранспорта службой безопасности и проверка целей прибытия совместно с ограничением доступа на склад технического персонала также помогут уменьшить потери товара.

В ситуации экономической нестабильности люди чувствуют себя менее защищенными и начинают растаскивать родную компанию в бессознательной уверенности, что воровство — вполне дозволенный способ компенсировать ущерб.

Нередко продавец или кассир совершает кражу из-за неуверенности в завтрашнем дне, особенно опасным является момент «накануне увольнения». В практике автора был случай, когда продавец совершила крупную кражу товара, зная о недовольстве управляющего ее работой и грозящем увольнении.

Воровство: психологическая подоплека

Большинство способов пресечения воровства связано с использованием технических средств или же наличием охранника (сторожа и т.п.), препятствующих выносу товара. Как можно воздействовать на людей, предупреждая кражи? Что заставляет около 23 миллионов человек в год воровать в магазинах?

Психологи утверждают, что:

  • к воровству не склонны 80% людей, но, если жизнь заставит, то они украдут;
  • 10 % не покусятся на чужое ни при каких обстоятельствах;
  • еще 10% только и смотрят, где что плохо лежит.

В ответ можно услышать, что в России кражи, в основном, случаются из-за низкого уровня жизни. Но почему тогда «новый русский», зайдя в супермаркет и накупив полную тележку продуктов, не в состоянии удержаться от того, чтобы положить в карман бутылку дорогого виски? Вы скажете, что это дикость нашей страны, где все в новинку? Но тогда почему 80% англичанок каждый раз, закупая продукты на неделю, обязательно что-нибудь вынесут, не оплатив. Как показывает практика, главные причины воровства в любой стране одинаковы — это желание получить что-нибудь просто так, ни за что. В русском языке есть слово «халява», которое является синонимом слова «дармовщина». Оказывается, в эти слова разные люди вкладывают различный смысл.

Одни считают, что это «замена потери», т.е. после того, как с ними, с их точки зрения, несправедливо поступили (а это может быть развод, серьезная болезнь, смерть любимого, проблемы на работе, потеря вложений или дохода, или что-то другое, что заставило человека почувствовать себя несчастным), они имеют право на возмещение. И крадут упаковку аспирина, объясняя тем, что родственник болен и ему нужно лекарство.

Для других это своеобразная «оценочная плата» за то, что они так много делают людям и так мало получают взамен, а для кого-то это попросту «расслабляющий механизм» при беспокойстве, расстройстве, скуке или депрессии.

В целом, воровство в магазинах для миллионов людей — это своеобразный способ адаптации к внешнему миру, обусловленный стрессовыми обстоятельствами. Хотя большинство людей считают, что они никогда не совершат кражи, успокаиваться не приходится.

Эксперты предсказывают, что на следующие 10 лет ожидается рост преступности приблизительно на 23%. Одновременно с этим стоит ожидать увеличения воровства в магазинах. Единственно разумным решением этой проблемы является защита товара комплексом противокражных мер.

Находясь под давлением конкуренции, требований акционеров и растущих потерь, розничные торговцы сосредоточивают все внимание на реализации своих программ по контролю за товарными потерями. Естественно, эти усилия могут принести пользу только в том случае, если будут основаны на реально действующих методах предотвращения магазинных краж. Предупреждение потерь является относительно новым явлением с методологической точки зрения. Глубоко обоснованных изысканий на эту тему, по мнению специалистов, насчитывается немного.

Считается, что все изыскания в данной области можно условно разделить на две группы: технологические исследования и работы, направленные на изучение человеческого фактора.

(Продолжение следует)