А теперь давайте посмотрим — кто и что ворует?

Без ответа на эти вопросы бесполезно планировать и осуществлять какие-либо защитные мероприятия, закупать дорогостоящее противокражное оборудование, спецтехнику, заключать договоры на охрану с ЧОПом или создавать свою собственную СБ. Ведь каждый тип воровства требует своих контрмер.

В магазинах крадут: воры-профессионалы, покупатели и персонал торговой точки. По словам представителей служб безопасности столичных супермаркетов, у каждой категории воров разные товарные «пристрастия» и методы «работы».

Все потери торговых сетей можно распределить примерно в следующей пропорции: 20-25% приходится на брак и порчу товара в процессе продажи, 20-25% воруют покупатели, 20-30% — кассиры, еще 20-40% — это кражи остального персонала (в т. ч. и сотрудников охраны).

В типологии воровства, можно выделить четыре основных типа:

  1. Кражи товаров из торгового зала покупателями.
  2. Кражи товаров из подсобных помещений и торгового зала недобросовестным персоналом.
  3. Кражи товаров из торгового зала в результате сговора персонала и покупателей.
  4. Кражи товаров менеджерами с использованием различных документов и путем сговора с поставщиками.

Нам знакомы эти основные типы краж, на каждом предприятии с ними пытаются бороться. Однако эта борьба, как правило, всегда сводится к поиску конкретного исполнителя. Для эффективности поиска необходимо определить основные категории воров.

Типы воров из числа покупателей

По оценке британских экспертов, магазинных воров можно условно подразделить на шесть категорий:

Ситуационные воры — 50%. Это группа посетителей магазинов, которая потенциально настроена на мелкую кражу товаров. Большинство магазинных краж не являются преднамеренными. Около 70% непрофессиональных воров не планируют кражу заблаговременно.

«Любители» крадут чаще мелочь, оставленную без присмотра персонала: кондитерские изделия, сигареты и прочее, поэтому нередки случаи, когда «добычей» любителя становится, например, жевательная резинка. Исключение — праздники, накануне которых часто воруют «на подарок»: перед 8 Марта — косметику, перед 23 февраля — бритвенные принадлежности и спиртное. Большинство непрофессиональных магазинных воров не совершают других видов правонарушений.

По наблюдению сотрудников служб безопасности столичных магазинов, вор чаще всего интересуется товаром, расположенным на уровне его груди или пояса, — в этом случае кража занимает меньше времени, а движения рук вора не привлекают особого внимания. Как правило, вор подходит к полке с товаром вплотную, тогда как обычный покупатель обычно останавливается на расстоянии 30-40 см от товара, чтобы рассмотреть и соседние предметы. Вор же концентрирует внимание только на определенном товаре. Перед решающими действиями вор иногда озирается по сторонам. При этом верхняя одежда распахнута, дабы быстро спрятать украденное.

Эта категория воров легко выявляется с использованием внутреннего охранного теленаблюдения и обученного персонала.

Профессионалы — 15%. Это самая сложная категория воров, которые практически никогда не попадаются охранникам, но их работу можно наблюдать и анализировать с использованием теленаблюдения. «Профи» интересуются небольшими, но сравнительно дорогими предметами, которые можно легко сбыть на «толкучке» или в каких-нибудь кафе: бритвенные принадлежности, косметика, дорогие спиртные напитки.

Как правило, профессионалы не «берут» товар дешевле $150-200. В большинстве случаев эти люди, приходят в магазины постоянно, как «на работу», нередко они «обслуживают» несколько магазинов по территориальному признаку (одна улица, квартал, площадь). Многих из них знают в лицо охранники и сотрудники магазинов.

В момент кражи вор обычно берет с полки или намеренно роняет сразу несколько товаров, а возвращает на полку на одну-две единицы меньше. Обычный покупатель, напротив, берет в руки только один предмет. Если вор все же привлек к себе внимание охраны, он начинает громко возмущаться, требует немедленно вызвать милицию. Однако, как только охранник берет в руки трубку, сразу же предлагает решить вопрос «полюбовно».

Бедняки или люмпены — 10%.Эта категория людей, которых чаще всего не пускают в крупные магазины и супермаркеты, но когда они проникают, то набрасываются на продукты и начинают их есть прямо в торговом зале. Чаще всех крадут бомжи, студенты и дети. Причем детей, бывает, посылают родители.

Наркоманы — 10%.Данная категория настроена на быстрое похищение товара, так как он им необходим для продажи и приобретения очередной дозы наркотика, поэтому они чаще всего неразборчивы и воруют все, что попадает на глаза.

Продавцы вычисляют наркоманов или алкоголиков по специфическому внешнему виду, и уж тогда в прямом смысле слова не сводят с них глаз. И как только такой «покупатель», воровато озираясь, начинает наполнять свои карманы всякой всячиной с прилавков, грозно призывают их к порядку. Реакция нарушителя в большинстве случаев однозначна: он тут же высыпает все награбленное и убегает. Более наглые делают ноги с появлением охранника. В любом случае, ни один из продавцов не смог припомнить случая, чтобы из-за таких воришек пришлось вызывать милицию.

Клептоманы — 5 %. Это больные люди. Клептоманией страдают и знаменитости. Среди голливудской и спортивной элиты немало любителей прихватить что-нибудь из супермаркета, причем не всегда самое дешевое.

На сегодняшний день магазинный вор — каждый одиннадцатый человек. В связи с кражами из магазинов за прошедшие пять лет было задержано десять миллионов человек. Но статистика далека от реальных цифр, так как продавцы и владельцы магазинов не считают необходимым обращаться в милицию, а все вопросы решают на месте. Этому существует много объяснений.

По оценкам российских психологов, мужчины и женщины воруют одинаково. Около 25% магазинных воров — дети, 75% — взрослые. Каждый пятый взрослый начал воровать в юном возрасте. 89% детей говорят, что знакомы с другими детьми, которые воруют.

Магазинные воры говорят, что попадаются в среднем один раз из 49. 57% взрослых и 33% подростков говорят, что им трудно удержаться от воровства даже после того, как они были задержаны.

Можно сказать, что магазинному воровству «все возрасты покорны», однако, по данным социологов, четверть всех краж совершают несовершеннолетние, далее в «рейтинге» — молодые люди от 18 до 25 лет, следующие — дамы 40-45 лет и в конце списка — неработающие мужчины и пенсионеры. Между прочим, как удалось выяснить в ходе опросов задержанных за кражу, среди определенной части молодежи существует своеобразная мода на магазинное воровство. По их мнению, это является признаком «крутости».

Чаще всего в магазинах орудуют воры-одиночки, но, к примеру, в ювелирных магазинах, в хозяйственных и магазинах стройматериалов действуют группы по 3-4 человека. У них свои технологии и приемы, выявить их удается не сразу.

Как крадут покупатели

Попробуем на некоторых примерах рассмотреть часто встречающиеся в практике частной охранной деятельности ряд наиболее применяемых или теоретически возможных технологий воровства. Естественно, с точки зрения борьбы с этим явлением, а не для азбуки воровства.

Грабеж, как вид преступления, наиболее часто применяется в ювелирных магазинах. Статистика правоохранительных органов свидетельствует, что ежегодно в России происходит около 30 случаев грабежа ювелирных магазинов. Часто грабеж сопровождается убийством сотрудников охраны и продавцов. На данное преступление, как правило, идут организованные преступные группы, которые заранее планируют данное преступление. Видимо потому, что этот вид преступной деятельности достаточно редок, владельцы ювелирных магазинов не торопятся защищаться от грабежа. В Москве на Ленинградском проспекте ювелирный магазин был ограблен дважды по одному и тому же сценарию в конце рабочего дня при полном отсутствии покупателей.

Хищение товара во время примерки. 90% задержанных, использующих данный способ воровства — «мойщики». К этой категории можно отнести молодых людей от 15 до 25 лет (студенты, учащиеся техникумов, колледжей, технических училищ, школьники). Это не подготовленные в профессиональном отношении или начинающие воры. «Технология» их работы довольно проста: заходит в бутик молодой человек (девушка) смотрит одну вещь, потом просит продавца принести в примерочную еще 3—4 вещи, долго примеряет, а на выходе бросает вещи на стол и пытается быстро уйти. Магнитная защита, как правило, или срезается или перекусывается специально приготовленным инструментом. Ее остатки прячутся или под ковриком в примерочной или кладутся в карман оставленных изделий. Были случаи, когда защита вырывалась «с корнем». Вещи прячут на себе: в рукаве, нижнем белье, надевают на тело... Бывает, когда несколько вещей спрячут, а рассчитывается вор за одну-две вещи, которые выносит открыто, как покупку.

Рывок. В меховом магазине покупатель долго рассматривал вещи и, улучив момент, когда продавцы были отвлечены другими покупателями, схватил ближайшую к выходу шубу и бросился из магазина. Противокражная сигнализация срабатывает, но погоня, как правило, не начинается. Продавцы знают, что бежать себе дороже.

При «рывке» с несколькими вещами одна из вещей сбрасывается под ноги охраннику или продавцу в надежде, что на этом преследование прекратится. Подобные методы используют чаще наркоманы, которым срочно необходима доза.

Групповые спектакли. Каждая кража — это спектакль, который разработан, срежиссирован и поставлен с трюковыми сценами перед зрителями, в роли которых выступают сотрудники магазинов и охранники. В качестве примера приведу два «спектакля»: в магазин модной одежды вошла группа хорошо одетых людей с портфелем. В качестве объекта кражи выступало дорогое кожаное пальто, которое один из группы примерял, а друзья обсуждали его выбор. В это время один из посетителей магазина схватил портфель и побежал на выход. Вся группа с криками «держи вора» выбежала в подземный переход. Впереди всех бежал «обладатель» нового кожаного пальто...

Для проведения отвлекающего маневра преступники используют различные ухищрения. Так, к примеру, летом прошлого года дама средних лет и неприметной наружности выронила возле прилавка здоровенную банку со сметаной. Да так, что капли разлетелись и забрызгали окружающих. Пока «неловкая» посетительница извинялась, охала и оттирала платком пострадавших, все, понятное дело, смотрели на нее. А за это время ее подельники умудрились «приделать ноги» нескольким кожаным курткам.

Технари. В отдельную категорию «технарей» можно отнести преступников, использующих для кражи товара различные технические средства и приспособления. Наиболее часто встречающимися техническими устройствами являются металлизированные экраны, которые вставляются в сумки. С их помощью преодолевается противокражная система магазина. Второе направление, по которому движется мысль «техников» — это устройства быстрого съема магнитной защиты и электронные системы блокировки пассивного сигнала. Работа по выявлению «технарей» строится по принципу «лишней вещи», т.е. повышенное внимание к каждому, у кого в руках сумка, и четкий контроль выданного и возвращенного товара. «Технари» относятся к достаточно опасной категории воров, т.к. не только «работают» постоянно, но и постоянно совершенствуют способы преодоления охраны и противокражных систем.

Ювелиры. Верх мастерства демонстрируют воры при кражах часов, ювелирных изделий. В данных случаях все строится на ошибках продавцов (незакрытый прилавок, больше двух изделий на прилавке и т.д.) их невнимательности и нежелании работать с каждым покупателем. Данные преступления совершаются, как правило, группой лиц по предварительному сговору. Нельзя исключать в подобных случаях и сговор с сотрудниками магазина. Ювелиров задерживают крайне редко, но вычислить их можно, и если Вы работаете в сетевой Службе безопасности, то фотографии «ювелиров» с описанием «методов» их работы должны распространяться по всей торговой сети, тогда возможны задержания при аналогичных правонарушениях.

Менялы. Вор меняет этикетку на товаре на более дешевую, или в упаковку из-под дешевого товара складывает более дорогие вещи. Таким образом, товар покупается по более низкой цене.

Сговор с продавцом. Покупатель оплачивает в кассе упакованную утку. У выхода его останавливает охранник. Внутри обычной с виду замороженной тушки обнаруживается тайник, в котором спрятан аудиоплейер. Этот сговор сотрудника магазина и покупателя раскрыли в крупном московском супермаркете. В практике был даже случай, когда злоумышленник запугал продавца магазина одежды, который снимал защиту с товара прямо в примерочной и способствовал хищениям.

Мошенники. Нельзя обойти своим вниманием мошенников, их «делишки» наносят достаточно существенный ущерб. Самый свежий пример, днем в один из меховых салонов Великого Новгорода зашли две симпатичные девицы. Дамочки пробежались глазами по представленным шубам и попросили продавщицу обслужить их. Долго крутились перед зеркалом, выбирая обновку. В итоге купили три норковых манто, каждое стоимостью 140 тысяч рублей. Расплатившись, покупательницы укатили на белой «Волге». Вечером директор магазина приехал за выручкой и недосчитался 420 тысяч рублей. Как раз столько стоили купленные мошенницами шубы. Вместо настоящих денег они расплатились... закладками в виде тысячных банкнот. Из этих липовых денег настоящими оказались только 140 рублей.

Способов мошенничества великое множество и противостоять им может только хорошо отлаженная система работы с покупателем. Даже воздействие гипнозом не может равномерно распространяться на всех сотрудников магазина, и особое место должна занимать охрана, наблюдающая за всем происходящим со стороны.

Также категорически должны быть запрещены все меняльные операции в кассе.