На вопросы «Хранителя» отвечает первый заместитель председателя Государственной думы Федерального собрания Российской Федерации, первый заместитель руководителя фракции «Единая Россия» Олег Викторович Морозов.
Россия в новой системе координат
— Скажите, пожалуйста, Олег Викторович, как Вы оцениваете современную ситуацию в России?
— В конце прошлого столетия большинство из нас восприняло распад Советского Союза как личную трагедию. Крушение могущественной державы рождало в обществе настроение неуверенности и страха перед будущим.
В экономическом, технологическом, информационном отношениях мир един — происходящее в одном его уголке немедленно отзывается во всех. В глобальном мире не осталось зон гарантированной безопасности.
Пропасть между развитыми странами и зависимой периферией становится всё более явной. Международному сообществу пытаются навязать правила, при которых решение глобальных проблем подчинено интересам одной, пускай и самой могущественной мировой державы. России предстоит научиться жить в таком динамичном мире, отражая угрозы и используя представившиеся шансы. Россия стоит перед беспощадной альтернативой: или мы станем важнейшей и влиятельнейшей частью современного мира, или нас в него интегрируют помимо нашего желания и на условиях, к выработке которых нас не допустят.
Второй вариант не только унизителен, но и опасен для будущего страны. Чем слабее будут наши позиции в мире, тем выше будет соблазн корыстно воспользоваться этой слабостью вопреки национально-государственным интересам страны, в ущерб её единству и суверенитету. Времени на постепенную адаптацию к стремительно меняющимся условиям не осталось. Задача состоит в том, чтобы активно формировать собственное будущее, исходя прежде всего из своих национальных интересов. Но для этого Россия должна измениться сама.
Быть в числе ведущих мировых держав способна только внутренне солидарная, единая в полном смысле этого слова страна. Формальное государственное единство Россия сохранила, но от него ещё далеко до единства подлинного. Именно отсутствие реального единства едва не разорвало Россию на части в 90-е годы прошлого столетия.
В сегодняшней России предстоит преодолеть вопиющее имущественное неравенство, консолидировать молодёжь и людей старшего возраста. Вселить уверенность в российские народы, которые далеко не всегда ощущают себя полноправными членами единого сообщества.
Государство, гражданское общество, бизнес, к сожалению, всё ещё не доверяют друг другу и не проявляют должной готовности к сотрудничеству. А элементарное человеческое доверие не стало нормой человеческого общения. Медленнее, чем хотелось бы восстанавливается чувство исторической связи прошлого, настоящего, будущего, которое, как представляется, могло бы подсказать, где и как искать путь к национальному успеху.
Нельзя дальше мириться с ложным, мистифицированным образом России — образом бессильной, нищей, обречённой на историческое небытие страны. Если мы хотим видеть Россию иной, достойной уважения и любви, мы обязаны разрушить этот стереотип, порождённый страхом, унынием и неверием в собственные силы.
Однако и успокаивать себя заклинаниями о величии России — занятие пустое. Величие нашей Родины — не данность, не механическая совокупность природных и иных богатств. Россия обрела своё величие в результате упорного труда многих поколений. Этот труд должен быть продолжен нами, живущими сегодня. И лишь когда наши усилия принесут ощутимые плоды, возможно, и придёт время подведения первых положительных итогов.
Именно поэтому мы должны считать своей исторической миссией ответ на те вызовы, с которыми Россия сталкивается в наступившем веке. Более того, мы сами бросаем вызов — и недругам нашего Отечества, и тем, кто не верит в его достойное будущее.
Сегодня стране и каждому её гражданину предстоит сделать осознанный выбор: либо мы найдём в себе волю и решимость для обеспечения успеха России в современном мире, либо нам уготовано в нём унизительное место. Фундаментом национального успеха страны является её экономика. Страна унаследовала весь груз неэффективной, милитаризованной экономики и результаты её непродуманного реформирования.
Речь идёт о судьбе страны, о самой возможности её сохранения и о том, в каком качестве ей предстоит сохраниться. Любые попытки подменить реальные проблемы вымышленными, уклониться от ответов на вопросы, задаваемые самой историей, ведут в тупик. Более того, время может быть упущено, и тогда отставание России станет необратимым.
Реформа политической системы назрела
— Расскажите, пожалуйста, коротко о сути предложенной Президентом России реформы политической системы страны.
— Любую реформу можно оценивать по тому, как её цель, основная задача и мотивация реализованы на практике. Мотивация предложенной Президентом России реформы была очевидна — сделать политический процесс более прозрачным, понятным для граждан, имея в виду и роль исполнительной власти регионов, и роль политических партий в стране.
Помимо этого, предлагая реформу политической системы, Владимир Владимирович Путин не скрывал, что речь идёт о дальнейшем укреплении вертикали власти, укреплении экономического и политического единства страны. С этой точки зрения время, прошедшее с момента старта реформы, доказало, что поставленные цели и задачи реализуются.
Если говорить о новом порядке избрания губернаторов, то надо обратить внимание на то, что ни в одном из субъектов Федерации не возникло никакого напряжения, конфликта, которые прогнозировались в момент обсуждения этой темы. Нас всё время пугали тем, что будет конфликт между теми, кого рекомендует Президент, и позицией законодательных собраний субъектов Федерации. Пугали какими-то экзотическими кадровыми решениями, что, мол, появится повод для субъективизма, коррупции, имея в виду, что за деньги будут покупать соответствующие назначения.
Время показало, что подавляющее большинство рекомендаций Президента и решений законодательных собраний субъектов Федерации были предсказуемыми, абсолютно понятными и политической элите, и гражданам. В подавляющем большинстве случаев это были известные и уже действующие губернаторы, которые подтвердили свои полномочия. В ряде случаев это были назначения людей со стороны, но опять же совершенно понятные с точки зрения логики, здравого смысла и ожидаемого результата.
Выборы по партийным спискам в Государственную Думу — это ещё предстоящий этап. Что касается выборов в региональные законодательные собрания, там, где они проходят по смешанной системе, совершенно очевиден один результат (независимо от персональных результатов) — повысилась роль политических партий в судьбе каждого региона. Политические партии не только участвуют в выборах и продвигают своих кандидатов, но и начинают позиционироваться в законодательных собраниях, формировать фракции, которые проводят определённую политическую линию. Эти фракции прямо влияют на решения, принимаемые исполнительной властью. Партии делегируют своих представителей не только в законодательную, но и в исполнительную ветвь власти. Партии формируют потенциальные списки на выборах в органы местного самоуправления. Таким образом заложенная в политическую реформу цель — повышение роли партий в политическом процессе, — безусловно, реализуется. Равно как и дальнейшая реализация этой задачи — предложение Президента о том, чтобы победившие на региональных выборах политические партии прямо участвовали в выработке рекомендаций для назначения глав субъектов Федерации. Этот процесс скоро тоже получит законодательное закрепление, и тем самым сама конструкция этой реформы будет ещё более стройной и понятной.
Каждый гражданин, голосуя за ту или иную политическую партию или её представителей в округах, понимает, за какую экономическую перспективу, за какой экономический курс он голосует. Начинает работать новый принцип, когда воля гражданина, его выбор и расчёт на определённые преобразования реализуются через систему выборов, где доминируют именно политические партии, а следовательно, программы, идеологии, экономические курсы. Именно это, на мой взгляд, является главным результатом политической реформы.
— Олег Викторович, скажите, насколько политический ландшафт России адекватен реалиям и возможностям субъектов текущего политического процесса?
— Результаты последних выборов в Государственную Думу существенно изменили политическое лицо России. Партия «Единая Россия» получила в Думе конституционное большинство. Левое крыло политического спектра ослаблено и находится в кризисе. Правые в Думу вообще не попали. В состав нового Правительства вошли видные представители «Единой России». Некоторые министры вступили в правящую партию. Это определяет новый характер взаимоотношений Думы и Правительства. В большинстве случаев по принципиальным вопросам расхождений между ними нет. Общая идеология делает более эффективными разработку, обсуждение и согласование законопроектов. Родилась новая форма их обсуждения: совместная работа представителей думских фракций с Правительством на стадиях формирования концепций законопроекта и «нулевого» чтения. Единая принципиальная позиция вырабатывается ещё до внесения законопроекта в Думу. Это позволяет быстрее воплощать в федеральных законах необходимые для развития страны политические и социально-экономические инициативы.
Я уверен, что в стране через некоторое время не будет избираться беспартийный Президент. Именно политические партии будут выдвигать на эту должность своих кандидатов, бороться за них. И кандидат, побеждая, будет представлять эту политическую партию в Кремле, как это происходит во всех странах мира, независимо от того, президентская там республика или парламентская.
Когда мы принимали в Думе закон о политических партиях, то многие задавали вопрос, не слишком ли суровы нормы, которые прописаны в этом законе, и не будут ли эти нормы препятствием для формирования федеральных партий. Выяснилось, что нормы мы записали очень мягкие, потому что к предыдущим выборам в Государственную Думу опять появилось огромное количество партий — PR-проектов, лейблами которых потом торговали в ходе формирования всяческих избирательных блоков на выборах. Поэтому были внесены изменения в закон о политических партиях, другие законы, которые касаются численности партии, не набрав которую нельзя зарегистрировать федеральную политическую партию.
Сегодня мы переходим к понятным, европейским правилам формирования власти в стране. Легализованная Государственной Думой партийность членов Правительства — лишь один из компонентов целого комплекса законодательных мер по реформированию политической системы России.
— Часто можно слышать, что единственным критерием оценки реформирования власти являются демократия и права человека. Причём без раскрытия сущности этих понятии. Какой смысл вкладываете вы в понятие «демократия»?
— Ещё в прошлом десятилетии нам стали навязывать некое деформированное, искажённое представление о самом понятии «демократия». О нём стали рассуждать абстрактно. Например, что лучше: прямые выборы губернатора или его избрание по рекомендации Президента. Прямые выборы, казалось бы, лучше, потому что это считалось более демократичной процедурой. А вот если вдуматься в простую альтернативу: почему избирать по предложению Президента менее демократично, если иметь в виду, что в результате, например, будет более эффективно работать власть, экономика, больше станем зарабатывать, меньше будет бедных, регионы станут богаче, а преступности на улицах — меньше, более эффективно заработают правоохранительные органы. Можно тогда спросить любого человека на улице: «Что важнее — то, что сейчас перечислено, или твоё драгоценное право прийти раз в четыре года на выборы и проголосовать, может быть, за человека случайного. И очень скоро понять, что сделал ошибку и выбрал себе на четыре года очень плохого губернатора, которого четыре года придётся терпеть?» Уверен, что ответ будет однозначным.
Возникает новый уровень взаимоотношений федерального центра и субъектов Федерации. Степень воздействия на них центра резко возрастает, вплоть до возможности роспуска регионального законодательного органа власти. Это, конечно, повышает ответственность регионов перед федеральным центром. Станет невозможно постоянно скрываться за фразой: «Во всём виноват федеральный центр». А именно её мы чаще всего слышим, когда местные чиновники различного масштаба доводят свой регион до нищеты, замораживают огромные области. В новых условиях Москва и регион становятся единым целым, и теперь, когда что-то будет не так, ссылаться на столицу не придётся, а придётся паковать чемоданы… Ведь в таком случае либо местный парламент вынесет горе-губернатору вотум недоверия, признав тем самым, что Президент совершил кадровую ошибку, либо её признает сам Президент и уволит своего протеже.
Партия власти: вельможи или слуги народа?
— Олег Викторович, не секрет, что вокруг партии «Единая Россия» как партии власти в последнее время сложилось множество мифов, характеризующих её подчас не с лучшей стороны. И основное негативное мнение о партии заключается в том, что «Единая Россия» хотя и называется «партией власти», но не оказывает никакого значимого влияния на принятие важных политических решений. На ваш взгляд, это утверждение соответствует истине?
— В данном случае произошло некоторое смещение понятий. Да, действительно, мы не стали партией, которая формирует Правительство. Хотя переход к формированию Правительства парламентского большинства — наша тактическая задача. Но всё дело в том, что сегодня проблема участия победившей на выборах партии в формировании Правительства не решена ни на законодательном уровне, ни в плане создания соответствующих прецедентов. В то же время мы сделали колоссальный шаг вперёд с точки зрения того политического веса, которым обладает наша партия. Если представить себе степень влияния «Единой России», то в сопоставлении с деятельностью Госдумы прошлых созывов — это просто небо и земля. А для получения более значимых результатов нужно время и опыт, который мы сейчас и нарабатываем.
«Единая Россия» — партия не административного ресурса, а партия, которая обладает значительными рычагами влияния на принятие решений, и с этой точки зрения можно говорить как о наших преимуществах, так и о слабостях. Ведь вся ответственность за происходящее в стране ложится на наши плечи.
Мы формировались не просто как партия президентской власти. Наше возникновение во многом стало ответом на предложенный главой государства политический и социально-экономический курс. Напомню, в основу этого курса изначально была заложена идея стабильности и создания всем понятных правил игры. Поэтому, с одной стороны, мы — партия Президента, а с другой — партия курса, который он предложил. А это означает, что мы сохраним свой облик и после прихода к власти преемника Президента, который, я уверен, станет продолжателем начатого курса. И тогда наш политический союз неизбежен. Если же президентский пост займёт человек, который станет работать на демонтаж системы, то в этом случае отношения с президентской властью у партии будут совсем другими.
Идеология нашей партии не вписывается в старые представления о политической организации. Тем более, что мы формировались как партия большинства, партия центристская. А любая партия, которая занимает место в центре, вынуждена решать задачи, которые традиционно являются одновременно приоритетами и для либералов, и для социал-демократов. Поэтому я не вижу идеологической всеядности или эклектики. Во всём мире на смену классическим идеологиям приходит прагматизм.
Другое дело, что у каждой партии есть своя система базовых ценностей. Они отражают стремление опереться на лучшие нравственные традиции России. Мы отвергаем радикализм как форму решения вопроса, а революционный «зуд» считаем губительным для России.
— Ваше отношение к обеспечению безопасности страны, социально правовой защищённости «человека с ружьём», совершенствования правопорядка и деятельности спецслужб?
— Мы рассматриваем обеспечение всесторонней безопасности страны и её граждан, создание достойных условий жизни защитникам Родины среди приоритетных задач государственного строительства. Профильные комитеты Государственной Думы по обороне, безопасности, по делам ветеранов возглавляют опытные кадры, члены нашей партии из числа бывших должностных лиц Минобороны, МВД, ФСБ. Ежегодно, по мере возможности, увеличиваются бюджетные ассигнования на оборону. Такая необходимость диктуется угрозами национально-государственным интересам и безопасности России, в первую очередь исходящих от международного терроризма. Не снижаются угрозы интересам и безопасности России на Кавказском направлении.
Существующие здесь межэтнические и межгосударственные конфликты могут приобрести затяжной характер. Они обладают свойством втягивать в свою орбиту в различных формах новых участников, о чём свидетельствуют недавние события в Кабардино-Балкарии, Дагестане. И очень важно обустроить и обеспечить безопасность на этом направлении российских границ. В федеральном бюджете на 2006 год, к примеру, помимо ассигнований на Пограничную службу в 2,2 раза увеличивается финансирование целевой федеральной программы обустройства государственной границы. В ассигнованиях на оборону, правоохранительные органы и спецслужбы предусмотрено увеличение расходов на социальную защиту военнослужащих и их семей, рост денежного довольствия, обеспечения жильём, всеми видами довольствия. Мы и впредь будем уделять внимание этому важнейшему направлению обеспечения безопасности страны.
— Олег Викторович, редакция журнала «Хранитель» благодарит вас за содержательные и искренние ответы.
Беседу вёл Петр Иванчишин, генерал-майор в отставке, парламентский обозреватель