Булат Латыпов, пресс-атташе Охранно-детективной ассоциации РТ, специалист по связям с общественностью ГПБ «Контр» www.kontr.ru РТ, г. Казань

Суть освещаемой проблемы такова — некоторые ЧОП не совсем корректно по отношению к остальным участникам рынка и представителям охранной отрасли используют в своих названиях аббревиатуры, намекающие на связь с силовыми структурами.

В Казани охранным бизнесом занимаются около 500 различных предприятий. Есть так называемый «крупняк», а есть компании пошиба более мелкого. Представьте себе такую ситуацию: насквозь пропитанный духом капитализма и «почти свободной» конкуренции (помните Адама Смита?) охранный бизнес в Татарстане оказывается на короткой ноге с силовыми правительственными структурами и начинает вести совместную микроэкономику. Курирующая сфера начинает оказывать содействие и всячески помогать определенным ЧОПам вместо того, чтобы контролировать их деятельность. Верится? Признаться, если напрячь бурную фантазию и слабый сфинктер, допустить эту крамольную мысль возможно.

«В начале было Слово», — гласят библейские источники. Эволюционные теории возникновения всего сущего на Земле имеют свою точку зрения на этот вопрос. Поиск ответов на сакральные вопросы не входил в число задач при написании данной статьи, потому вернемся к нашей теологической лингвистике. Допустим, было Слово. Хорошо, но тогда возникает закономерный вопрос — почему не Буква? Ведь порою жонглирование буквами и перестановка их в произвольном порядке дает неожиданные результаты. Это доказывают примеры названий частных охранных предприятий, в которых фигурируют аббревиатуры. Да и дело, собственно, не в буквах, а в том, что за ними стоит. Разве годится использовать в названии, которое много значит для позиционирования компании на рынке, скопления букв с государственным отливом?

Известный поэт Лев Рубинштейн как-то назвал гламур государственной идеологией нового времени. Ему же вторит в романе «Ампир В» Пелевин, называя главного союзника гламура — дискурс. Действительно, ведь без словесного (читай — буквенного) оформления красивая картинка в сознании не может быть запечатлена с правильной интонацией. Будучи сублимацией гламура, дискурс вытаскивает его на новый уровень. На уровень, который позволяет глянцевой картинке выглядеть вполне презентабельно. А слова «шик, блеск, красота» обретают новый смысл, ибо словесная подпитка расставляет акценты в нужных местах и смягчает русскую страсть к «понтам».

ОВИ по УБОП МВД РТ — солидно звучит. И буквы такие хорошие, правильные. Гламу-у-у-рные! Только имеют ли они прямое отношение к частному охранному предприятию, которое является представителем негосударственных (sic!) структур безопасности. Здесь кроется неразрешимое противоречие и какая-то наивная, по-своему милая вера в магию букв. В дореволюционной России крестьяне, наверное, с той же степенью искреннего почтения верили в батюшку-царя, а сейчас ЧОПы верят в божественное происхождение аббревиатур ГУВД, МВД, УБОП, УБЭП и тем более РФ. Ситуация напоминает мольеровского «Мещанина в дворянстве» — люди пытаются приписать себе несуществующие качества и достоинства. Это и является главной ошибкой. Мудрый муж никогда не пытается быть и казаться кем-то, он именно этим кем-то и является.

И ОВИ, и ГУВД — одного поля ягоды. Статусного поля. Всем ведь ясно, на чем пытаются сыграть особо отличившиеся ЧОПы. На своей близости к околоправительственным кругам и административной элите. Когда серьезный ЧОП занимается своекорыстным искажением смысла названия ради какого-то мифического престижа, который вообще-то достигается другими методами, у всего бизнес-сообщества появляется недоуменное выражение лица с застывшим в глазах вопросом: что это такое? Надеемся, что эта странная ситуация скоро разрешится, и к позитивизации имиджа охранных структур будут привлечены другие, более корректные методики!