Более четверти века развивается и крепнет молодое государство с тысячелетней историей – Российская Федерация. Серьезные изменения на геополитическом пространстве, произошедшие в конце XX столетия, стремительный прорыв в создании новых технологий, бурное развитие интернет-пространства и многие иные факторы обусловили формирование в мире новых, невиданных прежде политических и общественных отношений. Эти отношения определяются повышенным вниманием социума к вопросам безопасности, в том числе в негосударственной сфере.

В различных странах вопросы обеспечения безопасности в негосударственном секторе решаются по-разному, в зависимости от политической системы, от уровня развития экономики, от способа управления государством – тоталитарного или демократического, от степени милитаризованности общества внутри конкретных государственных границ, от вовлеченности граждан в процессы взаимодействия с государственными структурами правоохранительного блока и других особенностей, присущих конкретному государственному образованию. Существенное влияние на развитие негосударственной сферы безопасности оказывает действующее в той или иной стране законодательство, регулирующее вопросы оборота оружия, участия гражданских лиц в действиях по профилактике и предотвращению правонарушений и преступлений, а также ответственности за их совершение. Кроме того, огромное значение для обеспечения надлежащего уровня безопасности в негосударственной сфере имеют развитость правовой культуры населения страны, публичность мероприятий, связанных с осуществлением правотворческих процедур, направленных на совершенствование законодательных актов, касающихся данной области общественных и правовых отношений. Формирование информационного пространства, аккумулирующего все элементы, относящиеся к вопросам обеспечения безопасности в обществе, понимание руководством государств исключительно важной роли средств массовой информации и существующих в настоящее время механизмов коммуникации граждан и различных социальных групп также стоят в первом ряду факторов, которые необходимо учитывать, анализируя состояние негосударственной сферы безопасности в разных странах.



В Российской Федерации, несмотря на незначительный, по историческим меркам, срок формирования национального законодательства, весьма динамично развивается область общественных и профессиональных отношений, известная всем как негосударственная сфера безопасности России. Сформированная на добровольной основе как общественное объединение негосударственная сфера безопасности, известная всем гражданам нашего Отечества как НСБ, опирается в своей деятельности на нормы Федерального закона от 19.05.1995 № 82-ФЗ «Об общественных объединениях». Реализуя объективное право защищать общие интересы, достигать общие цели и реализовывать общие планы, граждане и юридические лица, разделяющие миссию НСБ, исповедующие ее идеи и следующие ее основным принципам, всецело выражают поддержку целям негосударственной сферы безопасности и ее конкретным акциям, принимают участие в ее повседневной деятельности, способствуя общему уровню безопасности в государстве и в обществе в целом. Причем деятельность участников негосударственной сферы безопасности является продуктом инициативы «снизу», она не требует предварительного разрешения органов государственной власти и органов местного самоуправления. Это воистину гражданский проект!



Изначально фундаментом отношений между субъектами негосударственной безопасности – лицами, прямо или косвенно вовлеченными в социально-полезную деятельность по обеспечению стабильности и комфортности в частном секторе экономики России, стал Закон РФ от 11.03.1992 № 2487-1 «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации». Сотрудники органов внутренних дел, Росгвардии и иных правоохранительных органов, руководители, юристы и прочий персонал организаций, предприниматели и иные граждане, пользующиеся услугами частных охранников и частных детективов, представители судейского корпуса, преподаватели образовательных учреждений, в том числе негосударственных организаций дополнительного профессионального образования, – все эти лица на протяжении вот уже двадцати шести лет активно используют знание этого Закона. Преобладание в тексте Закона императивных норм, однозначно определяющих порядок осуществления тех или иных действий, конкретные права и обязанности субъектов указанных в законе правоотношений, правила об ответственности за неисполнение либо ненадлежащее исполнение юридических обязанностей, во многом отличает этот Закон от прочих актов гражданского законодательства Российской Федерации. В тексте этого документа практически не используются диспозитивные правовые нормы, поэтому возможность выбора вариантов правомерных действий для участников правоотношений, описанных в Законе, минимальна.

Дата принятия этого нормативного акта стала особенной для всего сообщества негосударственной сферы безопасности, именно 11 марта ежегодно все работники НСБ торжественно отмечают свой отраслевой праздник. Более четверти века положения этого Закона выполняли и продолжают выполнять ключевую роль для всех участников частной охранной и частной детективной деятельности. Однако этот законодательный акт содержит отдельные недостатки, некоторые из которых являются весьма существенными. Эксперты отмечают и невысокий уровень законодательной техники, и недостаточную полноту правового регулирования. Да, за то время, которое прошло со дня вступления Закона в силу, его положения претерпели многочисленные изменения. Тем не менее, этот Закон «морально устарел», что представляется наиболее существенным.



Но не только необходимостью совершенствования законодательной базы, регулирующей деятельность всех негосударственных структур, прямо или косвенно вовлеченных в обеспечение безопасности, ограничивается круг проблем, существующих на сегодняшний день в отрасли.

За четверть века функционирования в качестве самостоятельного направления экономики российского государства отрасль негосударственной сферы безопасности значительно расширила свои горизонты участия в ней представителей иных предпринимательских и общественных структур, помимо частных охранников и частных детективов. В их числе мы уверенно называем и производителей технических средств обеспечения безопасности, и негосударственные образовательные организации, и экспертов-консультантов, специализирующихся в вопросах охраны и безопасности, и профильные средства массовой информации, и общественные объединения правоохранительной направленности: ветеранские, молодежные, военно-патриотические, спортивно-патриотические, казачьи и многие другие. Такое многообразие в негосударственной сфере безопасности не связанных между собой едиными юридическими основами субъектов и их деятельность, регламентированная профильными законами специального действия и иными, относящимися только именно к этим субъектам нормативными актами, вывело на поверхность новые вопросы и новые задачи, требующие от лидеров отрасли и от отраслевого экспертного корпуса пристального внимания и квалифицированных решений.



Время пролетает стремительно. За прошедшие годы в российском обществе кардинально изменилось социальное мировоззрение. Это и все упомянутые выше факторы серьезно повлияли на взаимоотношения элементов внутри отрасли, равно как и на отношения между структурами НСБ и органами государственной власти, между НСБ и гражданским обществом в целом. Поэтому сейчас настал период, когда стоит оглянуться назад, подвести итоги фактически завершенного этапа становления отрасли негосударственной сферы безопасности, порадоваться достижениям, проанализировать допущенные просчеты и сформировавшиеся проблемы, требующие неотложного решения, и главное – определить цели и основные направления дальнейшего развития отрасли, отметить прогнозы этого развития на ближайшие годы и на долгосрочную перспективу, обозначить силы и средства для достижения поставленных задач.

ОЗНАКОМИТЬСЯ СО СТАТЬЕЙ В ПОЛНОМ ОБЪЕМЕ МОЖНО, ПРОЙДЯ ПО ГИПЕРССЫЛКЕ