Начнем со слова

Сегодня любое обсуждение политических и экономических взаимоотношений России с США и государствами Западной Европы неизбежно включает упоминание или даже подробный анализ так называемых экономических санкций. И в целом такой подход кажется понятным и закономерным. Если бы не одно обстоятельство: при частом употреблении слова «санкции» мы, собственно, не видим, что же участники обсуждений понимают под этим словом.

Можно ли плодотворно вести дискуссию, не уточнив, о чем именно идет речь? Вряд ли. Так что рассмотрим тему глубже.

Само по себе слово «санкция» происходит от латинского sanctio — строжайшее постановление. Здесь все ясно. А вот далее…

В русском языке у слова «санкция» есть несколько значений. Одно из них – это элемент правовой нормы, предусматривающий неблагоприятные последствия для лица, нарушившего содержащееся в такой норме правило. Но одновременно с этим исследуемый термин означает и акт разрешения, утверждения, выражения согласия должностным лицом с предложенными действиями, решениями.

Да еще некоторые называют санкциями как принудительные меры международных организаций, так и меры, осуществляемые государствами в порядке защиты своих интересов.

Согласованная между государствами — членами Организации Объединенных Наций позиция состоит в том, что термин «санкции» может применяться только в отношении мер Совета Безопасности ООН, осуществляемых на основании раздела VII Устава ООН.

А вот использование этого термина отдельными государствами для обозначения своих односторонних принудительных мер воздействия на другие государства неправомерно. Неправомерно, поскольку при осуществлении таких мер подразумевается их легитимность и возможность их применения без ведома и согласия как Совета Безопасности ООН, так и всего мирового сообщества. То есть термин «санкции» в случае его необоснованного применения направлен как раз на то, чтобы затуманить вопрос и создать видимость законности упомянутых мер, да еще с точки зрения не отдельного государства, а международного права в целом.

Хорошо, а как же тогда назвать те шаги, которые США и их союзники предпринимают в отношении России? А назвать их нужно правильно: односторонними мерами политического и экономического давления. Это, конечно, длиннее слова «санкции». Но понятнее и, самое главное, точнее.


Теперь о сути

С чего все началось? А началось все с того, что в Крыму состоялся референдум, в ходе которого подавляющее большинство жителей Крыма высказалось за возвращение территории Крымского полуострова в состав Российской Федерации.

Таким образом, вместо того, чтобы окончательно ослабнуть и развалиться, Россия на основании решения населения Крыма расширила свою территорию.

Такое развитие событий возмутило правящий режим США.

Казалось бы, каким образом внутренние события России касаются страны, расположенной на другой стороне земного шара? В принципе, конечно, никак. Однако руководство Соединенных Штатов присвоило себе право в одностороннем порядке решать, что приемлемо в любой точке земли, а за что нужно наказывать.

И вот 17 марта 2014 года появился первый список из 11 человек. Появился он в США и был назван санкционным. Активы указанных в списке лиц на территории США замораживались, американцам запрещалось вступать в деловые контакты с лицами из санкционного списка. Документ вводился в действие указом президента США. Именно этот указ стал основой для применения санкций в отношении перечисленных в списке лиц. Кроме того, документ разрешает вводить карательные меры против лиц и организаций, действующих в интересах военной промышленности России, а также «оказывающих материальную поддержку» лицам из «черного списка».

Что-то из упомянутого выше принято на основании решения Совета Безопасности ООН? Нет, конечно. Что-то защищает интересы США? Нет, конечно. Где США, а где Крым?

Тогда о чем речь? А о том, что, вопреки интересам США, Россия не стала слабее. Ее территория увеличилась, а государство в целом стало сильнее.

Так причем же тут термин «санкции»? А так захотели США.

Подведем итоги: на каком основании принято решение о включении в санкционный список 11 человек? На основании одностороннего решения Соединенных Штатов. Был ли список ответом на угрозу ущерба или ущерб интересам США? Нет, если исходить из правильного, а не расширительного толкования значения слова «интересы».

Получается, что речь идет вовсе о санкциях, а исключительно только о мерах давления на Россию? Разумеется.. Почему эти меры введены? А так захотелось Соединенным Штатам. Почему еще? А других причин нет.

Зачем все это?

Теперь пора поискать ответ на вопрос: «Для чего же нужны эти меры давления на Россию?».

Целей преследовалось несколько. Предполагалось, что высокопоставленные государственные деятели России и крупные российские бизнесмены окажутся недовольны запретом на запрет въезда в США, а также ограничениями, наложенными на деловые связи с ними. А недовольство свое они должны были проявить в виде давления на высшее государственное руководство России. Это давление было бы направлено на то, чтобы вынудить Россию отказаться от самостоятельности в решении как внутренних проблем Российской Федерации, так и международных вопросов. Заодно подразумевалось и очерчивание жестких границ для российского бизнеса, который, по мнению США, стал слишком самостоятельным и активным.

Запланированных результатов достичь не удалось. По крайней мере, в политической области. Но меры давления сняты не были. Не отказавшись от них, Соединенные Штаты расширили список российских граждан, которым запрещен въезд в США и с которыми нельзя взаимодействовать американским компаниям. Изменилась и суть списка. В него стали включать, помимо людей, и российские организации, с которыми не разрешено иметь дела.

Суть дела осталась прежней: необходимо внутреннее давление на высшее российское руководство. Если его не осуществляют представители власти, то, может быть, за счет сокращения импорта американских товаров, удастся вызвать недовольство населения? Пусть оно выходит на улицы и требует смены власти на другую – более покладистую, как хотелось бы американцам.

Одновременно США начали осуществлять давление и на другие западные страны. На членов Европейского Союза, Австралию. Они, как убеждены Соединенные Штаты, тоже должны запретить въезд на свою территорию тех же российских лиц, а, главное, – запретить сотрудничество с Российской Федерацией своим компаниям.

Каков ожидался результат? Те компании, которым запретят сотрудничать с Россией, либо будут вынуждены искать возможности взаимодействия с американскими фирмами, либо ослабнут. Вот здорово (для США, конечно)! Что делать, если фирмы других стран будут вынуждены лишиться прибылей, увольнять сотрудников? Ничего страшного и личного. Бизнес есть бизнес. А политика призвана ему помогать.

Вот примерно таковы выводы по итогам краткого анализа ситуации с мерами давления на Россию и другие государства. Слово же «санкции» призвано просто замаскировать существо вопроса, который мы попробовали прояснить. Хотелось бы надеяться, что успешно.

Трансатлантическое?

А теперь давайте о многом другом трансатлантическом. Почему трансатлантическое? Да, вопрос требует особого внимания и тщательного изучения.

Принято считать, что самые тесные отношения, связывающие подлинных союзников, существуют между государствами, которые расположены по обе стороны Атлантического океана. Это Соединенные Штаты Америки и европейские государства, входящие в НАТО и Европейский Союз. Эти связи и именуют трансатлантическими союзными.

Правда, когда речь заходит о соблюдении интересов (настоящих интересов!!) трансатлантических партнеров и союзников, от эталона отношений остается не так уж и много.

Против той части наименования, которая указывает на то, что отношения строятся через Атлантику, мы ничего не имеем. А вот насколько они союзнические, пожалуй, можно спорить.

Так вот. Американские меры давления на Россию, о которых уже сказано выше, не дали результатов, ради которых эти меры принимались. Хотя эти шаги были не последними. Санкции дополнялись и расширялись. Сначала в список представителей России включали все новых людей. Потом перешли и к российским компаниям. С теми, которые попали в список, нельзя уже вести дела. Никакие. Совсем.

Над списком работали, а вот список не работал. Никах. Совсем. Ну, то есть, работал, но не очень. Российские фирмы, которым больше нельзя было взаимодействовать с американскими, решили переориентироваться на Европу. Все разумно и понятно. Ничего личного. Просто бизнес. Или нет? Вот именно.

Так нет же. Американцы стали оказывать жесточайшее давление на Европу.

Почему американцы? Почему речь не идет о том, что подобные американским меры давления Европа не приняла сама? В первую очередь, потому, что Европе это было не нужно. Во-вторых, потому, что об этом пишут дотошные европейские журналисты. И пишут достаточно откровенно и часто. А в-третьих, потому что с удивительной регулярностью об этом говорят и пишут европейские деловые круги.

Так зачем Европа пошла по тому пути, который ей не выгоден, ибо не дает возможности вести дела с крупнейшей страной мира?

Это политика. Политическое давление США с целью вынудить Европу в свою очередь оказать давление на Россию. С целью вызвать недовольство крупных российских бизнесменов. А недовольство свое те должны были проявить в виде давления на высшее государственное руководство России. И заставить его отказаться от слишком уж самостоятельного курса.

А еще запрет на сотрудничество с Российской Федерацией должен был заодно и ограничить деловые возможности европейских фирм. В случае такого запрета компании Европы либо не получат средств за сбыт своих товаров и станут более слабыми, чем могли бы. Либо будут торговать с американскими компаниями по менее выгодным для Европы, но более выгодным для США ценам. Рынок-то под действием запретов сузился. Выбор партнеров меньше.

Вот так. Главное для Соединенных Штатов — давление. Давление для достижения свои целей. А на кого именно давить: на противников или на союзников, – неважно. И это давление на сегодняшний день стало частью глобального политического процесса Запада. Как бы ты ни был хорош или нужен, но придет время — и на тебя надавят. Не сомневайся.

В числе пострадавших стран оказалась, например, Франция. Несмотря на то, что был целый ряд французских компаний, включая крупные, которые привыкли работать с Россией, французам пришлось последовать американскому примеру, введя свои ограничения на деловые связи с Россией. В таком же положении очутились и германские фирмы.

По сути, весь Европейский Союз чинно выстроился в ряд по команде из США. И чинно выполняет все распоряжения американского штаба. Хотя в последнее время уже и не так чинно. Потому что устал терпеть экономические потери от запрета на деловые отношения с Россией.

Впереди королевы

Наконец, нужно отметить и просто откровенное хамство, которое в последние десятилетия стало отличительной чертой американского внешнеполитического курса.

Без особого освещения в средствах массовой информации прошел недавний визит президента Португалии в США. 28 июня 2018 года глава Португалии Марселу Ребелу ди Соза посетил Соединенные Штаты с официальным визитом. С официальным, да... Но вот незадача: официальные визиты не одинаковы. Американская сторона предусмотрела встречу с Трампом, а вот сотрудники, отвечающие за детали организации, решили, что президент Португалии должен подъехать не к центральному, парадному входу, а к одному из боковых. То есть португальцу уже ясно дали понять, что особо почетным гостем его ни считают. Было ли это согласовано с самим Трампом или решалось на уровне пониже, неизвестно. Но подробность очень показательная: так встречают лидеров не очень важных для Вашингтона государств. Да еще и положенных нескольких шагов навстречу гостю американский президент делать не стал. Ди Соза оценил правильно «вежливость» союзника и дернул Трампа к себе во время неожиданно крепкого и даже агрессивного рукопожатия. Все это происходило на глазах представителей прессы и телевидения, так что событие не осталось незамеченным.

Понял ли американец, что именно произошло? Наверное, понял. Это же не так трудно. По крайней мере, выглядел конфуженным. Причины были. Ведь желал оскорбить, а оказалось, что президент Португалии сам публично оскорбил заносчивого союзника.

А как насчет самого главного европейского партнера – Великобритании? Тоже интересно. Пренебрегая трепетным отношением британцев к своей монархии, Трамп, опять же в ходе визита, теперь уже своего (который состоялся в июле 2018 года), сначала шел впереди королевы Великобритании Елизаветы II, чего делать категорически не рекомендуется, а потом преградил ей дорогу и встал к ней спиной.

Наглых везде считают наглыми. Во все времена, во всех цивилизациях.

Один из итогов американского вызова приличиям, интересам союзников и всему остальному ярко проявился в Москве, во время встречи российского лидера Владимира Путина с премьер-министром Венгрии Виктором Орбаном, которая состоялась 15 июля 2018 года. Как сообщают средства массовой информации, Виктор Орбан заявил: «Прямо скажем, если бы сейчас не было санкций, которые вредят нам, то мы могли бы еще с большим опережением двигаться вперед. Естественно, эти меры наносят вред, мы теряем возможности». Как говорится, кратко, прямо и по существу.

А дальше – еще интересней. Орбан заверил Путина, что Венгрия выступает за нормализацию отношений России и Запада. В переводе со сдержанно-дипломатического на более понятный язык: «Хотели бы сбросить это ярмо, но, извините, не можем. Однако уже готовы открыто назвать ярмо ярмом».

Таким образом, вектор политического мышления европейских союзников США постепенно, с ожидаемым усилием, но начинает колебаться. Надеемся, что – в «правильном» направлении. Также рассчитываем, что в недалеком будущем это направление окажется устойчивым и взаимовыгодным. Как для России, так и для ее европейских партнеров.

А наглость, в том числе политическая, в конечном счете окажется «битой картой». События, происходящие на мировой арене в последнее время, лишь подтверждают порочность, пагубность и безрезультатность американского курса на политическую и экономическую изоляцию России.

Марина СИРОТА, координатор Общественного совета ООПН «Безопасная столица» в сфере культуры и социальной безопасности