Развитие государства немыслимо без решения вопроса об обеспечении безопасности как совокупности политических институтов в целом, так и каждого из многочисленных элементов этой наисложнейшей социально-правовой системы. Решение данного вопроса находится в компетенции органов исполнительной и законодательной ветвей власти, регулируется соответствующими правовыми актами.

Однако власть в стране не существует сама по себе. Гражданское общество в России обладает чрезвычайно высоким ресурсным потенциалом и с каждым годом проявляет все больше социальной активности, формируя обновленную, национально-ориентированную идеологию, тем самым позитивно влияя на глобальные процессы развития общественного самосознания россиян как нации, реализуя процесс укрепления экономики страны и ее статуса одной из ведущих держав мира. Прошедшие недавно выборы Президента Российской Федерации ярко продемонстрировали социальную ответственность и политическую сознательность россиян.

Негосударственная сфера безопасности является неотъемлемой частью гражданского общества. Около трех миллионов наших соотечественников, многие из которых являются высокопрофессиональными, компетентными в вопросах безопасности, присягавшими на верность Отчизне, не один год прослужившими в силовых структурах людьми, добросовестно исполняют свои трудовые функции, направленные на обеспечение охраны и безопасности в негосударственном секторе экономики страны, а также активно участвуют в деятельности общественных институтов, миссия которых в значительной степени сопрягается с решением вопросов, обозначенных лидером нашего государства – Владимиром Владимировичем Путиным в Стратегии национальной безопасности Российской Федерации.

Двадцать шесть лет – достаточно большой срок в новейшей истории российского государства. За эти годы сообщество негосударственной сферы безопасности окрепло настолько, что обеспечило себе в целом серьезное доверие как со стороны органов государственной власти, уполномоченных решать вопросы безопасности, так и со стороны бизнеса и миллионов простых людей. Как неоднократно публично заявляли представители депутатского и сенатского корпусов, органов управления федерального и регионального уровней, на сегодняшний день сотрудники предприятий НСБ рассматриваются государством в качестве одного из важнейших мобилизационных ресурсов ведомств на случай возникновения чрезвычайных ситуаций. Кроме того, организации, являющиеся участниками сферы негосударственной безопасности, в совокупности представляют собой самостоятельную, динамично развивающуюся отрасль экономики, обеспечивающую как серьезные налоговые поступления в государственный бюджет, так и неоценимую помощь правоохранительным органам в обеспечении общественного порядка в стране.

Эффективность функционирования любого сектора экономики напрямую зависит от степени упорядоченности работы всех без исключения его элементов. Вопросы безопасности, решение которых обеспечивается предприятиями частной формы собственности, требуют серьезного внимания не только в части правового регулирования деятельности субъектов НСБ, поддержания профильного законодательства на релевантном уровне, взаимодействия отраслевых институтов с уполномоченными властными структурами, но и в части достижения максимального единообразия и оптимальной регламентации возможно большего количества процессов, связанных с осуществлением организациями НСБ уставной деятельности. Добиться достижения указанных целей реально только с помощью использования такого инструмента управления и регулирования экономическими процессами как стандартизация.

Этим термином определяется экспертная и правотворческая деятельность по разработке и принятию наиболее предпочтительных положений, непосредственно касающихся систем управления качеством услуг, работ и продукции, а также контроля данных характеристик. Впоследствии эти положения фиксируются в официальных документах – стандартах, инструкциях, требованиях и методиках по порядку оказания услуг, производства работ или изготовлению продукции. Фактически эти документы представляют собой набор позиций, применяемых при установлении соответствия стандартам различных элементов указанных выше процедур.

Созданная в 1946 году Международная организация по стандартизации (International Organization for Standardization, ISO) приводит следующее определение термина «стандартизация»: установление и применение правил с целью упорядочения деятельности в определенных областях на пользу и при участии всех заинтересованных сторон, в частности для достижения всеобщей оптимальной экономии при соблюдении функциональных условий и требований техники безопасности.

В документе «Стандартизация в Российской Федерации. Термины и определения. ГОСТ Р 1.12-2004», утвержденном Приказом Ростехрегулирования от 30.12.2004 N 159-ст, и «Рекомендации по стандартизации. Рекомендации по разработке технических регламентов. Р 50.1.044-2003», утвержденном Постановлением Госстандарта РФ от 21.02.2003 N 56-ст, стандартизацией называется деятельность по установлению правил и характеристик в целях их добровольного многократного использования, направленная на достижение упорядоченности в сферах производства и обращения продукции и повышение конкурентоспособности продукции, работ или услуг.

В соответствии с Федеральным законом от 29.06.2015 № 162-ФЗ «О стандартизации в Российской Федерации» стандартизацией принято считать деятельность по разработке (ведению), утверждению, изменению (актуализации), отмене, опубликованию и применению документов по стандартизации и иная деятельность, направленная на достижение упорядоченности в отношении услуг, работ или продукции, процессов, систем менеджмента, терминологии, процедур оценки, методов испытаний и иных объектов.

Сфера действия и применения стандартизации как неотъемлемого механизма развития экономики обладает чрезвычайно широким диапазоном, в чем и заключается ее характерная особенность. В качестве общеизвестных целей использования стандартизации называют формирование нормативных установлений, увязывающих объекты стандартизации с их назначением и их безопасности для людей и принадлежащего им имущества, с уровнем развития науки, техники и технологий, обуславливающих рациональное использование национальных ресурсов, позволяющих сохранить животный и растительный мир, а также максимально обеспечить охрану окружающей среды. Кроме того, предполагается, что это должно способствовать повышению конкурентоспособности производимой на отечественном рынке продукции одновременно с развитием новых перспектив экономического, научного и технического сотрудничества с другими странами. Реализовываются эти цели путем кропотливой разработки, внедрения и применения документов, содержащих соответствующие нормы.

Принципы и приемы стандартизации применимы практически к любой области человеческой деятельности. Обеспечение национальной безопасности и общественной безопасности, в частности, не является исключением.

Услуги и работы, востребованные на негосударственном рынке обеспечения охраны и безопасности в России, также являются объектами применения этого бесспорно необходимого инструмента. Воздействие этого инструмента происходит посредством применения стандартов – утвержденных соответствующим компетентным органом нормативно-технических документов по стандартизации, устанавливающих единый пул правил, норм, требований к объекту стандартизации, обязательных к использованию в конкретной области деятельности, в нашем случае – в сфере обеспечения безопасности силами негосударственных профессиональных структур. Показательным примером включения сферы негосударственной безопасности в орбиту правоотношений по поводу применения единых правил и принципов работы профильных организаций может служить ГОСТ Р 66.9.04-2017 «Оценка опыта и деловой репутации субъектов предпринимательской деятельности. Национальная система стандартов. Оценка опыта и деловой репутации охранных организаций». Однако применение этого стандарта призвано унифицировать лишь один из сегментов работы предприятий данной сферы профессиональной деятельности.

Функционирование субъектов частной охраны как наиболее многочисленной по составу части негосударственной сферы безопасности вот уже двадцать шесть лет регулируется Законом РФ от 11.03.1992 № 2487-1 «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации». Этот нормативный правовой акт, который, кстати, на сегодняшний день в значительной степени «морально» устарел, обеспечивает представление общих положений, относящихся к частным охранным организациям и ее работникам, и имеет в целом рамочный характер. Однако этот закон не содержит требований, конкретизирующих компетенции, квалификацию персонала, дозволения и запреты в части реализации профессиональной деятельности работников. Также закон не предусматривает изложения единого типового порядка оказания услуг, связанных с обеспечением охраны и безопасности, типовых алгоритмов действий, единых для всех структур, занятых в этой области экономической деятельности на всей территории российского государства. Заполнить недостающие звенья обеспечения единообразия применения легальных требований и соответствующих научных методик призваны профессиональные и национальные стандарты, действия которых неотделимы от усилий по неуклонному повышению качества услуг и работ, направленных на обеспечение охраны и безопасности в России.

Важные шаги в реализации этих целей предпринимаются экспертным сообществом негосударственной сферы безопасности. Первым из них стало утверждение в декабре 2015 года приказа Министерства труда и социальной защиты № 1010н о вступлении в силу профессионального стандарта «Работник по обеспечению охраны образовательных организаций». Инициатором и разработчиком данного стандарта стали возглавляемый членом Президиума КС НСБ РФ Сергеем Саминским Союз организаций, осуществляющих охрану социальных объектов Москвы, и СРО Ассоциация предприятий безопасности «Школа без опасности». Руководство и экспертный состав этих же структур при поддержке СРО Союз негосударственных предприятий безопасности, возглавляемой  Валерием Мунько, продолжают работу по формированию ряда профессиональных стандартов. Следующим актом, ожидающим своего утверждения государственным органом, является профессиональный стандарт «Работник по обеспечению охраны учреждений здравоохранения». Данный документ должен стать второй специализацией в этой сфере.

Неоценимый вклад в совершенствование системы профессиональных квалификаций отрасли негосударственной сферы безопасности вносит Научно-исследовательский центр стратегического развития негосударственной сферы безопасности «Безопасность», возглавляемый  к. э. н. Олегом Климочкиным. Этот научный центр, являющийся эффективным инструментом, нацеленным на всестороннее использование интеллектуального потенциала и накопленного за четверть века уникального опыта сотрудников, работавших прежде и работающих ныне в организациях отрасли, был создан совместными усилиями председателя Правления Общероссийского отраслевого объединения работодателей в сфере охраны и безопасности «Федеральный координационный центр руководителей охранных структур», члена Президиума КС НСБ РФ Александра Козлова, председателя Совета Союза ОСО Сергея Саминского и председателя Гильдии НСБ Московской торгово-промышленной палаты, заместителя председателя Координационного совета НСБ России, председателя Общероссийского профсоюза НСБ Дмитрия Галочкина.

Помимо участия в прочих, исключительно важных для отрасли НСБ направлениях исследований, эксперты НИЦ «Безопасность» сформулировали Концепцию построения системы развития профессиональных квалификаций в сфере охраной деятельности. В этот документ, суть которого основана на риск-ориентированном подходе, вложена отвечающая современным требованиям система взглядов на то, каким образом должны быть подготовлены работники, занятые в области обеспечения охраны и безопасности, к выполнению действий определенного качества и сложности; какие конкретные знания, умения и навыки должны обеспечивать выполнение профессиональной деятельности в сфере негосударственной безопасности и отражать профессиональную пригодность работника к осуществлению специфических трудовых функций, присущих оказанию услуг и работ исключительно в области охраны и безопасности, каковы диапазон и широта этих умений и навыков; в чем конкретно должна заключаться способность работника рационально организовать и качественно исполнить порученное ему служебное задание и использовать имеющиеся у него специальные знания и навыки при возникновении нестандартной ситуации.

Исходными точками для работы над созданием принципиально нового подхода к формированию системы развития профессиональных квалификаций в сфере охраной деятельности нужно считать произошедшие в последнее десятилетие качественные изменения в объективных требованиях к обеспечению общественной безопасности в Российской Федерации, в технической оснащенности как структур, нацеленных на осуществление противоправных действий, так и самих организаций, обеспечивающих охрану и безопасность, в возникновении новых профессий, новых видов и форм деятельности, относящихся к отраслевому профилю, в составе, характере и объеме элементов трудовых функций работников охранных организаций, в объеме знаний и умений, необходимых для профессионального и квалифицированного выполнения задач по обеспечению безопасности. Также аксиоматичным являлся тезис о принципиальном различии и наличии тонкой специфики функциональных обязанностей персонала организаций, оказывающих и выполняющих каждый конкретный вид услуг и работ, касающийся обеспечения охраны и безопасности. Перечисленное бесспорно требовало существенного пересмотра по отношению к функционирующей на сегодняшний день системе профессиональных квалификаций работников российской охранной отрасли и, что представляется естественным, направлений и программ профессиональной подготовки и переподготовки специалистов охранной сферы. При этом непреложным фактом оставалась принятая практически всем охранным сообществом точка зрения о недопустимости в правовом плане и невозможности реализовать – в практическом – принятия в Российской Федерации единого «сквозного» профессионального стандарта, регламентирующего требования к работникам охранных структур, вне зависимости от вида или отраслевой принадлежности охраняемых объектов и иных специфических нюансов деятельности, касающейся обеспечения охраны и безопасности.

При разработке Концепции построения системы развития профессиональных квалификаций в сфере охранной деятельности ведущие эксперты, участвовавшие в данной кропотливой работе, закладывающей на долгую перспективу единый для всей охранной отрасли России подход к определению и разграничению квалификационных профессиональных уровней, к нормативному фиксированию описания всех категорий работников и руководителей, а также практически всех должностей штатного состава охранных предприятий, сумели исследовать и компетентно проанализировать исходные данные, и в результате представить для практического применения всеми отраслевыми структурами стройную конструкцию, позволяющую кратно повысить уровень подготовки и компетентности персонала и руководства профильных организаций и, соответственно, существенно улучшить качество оказываемых и выполняемых этими организациями услуг и работ, связанных с обеспечением охраны и безопасности.

Ярким примером конструктивного взаимодействия в рассматриваемой нами области между государством, профессиональными и общественными структурами негосударственной сферы безопасности является свершившийся в начале этого года факт создания при Федеральном агентстве по техническому регулированию и метрологии Министерства промышленности и торговли Российской Федерации технического комитета по стандартизации «Охранная деятельность» во главе с председателем Совета ветеранов войск правопорядка, генерала-полковника милиции в отставке Николаем Першуткиным.

Упоминание тезиса о взаимодействии не случаен. В перечне участников данного технического комитета – Федеральная служба войск национальной
гвардии Российской Федерации, Федеральное казенное учреждение «Научно-исследовательский центр «Охрана», Общероссийское отраслевое объединение
работодателей в сфере охраны и безопасности «Федеральный координационный центр руководителей охранных структур», Общероссийская общественная организация «Профсоюз негосударственной сферы безопасности», Саморегулируемая организация Ассоциация предприятий безопасности «Школа без опасности», Группа «СТАРК Безопасность», Общероссийская общественная организация «Центральный совет учреждений по подготовке кадров российской охранно-сыскных структур, Некоммерческое партнерство «Национальная Коллегия Полиграфологов», Охранная группа «ДУБРОВНИК», Ассоциация ветеранов органов государственной охраны «Девятичи», Международная ассоциация ветеранов подразделения антитеррора «Альфа», Научно-исследовательский центр стратегического развития негосударственной сферы безопасности «Безопасность» и многие другие структуры как государственной принадлежности, так и относящиеся к сфере негосударственной безопасности.

Представляется целесообразным рассматривать эту вновь созданную структуру сквозь призму сотрудничества предпринимательского сообщества, общественных организаций профильной отрасли, органов исполнительной власти и физических лиц. Исследуя данную тему в ракурсе осуществления работ по национальной, межгосударственной, региональной и международной стандартизации в области охранной деятельности и учитывая крайнюю заинтересованность всех отраслевых институтов в решении поднятых в настоящей статье вопросов, можно сделать вывод о том, что технический комитет по стандартизации «Охранная деятельность» будет являться достаточно эффективной формой такого сотрудничества.

В перечень основных задач, возложенных на созданный отраслевой орган по стандартизации, входят: формирование программы разработки национальных стандартов по профильной областью деятельности и контроль за процессом ее реализации, проведение разнообразных экспертиз проектов национальных и межгосударственных стандартов и проектов изменений к действующим стандартам, выявление необходимости обновления или отмены действующих в Российской Федерации профильных национальных и межгосударственных стандартов, оценка целесообразности утверждения предварительных национальных стандартов, относящихся к отрасли, в качестве национальных стандартов Российской Федерации по результатам мониторинга их применения, осуществление сотрудничества с техническими комитетами в смежных областях деятельности, проведение экспертизы проектов стандартов организаций по представлению разработчиков и подготовка заключений по ним, а также многие другие. В процессе реализации специальных проектов, осуществляемых в рамках технического комитета, могут создаваться рабочие группы, в состав которых могут входить представители различных заинтересованных организаций, в том числе не являющихся членами технического комитета.

Отраслевое охранное сообщество негосударственной сферы воспринимает создание и перспективу работы технического комитета по стандартизации «Охранная деятельность» с надеждой на качественное решение накопившихся в отрасли проблем, касающихся системности в деятельности участников российского рынка охраны и безопасности, сбалансированности их интересов, взаимоувязыванию стремлений участников рынка, разрабатывающих, оказывающих, выполняющих и потребляющих услуги и работы, связанные с обеспечением безопасности, к достижению согласия с учетом мнения каждого из субъектов по управлению многообразием услуг и работ, их качеству, экономичности, применимости, совместимости, а также другим вопросам, представляющим взаимный интерес. Трудно переоценить уровень ожидания результатов деятельности технического комитета, которые должны масштабно повлиять на повышение качества охраны объектов, в первую очередь с массовым пребыванием людей. Учитывая серьезную озабоченность органов власти состоянием безопасности объектов, содержащихся за счет средств государственного и муниципального бюджетов, частное охранное сообщество в полной мере рассчитывает на полноценное, в рамках деятельности технического комитета, сотрудничество с государственными структурами по вопросам стандартизации в охранной сфере, в том числе стандартизации требований к профессиональной подготовке работников частных охранных организаций.

Собственно, способствовать повышению уровня безопасности в целом по стране и призваны описанные выше и иные мероприятия, осуществляемые лидерами и ведущими экспертами отрасли и поддерживаемые подавляющим большинством профессиональных и общественных институтов негосударственной сферы безопасности, также органами государственной власти. Также эти действия направлены на скорейшее достижение необходимого для охранной отрасли единства представления и восприятия информации, в том числе в договорно-правовых отношениях субъектов хозяйственной деятельности друг с другом и органов государственного управления, взаимопонимания между этими субъектами, реализации требований к профильным услугам и работам, а также к квалификации занятого в отрасли персонала, что в конечном итоге должно найти положительное отражение на многих социальных аспектах развития российского общества. Именно в этом и заключается эффективность стандартизации как явления, как необходимого элемента общественных процессов, как одной из мер, которые в состоянии обеспечить стабильность и безопасность нашей с вами жизнедеятельности.