Развитие взаимодействия органов обеспечения государственной безопасности и правопорядка с гражданским обществом, повышение доверия граждан к правоохранительной системе Российской Федерации являются одними из главных направлений обеспечения государственной и общественной безопасности наряду с усилением роли государства в качестве гаранта безопасности личности и прав собственности, совершенствованием правового регулирования предупреждения преступности, коррупции, терроризма и экстремизма и борьбы с такими явлениями.Твердо придерживаясь главных постулатов сообщества негосударственной сферы безопасности, гласящих, что мы являемся хранителями государственности, законности и безопасности, профессиональные и общественные институты отрасли НСБ ежедневно и ежечасно доказывают высокую эффективность своей деятельности в ракурсе реализации положений Указа Президента РФ от 31.12.2015 № 683 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации», в том числе участвуя в содействии правоохранительным органам в охране общественного порядка, способствуя выявлению угроз в информационной сфере и противодействию им, принимая силами имеющихся ресурсов меры для повышения защищенности граждан и общества от деструктивного информационного воздействия со стороны экстремистских и террористических организаций и пропагандистских структур.

Несколько последних лет оказались «прорывными» в реализации миссии тесного взаимодействия между нашим отраслевым сообществом и силовыми ведомствами. Качественный шаг навстречу гражданскому обществу в лице негосударственной сферы безопасности сделал законодатель, введя в действие нормы Федерального закона от 02.04.2014 № 44-ФЗ «Об участии граждан в охране общественного порядка», а также приняв ряд изменений в законодательные акты, регулирующие деятельность частных охранных организаций и частных детективов. Однако начало действия указанного нормативного правового акта было не вполне гладким. Два года назад начальник ГКУ «Московский городской штаб народной дружины», генерал-майор запаса Владимир Семерда выражал сомнение по поводу участия отдельных категорий граждан в реализации положений упомянутого закона. В частности, он указал на то, что рядом статей закона общественным объединениям правоохранительной направленности предоставлены права по участию в охране общественного порядка, аналогичные тем, которыми наделены народные дружинники и казачьи формирования. «Эти положения могут вызвать недоумение, поскольку, в соответствии с определением ч. 4 ст. 2 Федерального закона, такие общественные объединения не имеют фиксированного членства, то есть для реализации этой функции они фактически могут привлекать не прошедших какого-либо отбора и подготовки людей «с улицы». Мы считаем, что такая практика очень опасна!», – утверждал заслуженный генерал.

Однако жизнь все расставила по своим местам. Профессионально подготовленные и стремящиеся всегда следовать букве закона представители НСБ правильно оценили движение навстречу со стороны государства; активные процессы по встраиванию сферы негосударственной безопасности в сцементированные ряды представляющих властные структуры защитников общественного порядка и безопасности страны в целом прошли по всей стране. И результаты не заставили себя ждать.

Правительственная комиссия по профилактике правонарушений под председательством министра внутренних дел Российской Федерации Владимира Колокольцева в своем официальном обращении от 02.03.2018 № 12/965 к руководителям высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации представила подробный аналитический обзор о положительном опыте организации работы по привлечению граждан и общественных объединений к участию в охране общественного порядка.

На прошедшем в декабре прошлого года заседании Межведомственной комиссии Совета безопасности Российской Федерации по общественной безопасности силовой блок государства объявил о своей позиции относительно участия гражданского общества, и в первую очередь общественных институтов негосударственной сферы безопасности, в широкомасштабных процессах по обеспечению охраны общественного порядка.

Руководством правоохранительных органов исполнительной власти публично был признан факт дефицита наружных служб полиции. В связи с этим на повестку дня выл вынесен вопрос об укреплении взаимодействия с гражданским населением, направленного на повышение уровня общественной безопасности. В данном аспекте основная линия взаимодействия должна быть выстроена, что очевидно, в первую очередь с профессионально подготовленными структурами негосударственной сферы безопасности, которые вот уже двадцать шесть лет функционируют в рамках российского законодательства под контролем уполномоченных государством регуляторов.

Основным гарантом безопасности жизнедеятельности человека является Конституция Российской Федерации. Кроме главного закона страны правовую основу обеспечения безопасности во всех сферах деятельности определяют общепризнанные принципы и нормы международного права, федеральные конституционные законы, другие федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, принятые в пределах их компетенции в области безопасности.

Генеральные направления общественных отношений, осуществляемых в рамках взаимодействия органов власти с гражданским населением, зафиксированы в положениях Федерального закона от 02.04.2014 № 44-ФЗ «Об участии граждан в охране общественного порядка», которым четко следуют представители общественных институтов негосударственной сферы безопасности. По мнению одного из главных разработчиков этого закона, заместителя председателя Комитета Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации по безопасности и противодействия коррупции, председателя Комитета Торгово-промышленной палаты России по безопасности предпринимательской деятельности, члена Президиума Координационного совета НСБ России Анатолия Выборного, «сегодня в обществе сформировался запрос на оказание помощи полиции в охране общественного порядка. Интересы граждан и государства в данной сфере объективно совпадают. Граждане занимают активную гражданскую позицию и хотят жить безопасно и комфортно. Государство заинтересовано, с одной стороны, минимизировать преступность, а с другой – максимально задействовать правоохранительный потенциал общества». Этот законодательный акт «с одной стороны, упорядочивает правила игры и задает единые стандарты на этот счет, а, с другой, – повышает правовой статус и обеспечивает более высокую степень социальной защиты участвующих в этом лиц. В частности, он устанавливает правовые основы, принципы и формы участия лиц в охране общественного порядка, принципы взаимоотношений граждан и общественных объединений с правоохранительными органами, а также органами государственной власти и местного самоуправления, правовой статус лиц, участвующих в охране общественного порядка, их права, обязанности и стимулы», – подчеркивает депутат. Все это позволяет обеспечить соблюдение принципа единообразия в процессе реализации правового регулирования общественных отношений, предметом которых является взаимодействие структур НСБ с органами правоохраны на всей территории Российской Федерации. Неуклонное и четкое следование сообществом НСБ данному принципу и содержащимся в профильном федеральном законе юридическим нормам способствует формированию единого правового пространства, в котором органы государственной власти и сообщество негосударственной сферы безопасности стремятся сделать нашу страну безопасной и комфортной для проживания.

Ощутимые сдвиги в части такого взаимодействия уже налицо. Результаты мониторинга принимаемых в субъектах Российской Федерации мер по применению на практике положений закона об участии граждан в охране общественного порядка свидетельствует о положительных тенденциях в рассматриваемой сфере. В упомянутом выше официальном обращении от 02.03.2018 № 12/965 приводятся емкие статистические данные, представляющие несомненный интерес как для специалистов, так и для простых граждан, поскольку общественное мнение относительно вовлечения простых людей – граждан нашей великой страны в позитивный процесс обеспечения общественной безопасности является мощным движителем социального прогресса и основой дальнейшего развития тесного сотрудничества власти и общества.

Согласно ведомственной статистической отчетности правоохранительного ведомства по итогам 2017 года в региональные реестры, сформированные во всех субъектах Российской Федерации, внесено свыше десяти тысяч народных дружин, объединяющих в своих рядах почти двести тысяч человек, а также более тысячи общественных объединений правоохранительной направленности. Мы с полной уверенностью отмечаем, что общественные объединения правоохранительной направленности НСБ стоят в первом ряду этого перечня.

Статистика силового ведомства свидетельствует, что в 2017 году к охране общественного порядка привлечено свыше двух миллионов граждан, из которых более 1,8 миллиона народных дружинников, почти полсотни тысяч представителей общественных объединений правоохранительной направленности, около сорока тысяч внештатных сотрудников полиции, а также ста тысяч членов казачьих обществ, внесенных в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации.

Основными формами взаимодействия граждан с органами внутренних дел являются: профилактические обходы жилого сектора с участковыми уполномоченными полиции и инспекторами по делам несовершеннолетних, совместное с нарядами патрульно-постовой службы полиции патрулирование улиц, обеспечение правопорядка при проведении спортивных, культурно-зрелищных и иных массовых мероприятий. Особо следует отметить, что неоценимую помощь в содействии территориальным органам МВД России в охране правопорядка оказывают общественные объединения правоохранительной направленности.

Ярким примером тесного сотрудничества государства и общества в лице его наиболее целеустремленной и подготовленной, в профессиональном плане, части, которую олицетворяют собой общественные институты НСБ, может служить исключительно эффективная, социально полезная и широко освещаемая в средствах массовой информации деятельность Общественного объединения правоохранительной направленности «Безопасная столица», созданная несколько лет назад при непосредственном участии председателя Гильдии НСБ Московской торгово-промышленной палаты, заместителя председателя Координационного совета НСБ России, председателя Общероссийского профсоюза НСБ Дмитрия Галочкина, и возглавляемая председателем Комиссии Московской городской Думы по безопасности, председателем Координационного совета НСБ города Москвы Инной Святенко.

Представители общественных проектов, объединенных в ООПН «Безопасная столица», включая «Центр профилактики правонарушений», «Оперативный молодежный отряд», «Безопасный подъезд» и многие другие, ежедневно обеспечивают правопорядок совместно с сотрудниками полиции. Это приносит ожидаемые плоды. При непосредственном участии активистов – представителей негосударственной сферы безопасности в минувшем году было пресечено около тысячи административных правонарушений. Это впечатляющая цифра, позволяющая сделать вывод о высокой эффективности взаимодействия власти и людей, обладающих осознанно-социальной жизненной позицией. И вклад отраслевых общественных институтов НСБ в дело обеспечения общественной безопасности предельно конкретен и чрезвычайно высоко оценим.

Буквально накануне на прошедшем под председательством заместителя председателя Координационного совета НСБ России Дмитрия Галочкина и координатора Общественного объединения правоохранительной направленности «Безопасная Столица», депутата Совета депутатов МО Гольяново ВАО Москвы Антона Акишина совещании представителей движения «Безопасная столица», состоявшемся на площадке Московского городского регионального отделения партии «ЕДИНАЯ РОССИЯ», депутат Московской городской Думы Александр Семенников, в своем выступлении отметил, адресуя свои слова сообществу негосударственной сферы безопасности: «Мы внимательно наблюдаем за всеми проводимыми вами мероприятиями, одобряем и поддерживаем вашу деятельность и ваше стремление сделать жизнь наших сограждан безопасной!».

Будучи весьма компетентным экспертом в профильной области общественных отношений, умелым координатором взаимодействия органов государственной власти столичного региона с надежными помощниками московских силовых структур – сотрудниками организаций негосударственной сферы безопасности, Инна Святенко настаивает: «Добиться того, чтобы Москва стала самой безопасной столицей мира, а Россия – самой безопасной страной, является нашей общей целью. Все разумные представители гражданского общества считают, что это очень хорошая и светлая цель, которая при тесном взаимодействии власти и общества вполне реализуема!».

Дмитрий Галочкин напоминает, что, идя по пути развития отрасли НСБ, «необходимо учитывать позицию государства». Это, подчеркивает лидер отраслевого сообщества, основа эффективного и результативного сотрудничества, способного еще сильнее укрепить надежный бастион общественной безопасности в нашей стране и положить конец даже возникновению мысли о каких-либо угрозах и вызовах достойной и стабильной жизни россиян.

«В этой части, – настаивает председатель Гильдии НСБ МТПП, – мы должны через органы исполнительной власти, через подразделения лицензионно-разрешительной работы, являющиеся структурами, регулирующими деятельность отрасли, добиваться реализации и воплощения в практическую плоскость того уровня доверия к негосударственной сфере безопасности, о котором на многочисленных федеральных и региональных форумах регулярно упоминают авторитетнейшие руководители законодательной и исполнительной власти нашей страны, в числе которых – член Совета Федерации, в недавнем прошлом – председатель Комитета Совета Федерации по обороне и безопасности, председатель Координационного совета НСБ России Виктор Озеров, заместитель председателя Комитета Государственной Думы по безопасности и противодействию коррупции, член президиума Координационного совета НСБ России, председателя Комитета Торгово-промышленной палаты Российской Федерации по безопасности предпринимательской деятельности Анатолий Выборный, председатель Комиссии Московской городской Думы по безопасности, председатель Координационного совета НСБ Москвы Инна Святенко.

Нерушимый свод принципов взаимодействия граждан, в первую очередь многочисленных представителей отрасли негосударственной сферы безопасности, с органами управления, уполномоченными осуществлять функции обеспечения охраны общественного порядка и общественной безопасности, основывается, прежде всего, на соблюдении законности, приоритетности защиты прав и свобод человека и гражданина, права на самозащиту от правонарушений всеми легитимными способами, ведущей роли органов государственной власти и органов местного самоуправления, догмата о недопустимости подмены их полномочий. Воплощение в жизнь именно этих понятий в совокупности позволяет реализовываться различным формам индивидуального и коллективного участия граждан в охране общественного порядка.

Нами – сообществом НСБ, верными лозунгу «Мы – хранители России!», руководит строго направленный ориентир, сформулированный Президентом России Владимиром Путиным, который заявил о том насколько «важно обеспечить безопасность граждан в общественных местах... Нужно перегруппировать силы, шире использовать технические средства, в полной мере использовать помощь общественности». Глава российского государства четко дал понять, что «нужно ценить взыскательную, заинтересованную, деятельную позицию граждан». И представители негосударственной сферы безопасности, ведомые своими лидерами – флагманами отрасли, никогда не останутся в стороне от происходящих в стране процессов, полномасштабно направленных на создание благоприятной для российского гражданина среды жизнедеятельности. Именно в этом и заключается истинное проявление демократии!