Минуло почти двадцать шесть лет с момента вступления в силу Закона Российской Федерации от 11 марта 1992 года №1487-1 «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации». Прошедший год оказался богатым на торжественные мероприятия, посвященные четвертьвековому юбилею деятельности негосударственной сферы безопасности как самостоятельной отрасли экономики нашей страны. Работа профессиональных и общественных институтов НСБ была признана на самом высоком уровне государственной власти как социально ответственная и в полной мере государственно-ориентированная. Каждый из участников многомиллионного сообщества негосударственной сферы безопасности справедливо считает нашу отрасль незаменяемым элементом, обоснованно встроенным в четко отлаженный механизм обеспечения национальной безопасности России.

Оглядываясь назад, осознаешь, что двадцать шесть лет – это достойный путь, пройденный плечом к плечу с единомышленниками, с ясным пониманием поставленных перед собой целей, с надеждой на то, что накопленный за годы верного служения Родине опыт сможет стать фундаментом и опорой для дальнейшего развития. Неумолимо преодолевая барьеры объективного отставания правовых норм, регулирующих деятельность юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в профильных сегментах российского экономического пространства, от реальных жизненных обстоятельств, квалифицированно изыскивая законные возможности сбалансировать изначально неравнозначные конкурентные условия работы на ограниченном рыночном пространстве, противопоставляя опыт, компетентность и верное служение миссии обеспечения безопасности в сфере оказания услуг и выполнения работ в негосударственном секторе отдельным «занозам» в виде предвзятых или откровенно «заказных» публикаций в ряде средств массовой информации, наше сообщество может достойно позиционировать себя как объединение профессионалов – людей с твердой гражданской позицией, нацеленных на качественное исполнение взятых на себя обязательств, готовых прийти на помощь в трудных обстоятельствах, стремящихся защищать закон и всецело следовать требованиям закона при выполнении служебных обязанностей.

Да, за четверть века не обошлось без трудностей. Но, как утверждал в свое время Фридрих Ницше, «что нас не убивает, делает нас сильнее!»[1]. Сумев в подавляющем большинстве консолидироваться, субъекты негосударственной сферы безопасности выработали понятный и эффективный механизм взаимодействия, обеспечив отраслевым институтам поддержку государственных органов власти и управления, а также способствуя неуклонному повышению уровня доверия и понимания со стороны гражданского общества.

На сегодняшний день мы – действующие структуры НСБ – олицетворяем собой настоящее отрасли негосударственной сферы безопасности. Мы с заслуженной гордостью констатируем те успехи, которых сообщество смогло достичь за прошедшее время. Их – множество; особо дотошному читателю, охочему до мелочей и конкретики, можно рекомендовать воспользоваться ресурсами национального медиапортала «Хранитель», на страницах которого аккумулирована наиболее полная информация о событиях, происходящих в необъятным пространстве негосударственной сферы безопасности, а также заглянуть на другие профильные сайты, представляющие, например, национальный портал по охране и безопасности «ГардИнфо», издание «Первое антикоррупционное СМИ» и другие.

Наше отраслевое сообщество уверенно заносит себе в актив достигнутую к сегодняшнему дню высокую степень взаимодействия с органами законодательной и исполнительной власти – как на региональном, так и на федеральном уровнях. Конструктивную и последовательную работу руководящего органа негосударственной сферы безопасности – Координационного совета НСБ России – всемерно поддерживают наиболее заметные и авторитетные политические и общественные деятели – член Комитета Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации по регламенту и организации парламентской деятельности, председатель Координационного совета НСБ России Виктор Озеров,первый заместитель председателя комитета по обороне и безопасности Совета Федерации ФС Российской Федерации Франц Клинцевич, заместитель председателя комитета по обороне и безопасности Совета Федерации ФС Российской Федерации Алексей Кондратьев, заместитель председателя Комитета Государственной Думы по безопасности и противодействию коррупции, председатель Комитета Торгово-промышленной палаты Российской Федерации по безопасности предпринимательской деятельности Анатолий Выборный, председатель Московской городской Думы Алексей Шапошников, председатель Комиссии Московской городской Думы по безопасности Инна Святенко, президент Московской торгово-промышленной палаты, в прошлом – председатель Московской городской Думы Владимир Платонов и многие другие официальные лица. Из числа представителей органов исполнительной власти, регулярно принимающих участие в значимых публичных мероприятиях отрасли НСБ, посвященных практическим вопросам, включая общественное обсуждение процессов, направленных на совершенствование профильного законодательства, хотелось бы выделить начальника государственного контроля и лицензионно-разрешительной работы Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации генерал-лейтенанта полиции Леонида Веденова, заместителя начальника Главного управления государственного контроля и лицензионно-разрешительной работы генерал-майора полиции Анатолия Маликова, заместителя начальника Главного Управления Росгвардии по городу Москве – начальника Центра лицензионно-разрешительной работы, полковника полиции Вадима Медведева.

Лидеры и ведущие эксперты негосударственной сферы безопасности успешно представляют отрасль на таких известных по всей России площадках, как Торгово-промышленная палата Российской Федерации, Общественная палата Российской Федерации, Московская торгово-промышленная палата, участвуют в работе Общественных наблюдательных комиссий, многих других общественных организациях, выполняя миссию, социальный эффект которой невозможно переоценить. Наше отраслевое сообщество активно вовлечено в общероссийское профсоюзное движение, взаимодействуя, в том числе, с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным осуществлять функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда и социальной защиты. Председателем Общероссийского профессионального союза НСБ является председатель Гильдии негосударственных структур безопасности Московской торгово-промышленной палаты Дмитрий Галочкин. Создано и эффективно участвует в формировании региональных структур Общероссийское отраслевое объединение работодателей в сфере охраны и безопасности «Федеральный координационный центр руководителей охранных структур» под руководством члена Общественной палаты России Александра Козлова. Неоценимый интеллектуальный вклад в развитие института саморегулирования, а также института компетенций и квалификаций в негосударственной сфере безопасности вносит Подкомитет по развитию индустрии безопасности Комитета Торгово-промышленной палаты Российской Федерации по безопасности предпринимательской деятельности, возглавляемый председателем Совета Союза ОСО, президентом СРО Ассоциация «Школа без опасности» Сергеем Саминским. Серьезная работа в области государственно-частного партнерства ведется Союзом саморегулируемых организаций НСБ России под председательством Анатолия Данилова.

Сообщество негосударственной сферы безопасности стремится как можно выше поднять планку деловой репутации каждого из своих участников. В реализации этого аспекта деятельности неустанную ежедневную работу ведут отраслевые негосударственные учреждения дополнительного профессионального образования, постоянно совершенствующие методическую базу и методологические основы преподавания в соответствии с утвержденными образовательными программами, а также кадровые агентства, встроенные в отраслевую систему оптимизации работы с персоналом и постоянного повышения квалификации сотрудников предприятий, входящие в профильные сегменты рынка услуг и работ, связанных с обеспечением безопасности. С критериями оценки деловой репутации неразрывно связана деятельность Единого Общероссийского Реестра частных охранных организаций НСБ, охватывающая значительный информационный пласт, позволяющая всем – от руководителей юридических лиц и до заинтересованных в надлежащем трудоустройстве граждан, обладающих профессиональной подготовкой и квалификацией соответствующим установленным требованиям, – в кратчайшие сроки, при минимальных затратах получить необходимые для них конкретные достоверные данные. Единый Общероссийский Реестр ЧОО НСБ – важнейший фактор взаимопереплетения профессиональных и социальных отношений на пути реализации положений Стратегии национальной безопасности Российского государства.

В настоящее время Концепцией развития негосударственной сферы безопасности Российской Федерации предусмотрен ряд направлений развития отрасли. К ним, в том числе, относятся следующие.

Совершенствование системы выдачи разрешительных документов для осуществления практической деятельности. Здесь вопрос упирается в ожидание завершения процедур доработки и принятия профильных законодательных актов, содержащих соответствующую норму о делегировании части полномочий государства вкупе с развитием института саморегулирования в отрасли.

Далее речь идет об использовании отраслевыми структурами различных передовых форм осуществления деятельности. Формы осуществления деятельности обусловлены правовыми нормами, зафиксированными в законодательных актах, регулирующих тот или иной вид деятельности, относящийся к сфере негосударственной безопасности. С одной стороны, совершенствование профильного законодательства в части приведения морально устаревших норм, тормозящих развитие отрасли, к требованиям текущего момента и к их соответствию ожиданиям экспертного сообщества, позволит расширить спектр деятельности отраслевых структур. С другой стороны, вовлечение активной части экспертного состава негосударственной сферы безопасности в общественное обсуждение потенциальных возможностей различных структур отрасли будет способствовать побуждению законодателей к компетентному пересмотру профильной нормативной правовой базы, что, в свою очередь, позволит предприятиям отрасли использовать в своей уставной деятельности более передовые формы.

О создании системы информационно-аналитического обеспечения деятельности структур негосударственной сферы безопасности, включая формирование банков вакансий и осуществление обмена информацией на региональном и межрегиональном уровнях в целях повышения информированности граждан о возможностях и условиях трудоустройства уже было сказано выше. Начало функционирования Единого Общероссийского Реестра ЧОО НСБ – яркая иллюстрация успешного старта процедуры реализации одного из основных направлений Концепции развития отрасли.

Развитие инфраструктуры НСБ на базе сотрудничества государственных органов, органов местного самоуправления, частных и некоммерческих организаций как элемент государственно-общественного партнерства – одна из многих, стоящих перед отраслью целей, достигнуть которую возможно посредством полномасштабного вовлечения в этот процесс Общероссийского отраслевого объединения работодателей в сфере охраны и безопасности.

Результативные разработка и внедрение мер экономического стимулирования деятельности негосударственных структур безопасности, развитие их материально-технической базы в значительной степени зависят от совокупности факторов – стабилизации российской экономики в целом и соответствия норм профильного законодательства текущим обстоятельствам. Здесь стремление отраслевых хозяйствующих субъектов быть неотъемлемыми частями экономического пространства России и активная позиция экспертного состава НСБ в части общественного мониторинга профильной нормативной правовой базы – залог относительно успешного результата в части реализации имущественных ожиданий большинства отраслевых структур.

Повышение уровня социальной защищенности работников предприятий отрасли во многом зависит от целеустремленности отраслевых профсоюзов, действующих под эгидой Общероссийского профсоюза НСБ, и от результата взаимодействия общественных институтов негосударственной сферы безопасности с органами законодательной и исполнительной власти.

Совершенствование системы контроля за деятельностью негосударственных структур безопасности, в том числе с привлечением государственных органов и общественных формирований, в полной мере отвечает задачам, определенным Федеральным законом от 01.12.2007 №315-ФЗ «О саморегулируемых организациях». Существуют реальные предпосылки того, что институт саморегулирования, активно развиваемый в отрасли, поддерживаемый интеллектуальным потенциалом как Подкомитета по развитию индустрии безопасности Комитета ТПП РФ по безопасности предпринимательской деятельности, так и других общественных структур НСБ, будет и дальше совершенствовать систему контроля с использованием системы дозволений, определенных положениями федерального законодательства.

Осуществление постоянного мониторинга деятельности структур негосударственной сферы безопасности с целью анализа, оценки ее эффективности и прогнозирования потребностей рынка, научное сопровождение изменений в инструментах и механизмах развития негосударственной сферы безопасности – все перечисленное можно в полной мере отнести к компетенции вновь созданного, отмеченного ожиданием успешной и эффективной работы в дальнейшей перспективе Научно-исследовательский центра стратегического развития НСБ «Безопасность» под руководством директора, к.э.н. Олега Климочкина. НИЦ «Безопасность» обладает мощным потенциалом, который бесспорно сумеет реализовать многие планы развития отрасли, в том числе отмеченные выше.

Таковым видится концептуальный подход к обзору самого ближайшего будущего негосударственной сферы безопасности ведущим экспертам отрасли.

(Окончание следует)



[1] «Сумерки идолов, или как философствуют молотом», (Götzen-Dämmerung oder Wie man mit dem Hammer philosophiert) 1888 г. Quis attero mihi tantum planto mihi validus / Quod non me destruit, me nutrit / Quod nōs nōn necat nōs fortiōrēs facit