В канун 2016 года Указом Президента Российской Федерации №683 была утверждена новая Стратегия национальной безопасности нашего государства. В данном документе аккумулированы основные сведения об угрозах в адрес России, о возможных способах, силах и средствах, которые могут и должны быть использованы для противодействия и пресечения любых проявлений негативного характера в отношении нашей страны.

Главными направлениями обеспечения государственной и общественной безопасности на современном этапе являются усиление роли государства в качестве гаранта безопасности личности и прав собственности, совершенствование правового регулирования предупреждение преступности, коррупции, терроризма и экстремизма, а также значительное повышение степени взаимодействия власти и общественных институтов правоохранительной направленности.

Одним из главных источников угроз национальной безопасности Российской Федерации считается экстремизм, направленный на насильственное изменение конституционного строя государства, дестабилизацию внутриполитической и социальной обстановки в России, на нарушение единства и территориальной целостности нашей страны.

Экстремистская деятельность всегда является преступной по форме; это – совокупность общественно опасных деяний, запрещенных Уголовным кодексом России.

Экстремизм является одной из наиболее сложных проблем современного российского общества. Это связано в первую очередь с многообразием его проявлений и неоднородным составом экстремистских структур, которые угрожают национальной безопасности Российской Федерации. Наибольшую опасность, по мнению экспертов, представляет деятельность националистических и радикальных религиозных экстремистских организаций.

Противозаконные действия радикалов из этнических, националистических и религиозных экстремистских группировок проявляются прежде всего в возбуждении ненависти по национальной, языковой, религиозной принадлежности или принадлежности к какой-либо социальной группе. Активисты экстремистских организаций участвуют в распространении призывов к насильственным действиям чаще всего через информационно-телекоммуникационные сети, включая Интернет, в вовлечении граждан, особенно молодежи и подростков, в деятельность экстремистских сообществ, в проведении не согласованных с властями акций, в организации массовых беспорядков, в подготовке и совершении террористических актов.

Курируемые чаще всего из-за рубежа, проявляющие активность на территории России экстремистские организации националистического и религиозного толка, в качестве основного направления приложения своих ресурсов выбирают дестабилизацию социально-политической обстановки в нашей стране путем привлечения различных групп населения к участию в протестных акциях, в том числе несогласованных, умышленно рассчитывая, что такие акции можно будет легко трансформировать в массовые беспорядки.

Одним из основных инструментов, используемых экстремистскими группировками для разжигания и обострения межэтнических и межконфессиональных конфликтов, создающих серьезную угрозу территориальной целостности Российской Федерации, является религия. Именно умышленное превратное толкование религиозных норм и постулатов позволяет вовлекать в экстремистскую деятельность новых членов, преимущественно из малоимущих социальных слоев населения, лиц с низким уровнем образования.

Анализ обстановки в среде религиозных объединений, действующих на территории России, свидетельствует о росте активности ряда объединений, культивирующих религиозный фанатизм, который основывается на извращенных духовно-этнических канонах. В основном эта деятельность сопряжена с насилием над гражданами, причинением вреда их здоровью, побуждением к отказу от исполнения гражданских обязанностей, а также с совершением иных противоправных деяний. При этом тщательно камуфлируемые религиозные доктрины этих структур, оправдываемые стремлением к благу организации, допускают использование насилия, угроз и шантажа.

Как свидетельствует статистика, в настоящее время количество преступлений экстремистской направленности пока незначительно в сравнении с общим количеством совершаемых в России уголовных правонарушений. Тем не менее, главная опасность заключается в том, что каждое из публичных проявлений экстремизма вызывает повышенный общественный резонанс и может дестабилизировать социально-политическую обстановку как в каком-либо конкретном регионе, так и в стране в целом.

В этих условиях для целей реализации положений Стратегии национальной безопасности Российской Федерации особую роль будут играть меры, направленные на обеспечение профилактики и пресечение деятельности националистических и религиозных экстремистских организаций.

Если говорить о конкретных действиях по пресечению преступных действий членов экстремистских группировок, то, на наш взгляд, данная функция находится в юрисдикции государственных правоохранительных структур, в частности созданного десять лет назад Главного управления по противодействию экстремизму МВД Российской Федерации, которое является самостоятельным структурным подразделением полиции, реализующим в пределах своей компетенции правоприменительные полномочия в области противодействия экстремистской деятельности и терроризму. Также пресечение уголовных правонарушений, в основе которых лежат проявления экстремизма, относится к прерогативе патрульно-постовой службы полиции – одного из видов деятельности органов внутренних дел, который осуществляется в целях обеспечения личной безопасности граждан, общественного порядка, общественной безопасности и борьбы с преступностью. Патрульно-постовая служба полиции является основной службой по обеспечению общественного порядка и борьбы с преступностью на улицах, транспортных магистралях, вокзалах, аэропортах и в иных общественных местах, в том числе при проведении массовых мероприятий.

Что касается профилактической работы, направленной на снижение эффективности проявлений экстремизма националистической и религиозной направленности, то в данном случае серьезную помощь уполномоченным органам исполнительной власти оказывают профессиональные и общественные институты негосударственной сферы безопасности России, в числе которых предприятия самого многочисленного сообщества частной охраны.

В соответствии с положениями Закона Российской Федерации №2487-1 «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации» организации, осуществляющие частную охранную деятельность, оказывают содействие правоохранительным органам в обеспечении правопорядка, в том числе в местах оказания охранных услуг и на прилегающих к ним территориях, а частные детективы оказывают содействие правоохранительным органам в предупреждении и раскрытии преступлений, предупреждении и пресечении административных правонарушений.

На протяжении практически всех 25 лет существования частной охраны как самостоятельной отрасли экономики страны частные охранные организации успешно взаимодействуют с правоохранительными органами в деле охраны общественного порядка в местах проведения массовых мероприятий, обеспечения безопасности на различных объектах инфраструктуры населенных пунктов, транспортных узлов, спортивных и торгово-развлекательных комплексов, организаций образования и здравоохранения.

Высокая степень доверия со стороны органов исполнительной власти к частному охранному сообществу всецело проявляется в ходе подготовки к проведению общенародных торжеств, политических и иных социально-значимых мероприятий, когда частным охранным организациям передаются под охрану исторические памятники, мемориальные комплексы, иные важные объекты. Охранники бдительно несут службу, предотвращая порчу государственного и муниципального имущества, препятствуют нанесению на его поверхность символики, запрещенной законом, а также иных знаков, имеющих экстремистское содержание.

Негосударственные структуры безопасности, будучи неотъемлемой частью системы безопасности национальной, организуют для своих сотрудников регулярное изучение форм и методов преступных действий экстремистов, и в тесном взаимодействии с представителями правоохранительных органов активно участвуют в их пресечении.

В качестве иллюстрации подобного взаимодействия с полицией хотелось бы привести случай, произошедший в одном из районов Рязанской области, когда в ходе проведения охранных мероприятий на избирательных участках представители детективных и охранных предприятий «Лига безопасности» города Рязани оказали полиции реальную помощь по пресечению деятельности членов группы известного оппозиционера Удальцова, которые своими экстремистскими действиями пытались помешать нормальной работе избирательной компании, распространяли листовки провокационного характера, публично призывая к неповиновению властям и стараясь ввести в заблуждение многочисленных избирателей.

На сегодняшний день легальную частную охранную деятельность в России осуществляют более 23 тысяч юридических лиц, официально зарегистрированы в качестве частных охранников более 708 тысяч человек, подавляющее большинство которых имеют за плечами значительный полезный опыт службы в государственных правоохранительных органах или в рядах вооруженных сил. Причем это касается не только столичного региона. Очень много наших коллег, соратников и единомышленников в различных регионах страны, в том числе на исконно русской рязанской земле, трудятся на совесть, обеспечивая охрану и безопасность граждан и имущественных комплексов. В целом это сообщество компетентных, опытных, профессионально обученных, обладающих устойчивыми навыками обращения с оружием и специальным оборудованием людей, привыкших отвечать за свои слова и свои поступки.

Не задействовать такой потенциал в общегосударственном деле реализации Стратегии национальной безопасности в части профилактики проявлений националистического и религиозного экстремизма и угроз со стороны участников различных экстремистских группировок – недальновидно и даже преступно.

В данном вопросе, безусловно, есть ряд проблем, в основном имеющих характер законодательных ограничений. Тем не менее, определенные позиции, завоеванные российским частным охранным сообществом за 25 лет преданного служения букве Закона, и статус главного резерва силовых структур в деле обеспечения общественной безопасности позволяют нам полномасштабно принять на себя определенные функции в части профилактики проявлений экстремизма на территории Российской Федерации.

Опыт негосударственных образовательных учреждений, осуществляющих подготовку специалистов в области обеспечения безопасности негосударственной сферы, открывает для нас возможность внести, по согласованию с регулятором от исполнительной власти, в учебную программу подготовки персонала ЧОО дополнительные разделы, направленные на приобретение обучающимися специальных знаний и навыков, касающихся действий частных охранников в ходе проведения профилактических мероприятий по противодействию экстремизму, а также при возникновении нештатных ситуаций во время этих мероприятий. Возможно также формирование отдельных специальных программ для подготовки профильных специалистов, главным направлением деятельности которых станет работа по предупреждению экстремистских проявлений националистического и религиозного порядка.

Основой для успешного и эффективного участия сообщества негосударственных структур безопасности в миссии противодействия экстремистским группировкам является их тесное взаимодействие с уполномоченными органами государственной власти, с подразделениями силовых ведомств, в компетенции которых находится борьба с угрозами экстремистского и террористического характера. Только при условии органичного включения материальных и людских ресурсов, находящихся в распоряжении сообщества НСБ, в стройную систему государственных мероприятий по обеспечению реализации положений Стратегии национальной безопасности станет возможным поставить надежный заслон на пути экстремизма в нашем Отечестве!