Негосударственной сфере безопасности общественная координация и контроль.

(К вопросу о создании Координационного совета НСБ).

Изменение социально-политических отношений в России требует более широкого вовлечения гражданского общества в решение государственных задач. Относится это и к вопросам обеспечения безопасности и правопорядка, охране и защите интересов личности.

В нашей стране уже существует система негосударственных структур безопасности. Созданная в конце 80-х годов прошлого века, она прошла непростой путь от мелких частных охранных структур до мощных агентств, располагающих широким арсеналом сил и средств, обеспечивающих проведение комплексных защитных мероприятий в разных отраслях. Общая численность сотрудников таких предприятий составляет боле миллиона человек. В большинстве это квалифицированные кадры, выходцы из силовых ведомств, обладающие хорошей оперативной и правовой подготовкой.

В ряде случаев эффективность их работы может конкурировать с профессионалами МВД и ФСБ. Собственно, это не удивительно, так как в большинстве своем именно они, окончив срок службы, сами создают подобные структуры, подбирают кадры, обучают, адаптируют к новым смежным видам деятельности.

Сегодня создана нормативная база, позволяющая интегрировать НСБ в государственную сферу безопасности, занять важный, но на сегодняшний день обременительный и избыточный для правоохранительных органов, сегмент защиты прав граждан. По мере развития НСБ, будут приниматься новые нормативные документы, с помощью которых их возможности будут расширяться и уточняться.

Каждое время диктует свои условия, формирует оперативную обстановку. Нынешняя - не исключение. Мы словно вернулись в начало девяностых – эпоху бандитского беспредела и жестокости. Расслоение общества по материальному признаку, открытые границы, увеличивающиеся потоки миграции, изменение менталитета чиновников и силовиков – та питательная среда, где формируется новая криминальная психология, разъедающая все сферы нашей жизни. Проводимая реформа МВД пока еще не достигла своего апогея, а потому многие вопросы безопасности личности и общества серьезным грузом легли на плечи НСБ. И именно в этих условиях ее роль возрастает.

Безусловно, что статус этих структур не всегда позволяет компенсировать просчеты в работе силовиков, но неоспоримо одно – структуры НСБ сегодня являются последним рубежом защиты личности и материальных средств граждан и организаций. Впрочем, очевидно и другое – НСБ не альтернатива правоохранительной системе, не конкурент, а надежный и эффективный союзник, в рамках собственной компетенции решающий смежные задачи.

В ближайшие годы возможности и задачи НСБ будут расширяться. Правоохранительная система будет передавать свои позиции в сферах, не требующих вмешательства государства. Охрана массовых мероприятий и спортивных состязаний, обеспечение правопорядка в местах массовых скоплений людей, иные задачи. И все это будет ложиться на плечи НСБ. Потребуются новые люди, иная квалификация сотрудников. Будет совершенствоваться и нормативная база. Как следствие, будет происходить укрупнение структур, возможен уход с рынка услуг мелких малопрофессиональных организаций. Это естественно и нормально.

Прошло чуть больше 20 лет с момента появления в сфере услуг систем негосударственной безопасности. Но совершенно очевидно, что у них большое и очень ответственное будущее. Именно для их дальнейшего развития, по предложению Всероссийского совещания Негосударственной сферы безопасности «Стратегия 2020», образован Координационный совет НСБ.

Генерал Армии КОВАЛЕВ Н.Д., депутат ГД РФ, председатель Координационного совета НСБ