ИНТЕРВЬЮ

заместителя председателя Комитета Торгово-промышленной палаты Российской Федерации по безопасности предпринимательской деятельности,председателя Комитета Дальневосточной торгово-промышленной палаты М.И. Наймило

Все чаще и чаще на экранах телевизоров, страницах печатных изданий и даже в материалах Интернета появляются сообщения о деятельности предприятий Негосударственной сферы безопасности. Прямо скажем, эта периодичная, обрывочная информация не позволяет сформировать понимание того, чем именно занимаются частные охранные структуры. В сознании обывателя современный охранник – это что-то среднее между пенсионером-вахтером и мальчишкой-бездельником, торчащим посреди практически каждого магазина. Реальное же положение дел в этой области попытался выяснить наш корреспондент во время беседы с Президентом Детективно-охранной Ассоциации «СФЕРА», заместителем председателя Комитета Торгово - промышленной палаты Российской Федерации по безопасности предпринимательской деятельности Михаилом Наймило.

- С момента образования первых ЧОПов прошло уже много лет. Произошли ли какие-то серьезные изменения в деятельности этих предприятий? Какую роль они играют в современном мире, и какие функции выполняют?

М.Н.: Важно понять, что частные охранные структуры за двадцать лет своего существования прочно вошли в жизнь российского общества, создали собственную отрасль экономики и стали неотъемлемой частью единой системы безопасности личности, общества и государства. Более того, государство вполне осознанно делегировало им часть своих полномочий в вопросах обеспечения и поддержания правопорядка. На текущий момент частные охранные предприятия, продолжая оставаться субъектами бизнес - сообщества, реально слились с общей системой обеспечения безопасности городов и муниципальных образований, важных объектов промышленности, транспорта, энергетики и социального назначения.

Кроме того, для продолжения нашего разговора, необходимо четко определить, что мы относим к негосударственной сфере безопасности. В первую очередь, это частные охранные и детективные организации, предприятия изготовители и инсталляторы технических средств охраны, создатели комплексов инженерно - технических средств охраны и физической защиты. По информации различных источников в настоящее время в них работает более миллиона российских граждан.

При этом они не только решают задачи, связанные с обеспечением личной и экономической безопасности, но и активно участвуют в предупреждении и пресечении преступных посягательств на жизнь, здоровье и собственность граждан, а также оказывают содействие правоохранительным органам вобеспечении правопорядка. Практика последних лет наглядно свидетельствует о том, что борьба с преступностью и даже с терроризмом не могут быть в достаточной мере эффективными без применения ресурсов частной охраны.

- Я не буду спрашивать, сколько всего в России существует предприятий, относящихся к Негосударственной сфере безопасности. Могу предположить, что официальные данные сильно разнятся с реальными цифрами. Но в Хабаровском крае наверняка проще отследить, какие из зарегистрированных компаний осуществляют свою деятельность, а какие лишь числятся на бумаге?

М.Н.: Понимаете, проблема даже не в том, сколько числится и сколько работает. Все гораздо сложнее. Во-первых, существование на территории Хабаровского края более полу

тысячи предприятий негосударственной сферы безопасности – уже сам по себе весьма тревожный факт, свидетельствующий, по меньшей мере, о неблагополучном положении дел в этой области. К слову сказать, в Японии все объекты государственного назначения, транспорта и энергетики охраняются всего двумя частными предприятиями. Во-вторых, все эти ЧОО и ЧОПы хоть и функционируют в рамках действующего законодательства, но при этом требования к выполнению охранных функций практически у всех свои. Нет единой базовой формы, регламентирующей деятельность различных охранных предприятий. А это, сами понимаете, не может не сказаться на качестве оказываемых услуг.

Что же касается несоответствия численности зарегистрированных и реально работающих предприятий, то здесь дела обстоят еще хуже. Сегодня в Хабаровском крае, как я уже говорил, числится порядка пятисот охранных предприятий с общей численностью сотрудников около девяти тысяч человек. Причем около четверти от общего числа - это «бумажные» ЧОПы, то есть имеющие лицензии, но не ведущие деятельность. А еще порядка двадцати процентов – это мелкие фирмы, с небольшим штатом сотрудников, большинство из которых, как правило, даже не прошли обучения и не имеют удостоверения охранника.

- Но ведь сегодня большинство договоров на оказание услуг охраны заключается по результатам торгов, аукционов и конкурсов. А там есть жесткие условия и требования. Мне кажется, что такие предприятия просто не смогут конкурировать с крупными объединениями?

М.Н.: Это не совсем так. Участниками конкурсов на основании 94 и 233 Федеральных законов могут быть предприятия, соответствующие определенным условиям, а победителем признается компания, назначившая меньшую цену. Таким образом, если у ЧОПа по бумагам все нормально, то оно становиться соискателем. Для победы лишь остается назначить самую низкую цену. Предприятия, которые реально могли бы оказывать услуги охраны в соответствии с требованием заказчика, чаще всего не могут конкурировать по цене. Ведь существует определенный финансовый минимум, ниже которого, платя все налоги и выполняя требования закона, опуститься нельзя. Поэтому существует опасность, что договор будет заключен с компанией либо укрывающейся по одной из многочисленных схем от налогов, либо предоставляющей некачественные услуги путем привлечения к охране непрофессиональных кадров, которым можно меньше платить. А некоторые, выиграв конкурс, попросту заключают договор подряда и передают свои полномочия предприятиям, которые по тем или иным условиям вряд ли были бы допущены к участию в торгах.

- Что же получается? Организаторы торгов, назначая низкую начальную стоимость лотов, уже заранее толкают участников на нарушение закона?

М.Н.: Можно сказать и так. Очень редко первоначальная цена учитывает такие показатели как установленная минимальная заработная плата, налоговые вычеты, накладные расходы, материально-техническое обеспечение и финансовую выгоду исполнителя. К примеру, расчетная величина средней стоимости часа охранных услуг на Дальнем Востоке должна быть не меньше ста рублей. В реальности мы имеем от шестидесяти пяти до восьмидесяти рублей.

Честно, скажу, помимо этого вопроса, существует еще множество проблем, которые требуют безотлагательных действий. А решить их можно только сообща, разработав некую единую линию развития охранной индустрии.

- Учитывая все вышесказанное, хотел бы понять, кто или что может повлиять на создавшуюся ситуацию?

М.Н.: Начну с того, что российский рынок охранных услуг не стоит на месте. Он не только развивается, но и приобрел устойчивую тенденцию к объединению и укрупнению предприятий. Образно говоря, начался процесс ухода от «комков» в сторону «супермаркетов».

Обозначенные процессы имеют место и в Дальневосточном федеральном округе, где исторически возник большой резерв работников предприятий НСБ из числа бывших сотрудников правоохранительных органов и военнослужащих Российской Армии.

Попытки преобразования рынка охранных услуг, организации его в строгом соответствии с российским законодательством и повышения роли охранных предприятий в последнее время заметно активизировались . Причем роль локомотива в этом процессе играет Дальневосточная торгово-промышленная палата, где в мае 2012 года создан Комитет по безопасности предпринимательской деятельности, на который возложены задачи по работе со структурами НСБ.

Комитет видит свое предназначение в обеспечении функционирования площадки для выявления и обсуждения проблем этой вполне самостоятельной отрасли бизнеса, закреплении методов здоровой конкуренции и внедрении элементов идеологии построения рынка охранных услуг, защиты законных интересов предпринимателей и работодателей в области негосударственной сферы безопасности, содействии их рабочему взаимодействию с исполнительными органами власти и местного самоуправления.

- То есть, власти не остались в стороне? Какие реальные шаги сделаны по стабилизации обстановки на рынке охранных структур?

М.Н.: В ноябре 2012 года на площадке Дальневосточной торгово - промышленной палаты и при поддержке Правительства края была подготовлена и проведена первая краевая Конференция негосударственных структур безопасности, на которой были обсуждены вопросы состояния рынка охранных услуг в крае, задачи и направления его дальнейшего развития. Конференция выявила, что в настоящее время охранное бизнес-сообщество |региона представляет собой в профессиональном, социальном и экономическом отношении достаточно рыхлый конгломерат, в котором значительная часть мелких предприятий тяготеет к сохранению раздробленности и неустойчивости рынка охранных услуг, со всей очевидностью предпочитая культивировать местечковые интересы, опасаясь своего вытеснения по мере нарастания процессов здоровой конкуренции.

Вместе с тем проведенные в 2012 - 2013 г.г. в Хабаровском крае исследования позволили убедиться в том, что основная часть развитых в организационном, кадровом и экономическом отношении частных охранных организаций вполне готова участвовать в реализации объединительных тенденций.

- Согласитесь, любые тенденции должны во что-то реализоваться. Какие механизмы могут быть использованы для объединения прогрессивных сил Негосударственной сферы безопасности?

М.Н.: В марте текущего года основными игроками рынка охранных услуг в крае было учреждено «Региональное отраслевое объединение работодателей негосударственной сферы безопасности Хабаровского края». Учреждение регионального отраслевого объединения было продиктовано логикой развития Дальнего Востока России и его Индустрии Безопасности, а также необходимостью обеспечения и удержания стратегической инициативы в деле формирования цивилизованного рынка охранных услуг.

По замыслу создателей, Объединение должно способствовать обеспечению реализации общественно - государственных механизмов в системе управления социально - экономическим развитием предприятий негосударственной сферы безопасности, защиты их прав и законных интересов при осуществлении охранно-детективной деятельности. Следующим этапом развития НСБ будет учреждение «Регионального отраслевого профессионального союза работников негосударственной сферы безопасности Хабаровского края», который должен объединить социальные и экономические интересы более чем восьми тысяч сотрудников предприятий охранного бизнес - сообщества в крае. Создание профсоюза позволит укрепить положение отрасли в системе общественно - государственного партнерства, внедрить систему справедливых тарифов на оплату охранных услуг путем заключения трехсторонних соглашений, будет способствовать искоренению таких уродливых проявлений в охранном бизнесе, как демпинг, уход от налогов и очевидная недоплата работникам за произведенный труд. Отраслевой профсоюз будет образован в первой половине текущего года, и таким образом будет завершен системный подход к созданию условий по реализации в системе НСБ всех правовых, экономических и социальных возможностей, которые предоставляет наше государство своим гражданам в сфере трудовых отношений.

Беседовал А. Волошенко