Сегодня в Малом Зале Государственной Думы РФ прошли парламентские слушания, посвященные обсуждению проекта закона об участии граждан в охране общественного порядка, модератором которых выступила председатель Комитета по безопасности и противодействию коррупции Ирина Яровая.

Участники слушаний, в числе которых был начальник ГУОООП МВД Юрий Демидов, руководитель Департамента региональной безопасности г. Москвы Алексей Майоров, депутат Комитета Анатолий Выборный, председатель Комиссии Мосгордумы по безопасности Инна Святенко, члены Общественной палаты РФ Ольга Костина и Дмитрий Галочкин, а также председатель Московского городского совета ОПОП Татьяна Косаревич, обсудили подходы по законодательному регулированию правоотношений в указанной области, и выработали рекомендации о формах государственной поддержки добровольного участия граждан в охране правопорядка.

Основными объектами внимания экспертов стали проекты Федеральных законов «Об участии граждан в охране общественного порядка», и «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ по вопросам участия граждан в охране общественного порядка».

Представляющий более чем 2-х миллионную отрасль негосударственной безопасности, член Общественной палаты РФ Дмитрий Галочкин в своем выступлении коснулся наиболее актуальных вопросов о роли и месте отрасли НСБ в охране общественного порядка, а также внес предложения по изменению нескольких пунктов проекта закона:

«…Наша сфера ежегодно безвозмездно выводит на охрану общественного порядка почти повсеместно огромное количество частных охранников. Эта деятельность измеряется сотнями «человеко-часов», причем с использованием сил и средств (транспорт, связь, технические средства защиты и спецсредства). Однако статус охранника на охраняемой в данной случае территории, в том числе при массовом посещении гражданами, до сих пор не определен.

Как и большинство экспертного сообщества НСБ, поддерживаю работу законодателей в данном направлении, считаю ее своевременной и необходимой. Представляется, что при грамотном подходе и составлении законопроект об участии граждан в охране общественного порядка окажется важным, а главное полезным документом, в силу целого ряда причин. В первую очередь мы надеемся на точное законодательное осмысление роли и места нашей отрасли в охране общественного порядка и безопасности.

Так, данный законопроект конкретизирует суть статьи 132 Конституции РФ (в которой говорится об ответственности органов местного самоуправления за обеспечение общественного порядка) и предлагает инструментарий для «муниципалов» по организации системы охраны порядка на местах. Напомню, что этот вопрос является одним из наиболее широко обсуждаемых в последнее время в экспертной среде НСБ, в том числе и на площадке Общественной палаты РФ.

Что касается конкретных предложений, то здесь я, во-первых, поддерживаю вопросы об исключении из статьи 1 из списка участников охраны общественного порядка лиц, не являющихся гражданами России. На мой взгляд, подобное допущение способно дискредитировать в глазах населения все благие начинания.

Во-вторых, вызывает вопросы включение в этот законопроект статьи о казачьих объединениях. Многие не видят необходимости отдельно выделять их из общего числа общественных объединений. При организационных возможностях и наличии ныне существующего законодательства о казачестве, при представительстве в муниципальных собраниях, казаки и так, при желании способны реально участвовать в охране общественного порядка, не потерявшись среди других общественных объединений.

И давайте не забывать, что казачество, все-таки, это национальное социокультурное сообщество, и особенно выделяя его среди прочих, мы создаем прецедент для подобных инициатив и изменений от других общественных объединений нашей многонациональной страны. Поэтому логика включения в этот законопроект отдельными статьями казачьих объединений вызывает опасение у отраслевого сообщества НСБ.

Также хотел бы напомнить, что осенью прошлого года в законодательство РФ были внесены поправки, согласно которым казачьи структуры имеют право учреждать частные охранные предприятия, что в определенной степени вызывает конфликт интересов внутри отрасли негосударственной безопасности.

Кроме того, предлагаю поразмыслить о включении в ст. 19.35 Кодекса РФ об административных нарушениях «Невыполнение законных требований народного дружинника или внештатного сотрудника полиции» - частного охранника при охране массовых мероприятий.

И в заключении хотел бы отметить, что конечно мы все понимаем, что в любое время востребованными являются профессионализм и компетенции исполнителей, которым, в свою очередь, необходима мотивация.

Как мне кажется, в данном свете очень перспективным станет частно-государственное партнерство в сфере охраны общественного порядка между отраслью НСБ, МВД и муниципальными органами власти. И могу сказать, что я очень рад, что эта тема становится приоритетной и для МВД, где в феврале начал свою работу созданный Координационный совет по взаимодействию с российскими охранно-сыскными структурами под председательством А.В.Горового. На его площадке уже высказаны первые предложения и начата работа по организации включения частных охранных объединений в охрану общественного порядка на новом уровне.