В последнее время тема участия граждан в охране общественного порядка активно обсуждается в СМИ, и в рядах экспертного сообщества. Рассматривали ее на площадках Общественной палаты РФ, Торгово-промышленной палаты РФ, и на прошедшем в феврале Всероссийском Совещании НСБ Стратегия 2020. Поэтому вполне логичным стало сегодняшнее обсуждение этого вопроса на новом – законодательном - уровне на совещании 10 секции Экспертного совета Комитета по безопасности и противодействию коррупции Государственной Думы РФ под руководством депутата А.Б. Выборного.

На обсуждение представителей МВД, общественности и некоммерческих объединений, авторитетнейших юристов и профессоров (полный список участников мы публикуем в конце статьи) был вынесен проект ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам участия граждан в охране общественного порядка».

«Сегодня в обществе сформировался запрос на оказание помощи полиции в охране общественного порядка. Интересы граждан и государства в данной сфере объективно совпадают. Граждане занимают активную гражданскую позицию и хотят жить безопасно и комфортно. Государство заинтересовано, с одной стороны, минимизировать преступность, а с другой – максимально задействовать правоохранительный потенциал общества», - заявил в ходе заседания Экспертного совета Комитета ГД по безопасности и противодействию коррупции член комитета, депутат Госдумы Анатолий Выборный.

«Согласно данным ВЦИОМ, 88% опрошенных граждан согласны с тем, что необходимо оказывать помощь органам внутренних дел в поддержании правопорядка, а 53% респондентов выразили готовность лично участвовать в охране общественного порядка.

Около 10 лет назад народные дружины стали возрождаться в России, в том числе при активном участии казачества. Законы об участии граждан в охране общественного порядка уже действуют в Москве, Санкт-Петербурге, Московской области, Краснодарском крае, Республике Татарстан и во многих других субъектах. При этом региональное законодательство в основном регламентирует вопросы создания и функционирования народных дружин.

При этом Конституцией РФ обеспечение общественной безопасности и правопорядка отнесено к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов. Принятие соответствующего федерального закона будет способствовать установлению единообразия правового регулирования в этой сфере.

Тем более, что законодательного разрешения требуют такие важные вопросы как правовой статус народных дружинников; порядок возмещения вреда, причиненного здоровью дружинника, а в случае его гибели - компенсация для его родных и близких; организационно-правовая форма народных дружин. В любом случае, федеральный закон об участии граждан в охране общественного порядка должен соответствовать требованиям сегодняшнего дня», - подчеркнул Анатолий Борисович.

Выступавшие вслед за депутатом эксперты внесли ряд поправок и предложений в проект закона, которые должны быть учтены во втором чтении.

Член Общественной палаты РФ Дмитрий Галочкин обратил внимание законодателей на необходимость уточнения категорий граждан и общественных организаций, имеющих право участия в охране общественного порядка: «Это очень тонкий и сложный с юридической точки зрения вопрос, который необходимо детально продумать. Я бы даже назвал его одним из основных, определяющим многие другие положения закона» - отметил Дмитрий Евгеньевич. Кроме того, им было предложено провести общественные слушания по обсуждению законопроекта, поскольку «привлечение широкого экспертного сообщества, самих «субъектов охраны общественного порядка» позволит существенно доработать проект и представить его на второе чтение» - заключил Дмитрий Галочкин.

Предложенный законопроект обсуждали участники совещания секции №10 (Предупреждение преступности. Привлечение населения к охране правопорядка) Экспертного совета Комитета по безопасности и противодействию коррупции (руководитель секции Анатолий Борисович Выборный):

1. Александров Владимир Иванович - Торгово-промышленная палата Российской Федерации;

2. Гайдов Вадим Борисович - начальник управления договорно-правового департамента МВД России, к.ю.н., доцент.

3. Галочкин Дмитрий Евгеньевич – член Общественной палаты РФ, председатель Общероссийского профсоюза НСБ.

4. Гордиенко Владимир Васильевич - начальник Академии управления МВД России, д.ю.н., профессор.

5. Журавлев Рональд Андреевич - главный научный сотрудник Академии управления МВД, д.ю.н., профессор.

6. Кузнечик Иван Николаевич - председатель Московского городского совета общественных пунктов охраны порядка 1995-1996 гг.).

7. Нечевин Дмитрий Константинович - профессор кафедры Административного права МГЮА им. О.Е.Кутафина.

8. Низаметдинов Ансар Мясумович - доцент кафедры административной деятельности ОВД Академии МВД России.

9. Полянская Елена Александровна - президент Союза некоммерческих организаций социальной деятельности и гражданских инициатив.

10. Потапенкова Ирина Викторовна - преподаватель кафедры административной деятельности ОВД Академии МВД России;

11. Степанов Олег Анатольевич - профессор кафедры исследования проблемы связи права и безопасности Академии Управления МВД России, д.ю.н.

12. Филоненко Игорь Константинович - генеральный директор ООО «Защита Экспо», к.э.н.

13.Хуссейн Гамаль Абу Бакр - генеральный директор медиагруппы «Хранитель»