Совещание Координационного Совета, которое состоялось 14 марта в здании Коллегии МВД на Житной, имеет большое значение для развития охранного бизнеса.

Рассматривались вопросы взаимодействия и оказания помощи полиции в охране общественного порядка, что для многих является раздражителем, но с другой стороны нормальные структуры воспринимают это как некий знак повышения качества охранных услуг.

Что я имею ввиду. Понятно, что для МВД, как для любой государственной структуры, первостепенна система контроля в соответствии с действующим законодательством, однако исходя и текущей ситуации нехватки сил и средств, оно вынуждено искать дополнительные ресурсы, в первую очередь обращаясь к частным охранным организациям. И в этом свете крайне важно, чтобы партнер, на которого в итоге опирается Министерства, должен обладать серьезной квалификацией.

При этом, при необходимости более серьезного повышения качества охранных услуг, МВД вынуждено будет заниматься правовыми и организационными проблемам охранных организаций, что подразумевает развитие нормальных партнерских отношений.

Именно с этих позиций я и готовил выступление на КС. Одним из важных аспектов которого стало освещение практики по содействию в раскрытии преступлений, реализуемой в нашем регионе. За последний год МВД серьезно пересмотрело ряд вопросов, и по-другому смотрит на систему взаимодействия, особенно по линии уголовного розыска. Это видно и по плану мероприятий по взаимодействию и автопробегу.

Хотелось бы отметить ( и это очень важно) позитивный настрой всего заседания, тональность которому задал первый заместитель министра А.В.Горовой. Обсуждение было посмтроено на взаимном уважении, без резких выпадов, критики или обвинений, что отмечу еще раз – крайне важно и характеризует серьезный настрой на работу, а не выяснение отношений.

Могу сказать, что МВД видит наши проблемы, о чем говорят заявления и по обороту оружия, и по сокращению вневедомственной охраны.

Не всем все нравится, но если мы говорим о государственно-частном партнерстве, по-другому быть не может. Коммерческие предприятия, которые на балансе имеют оружие должны находиться на особом контроле, это понятно. Поэтому необходимо находить баланс между интересами обеих сторон.

В завершении могу утверждать, что от всех представителей Ассоциации «Опера» в регионах поступили положительные отзывы о работе КС, руководители же региональных отделений МВД также положительно отреагировали на предложения первого заместителя министра.

Поэтому имею основания надеяться, что проведенное Совещание – начало положительных тенденций в развитии частного охранного бизнеса и взаимодействии с министерством внутренних дел.

Выступление Н.К.Дружинина.

Уважаемый Первый заместитель Министра внутренних дел, Председатель Координационного совета при МВД РФ!

Уважаемые члены Координационного совета!

В своем кратком выступлении о взаимодействии частных охранных и детективных организаций с подразделениями уголовного розыска в деле пресечения и раскрытия преступлений считаю необходимым доложить о некоторых положительных результатах, которые требуют дальнейшего осмысления, анализа и применения.

Проблемы взаимодействия между уголовным розыском и НСБ неоднократно рассматривались на заседаниях Правительственной комиссии по профилактике правонарушений, в рамках предыдущей работы Координационного совета при ДООП МВД РФ, Торгово-промышленной палаты РФ, а также на совместных межрегиональных совещаниях, проводимых по инициативе Межрегиональной ассоциации ветеранов криминальной милиции «ОПЕРА», совместно с ГУУР, ГУОООП МВД РФ, руководителями региональных МВД, ГУМВД, УМВД. В 2011, 2012 годах эти вопросы изучались, анализировались в 23 регионах России.

Приняты обращения руководству МВД, а также решение обобщить практику взаимодействия между уголовным розыском и НСБ в деле пресечения и раскрытия преступлений.

Докладываю, что в настоящее время ГУУР МВД обзор для практического внедрения направлен во все региональные МВД, ГУМВД, УМВД. (Обращение и справка прилагаются).

Необходимо отметить, что работа по оказанию содействия в раскрытии преступлений НСБ уголовному розыску обобщена явно недостаточно, тем не менее, практика определила следующие наиболее оптимальные и конкретные направления взаимодействия:

1) Оказание содействия для раскрытия преступлений «по горячим следам», в рамках организации работы единых центров по управлению нарядами охранно-сыскных структур или единых дежурных частей, когда через смс-сообщения, с использованием новых технологий, рассылаются ориентировки, другая информация, представляющая оперативный интерес, которая транслируется через ситуационные центры.

Только групп быстрого реагирования, объединенных в центры, может быть от 30 до 40 в городах с населением 500-600 тыс. человек, до 70-80 в городах с 800-тысячным населением и больше. При этом эти группы работают в круглосуточном режиме. Используется также охрана супермаркетов, операторы систем наблюдения парковок, проезжей части автодорог.

Использование центров позволяет оперативно передавать ориентировки нарядам охраны, работающим вдалеке от региональных центров. Такая работа проводится в Хабаровском крае, республика Хакасия, а также в удаленных районах Красноярского края, таких как Ермаковский, Курагинский, Каратузский и других.

По инициативе ассоциации «ОПЕРА» в 2012 г. оказано содействие в раскрытии 852 преступлений, из них 380 «по горячим следам».

2) Совместная проверка лиц, задержанных за административные правонарушения, за мелкие хищения.

В 2012 г. представителями ассоциации за совершение мелких хищений, административные проступки передано в полицию 777 человек.

В настоящее время осуществляются сверки задержанных и мер административного воздействия к ним применяемых. Например, охранным предприятием «Кирмень» (г. Казань) в 2012 г. за кражи в ОВД передано 722 чел., из них 179 привлечены к уголовной ответственности, в том числе по ст. 158 ч. 2 УК – 66 чел., ст. 186 УК РФ – 10 чел.

3) Обмен информацией, представляющей оперативный интерес, полученной в ходе проведения детективных мероприятий или оказания консультативных услуг. Совместная работа по пресечению криминальных угроз в адрес собственников или их имущества.

В 2012 г. в подразделения уголовного розыска направлено 305 сообщений, в том числе оказано содействие в раскрытии резонансных преступлений, пресечено 3 рейдерских захвата.

4) Оказание содействия в раскрытии преступлений, совершаемых работниками охранных или детективных структур, фальсификации охранных услуг.

5) Пресечение преступлений в ходе проведения крупных правоохранительных операций по обеспечению безопасности таких фестивалей как «Нашествие», «Кубана 2012» и т. д. в Тверской, Рязанской областях, Краснодарском крае, а также крупных спортивных соревнований, как например, подготовка к обеспечению безопасности Универсиады в г. Казани

Оказывалось содействие по раскрытию преступлений в топливно-энергетическом комплексе, в том числе и имеющих коррупционную составляющую, при обеспечении безопасности автоперевозок по региональным автомагистралям.

Понятно, что в деле организации взаимодействия между уголовным розыском и охранно-сыскным сообществом есть правовые, организационные проблемы, однако я бы выделил еще и причины субъективного характера.

В ходе встреч с руководителями региональных подразделений МВД в ряде случаев наблюдается непонимание роли и значения охранно-сыскных организаций в обеспечении экономической безопасности коммерческих предприятий, в охране правопорядка.

Отсюда следующие предложения.

1) Необходимо строить партнерские правоохранительные взаимоотношения на региональном уровне, опираться на правоохранительный менталитет руководителей охранно-сыскных структур, использующих в своей работе государственный подход.

2) На протяжении последних десятилетий мы последовательно проводим работу по взаимодействию с правоохранительными органами, не смотря на иные точки зрения, считали и считаем себя правоохранителями. Большая поддержка и понимание были, есть и, я уверен, будут со стороны руководства ГУОООП, лицензионных подразделений как в МВД, так и в регионах, однако для повышения уровня взаимодействия предлагаем определить ответственными за это направление не ниже начальников полиций. Это даст возможность взаимодействовать как по линии охраны общественного порядка, так и в деле пресечения и раскрытия преступлений.

И в качестве объявления позвольте сообщить следующее. В этом году будет празднование 95 годовщины со дня создания службы уголовного розыска. Совет ветеранов ГУУР МВД, ассоциация «ОПЕРА» выступили с инициативой о проведении автопробега, посвященного этой дате под лозунгом «Бывших не бывает», по маршруту Владивосток-Москва.

Создан оргкомитет, разработаны сценарий, график, план автопробега. Программой предусмотрено в 20 регионах России отдать дань памяти сотрудникам уголовного розыска, погибших при защите конституционного строя, при охране правопорядка и борьбе с преступностью, возложение венков к мемориалам погибших сотрудников органов внутренних дел; оказание помощи семьям погибших сотрудников; награждение действующих сотрудников уголовного розыска, сотрудников охранно-сыскных структур за оказание помощи в раскрытии преступлений, ветеранов милиции; обсуждение проблем взаимодействия в регионах между уголовным розыском и НСБ по вопросам пресечения и раскрытия преступлений; мониторинг оперативной обстановки на федеральных автомагистралях.

Финиш 26.09.2013 г. в г. Москва.

Прошу участников настоящего совещания поддержать наши мероприятия.

Президент МАВКМ «ОПЕРА» Н. К. Дружинин.