РЕЗОЛЮЦИЯ ВСЕРОССИЙСКОГО СОВЕЩАНИЯ НЕГОСУДАРСТВЕННОЙ СФЕРЫ БЕЗОПАСНОСТИ «СТРАТЕГИЯ 2020»

Процветание России, повышение уровня жизни населения нашей страны напрямую связаны с уровнем безопасности граждан и юридических лиц. Для достижения этих целей российская сфера негосударственной безопасности внедряет современные подходы к управлению, эффективно применяет организационные, правовые, технико-технологические, экономические, финансовые, информационные и другие инструменты, основой которых должна стать научно обоснованная концепция развития отрасли, учитывающая реалии нашей страны.

Однако практика показывает, что в сфере негосударственной безопасности отсутствует единая научно-обоснованная концепция развития этой сферы как неотъемлемой части государственной безопасности, концепция, учитывающая тенденции изменяющейся внутренней и внешней среды негосударственной безопасности.

Мы, представители частных предприятий России, специализирующихся на обеспечении экономической безопасности, разработке и внедрении технических средств обеспечения безопасности и оказании услуг в области защиты личности и бизнеса, анализе и выработке адекватных существующим угрозам стандартов безопасности, будучи нацеленными на формирование нового сегмента экономики – негосударственной сферы безопасности, и исходя из ответственности перед обществом и государством, принимаем эту Резолюцию.

1. С целью эффективного развития негосударственной сферы безопасности (НСБ), оказания содействия органам государственной власти в разработке единой политики в сфере защиты экономических интересов граждан и юридических лиц на долгосрочный период, формирования идеологии развития охранного законодательства участники Совещания считают целесообразным принять в виде программных документов «КОНЦЕПЦИЮ РАЗВИТИЯ НЕГОСУДАРСТВЕННОЙ СФЕРЫ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» и «КОНЦЕПЦИЮ РАЗВИТИЯ ОХРАННОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ».

2. В целях дальнейшего развития профессиональной подготовки и переподготовки кадров, становления научной школы отрасли обратиться в Правительство РФ, к ректору Финансового университета при Правительстве Российской Федерации о создании при факультете «Анализ рисков и экономическая безопасность» специализированной кафедры «Негосударственная система защиты предпринимательства», чтобы иметь возможность вести подготовку по программам бакалавр, магистр; переподготовку и повышение квалификации специалистов и научно-методическую деятельность по данному направлению. Рассмотреть возможность создания соответствующих кафедр по подготовке инженерно-технических и управленческих кадров для научно-производственных компаний и негосударственных структур безопасности в ведущих государственных вузах регионов.

Рекомендовать Правительству Российской Федерации обеспечить совершенствование и развитие нормативной базы с учетом мнения предпринимательского сообщества, в том числе:

– рассмотреть изменения в Правила оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации, утвержденные постановлением Правительства РФ от 21 июля 1998 года №814 «О мерах по регулированию оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации»; с этой целью создать рабочую группу из представителей МВД, Ассоциации производителей и поставщиков сейфов и других инженерно-технических средств безопасности, других заинтересованных органов и организаций.

3. Продолжить работу по внесению в действующее охранное законодательство изменений по актуальным вопросам охранной деятельности, требующим незамедлительного законодательного разрешения.

3.1. Внести в Закон Российской Федерации от 11 марта 1992 года №2487-1 «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации» следующие изменения:

– исключить из указанного Закона нормы, препятствующие частным охранным организациям оказывать охранные услуги за пределами территории Российской Федерации, в соответствии с нормами международного права и требованиями ВТО;

– установить единые критерии, основанные на принципах рыночной экономики, для включения объектов охраны в перечень подлежащих государственной охране, ограничить этот перечень охраной должностных лиц, объектов и имущества, имеющих особо важное значение для обеспечения безопасности государства;

– конкретизировать перечень охранных услуг в соответствии с конституционным подходом к охране жизни и здоровья личности и правомерной защите всех видов собственности;

– конкретизировать права частных детективов при осуществлении сыскной деятельности;

– создать для частных охранных организаций равные с другими субъектами охраны, осуществляющими охранную деятельность на коммерческой основе, конкурентные условия;

– заменить действующий уведомительный порядок при проведении внеплановых проверок осуществления частной охранной деятельности на согласовательный порядок;

– предоставить частному охраннику равные с другими участниками рынка охранных услуг права и обязанности;

– привести в соответствие с Конституцией Российской Федерации, трудовым, налоговым законодательством практику привлечения частных охранников к оказанию содействия правоохранительным органам в обеспечении правопорядка за рамками выполнения ими трудовой функции;

– четко разграничить статус руководителя частной охранной организации и частного охранника;

– предоставить возможность хранения оружия нескольким частным охранным организациям в одной комнате хранения оружия при определенных условиях;

– предоставить частным охранным организациям право на создание филиалов без каких-либо ограничений;

– исключить из указанного Закона нормы, препятствующие частным сыщикам создавать детективные организации;

– установить законодательные основания применения частным охранником физической силы.

3.2. Рекомендовать Комитету Государственной Думы по безопасности и противодействию коррупции рассмотреть следующие поправки:

– часть вторую статьи 11.1 дополнить пунктом 12 следующего содержания:

«12) неоднократно привлеченные в течение года к административной ответственности за совершение административных правонарушений против порядка управления, посягающих на институты государственной власти, общественный порядок и общественную безопасность, в области незаконного оборота наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов и потребления наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача.»;

– внести в статью 1.1 следующие изменения:

а) в пункте 1 после слов «частная охранная организация (далее – охранная организация) исключить слова «специально учрежденная для оказания охранных услуг»;

б) дополнить статью отдельным пунктом в следующей редакции:

«Охраняемое лицо – физическое лицо, заключившее договор охраны с охранным предприятием либо сотрудник юридического лица, заключившего договор охраны, в период пребывания на рабочем месте, являющимся объектом охраны.»;

– внести в статью 11 следующие изменения:

а) в части первой после слов «Оказание услуг, перечисленных в части третьей статьи 3 настоящего Закона, разрешается только организациям» исключить слова «специально учреждаемым для их выполнения и»;

б) часть первую после слов «...Оказание услуг, перечисленных в части третьей статьи 3 настоящего Закона, разрешается только организациям имеющим лицензию, выданную органами внутренних дел» дополнить словами «а также их филиалам и представительствам, зарегистрированным в установленном законом порядке.».

4. Внести в статью 15.1 следующие изменения:

а) в части первой слова «Частная охранная организация может быть создана только в форме общества с ограниченной ответственностью и не может осуществлять иную деятельность, кроме охранной» исключить;

б) части вторую, третью и четвертую признать утратившими силу;

г) в части пятой пункт 2 признать утратившим силу.

5. Внести в статью 18 следующие изменения:

– пункт 2 статьи после слов «для отражения группового или вооруженного нападения на охраняемое имущество» дополнить словами «а также на охраняемых лиц;».

Предлагаемые поправки Закон Российской Федерации от 11 марта 1992 года №2487-1 «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации» разработаны в ходе общественного обсуждения Протокола о присоединении России к ВТО экспертами Ассоциации индустрии безопасности, Ассоциации российских банков, экспертным советом при комиссии Московской городской Думы по безопасности, членами профильной подкомиссии Общественной палаты РФ с учетом мнения Комитета по безопасности Торгово-промышленной палаты РФ.

6. В Налоговом кодексе Российской Федерации:

– пункт 1 статьи 263 дополнить подпунктом следующего содержания:

«11) добровольное страхование рисков, связанных с выполнением детективной и охранной деятельности.».

7. В Федеральном законе от 24 июля 2009 года №212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования»:

– подпункт 8 пункта 1 статьи 58 дополнить подпунктом следующего содержания:

«я.11) охранная и детективная деятельность.».

8. В Трудовом кодексе Российской Федерации:

– абзац второй статьи 297 изложить в следующей редакции:

«Вахтовый метод применяется при значительном удалении места работы от места постоянного проживания работников или места нахождения работодателя в целях сокращения сроков строительства, ремонта или реконструкции объектов производственного, социального и иного назначения в необжитых, отдаленных районах или районах с особыми природными условиями, а также в целях повышения эффективности иной деятельности.».

9. Рекомендовать Правительству Российской Федерации с учетом мнения предпринимательского сообщества:

9.1. Внести изменения в Правила оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 21 июля 1998 года №814 «О мерах по регулированию оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации». С этой целью создать рабочую группу из представителей МВД России, Ассоциации производителей средств и систем безопасности и других заинтересованных органов и организаций.

9.2. Поручить Министерству финансов Российской Федерации разработать и внести в установленном порядке для законодательного регулирования минимальные (стандартные) требования к условиям и порядку осуществления добровольного страхования рисков, возникающих в детективной и охранной деятельности.

9.3. Рекомендовать Министерству образования и науки России совместно с МВД России и Минтруда России внести изменения в приказы Минобрнауки России от 26 апреля 2010 года №429 и №430, включив в Требования к минимуму содержания профессиональной подготовки частных охранников и детективов вопросы по охране труда.

10. Кроме того, необходимо внести изменения в следующие связанные документы:

• Общероссийский классификатор продукции по видам экономической деятельности.

• Федеральный закон от 04.05.2011 №99-ФЗ (ред. от 25.06.2012) «О лицензировании отдельных видов деятельности».

• Налоговый кодекс Российской Федерации:

а) дополнить пункт 1 статьи 263 Налогового Кодекса РФ подпунктом:

11) добровольное страхование рисков, связанных с выполнением охранной деятельности.

б) внести изменения в статью 58 ФЗ 212-ФЗ «Пониженные тарифы страховых взносов для отдельных категорий плательщиков страховых взносов в переходный период 2011-2027 годов» в следующем виде:

подпункт 8 пункта 1 статьи 58 Федерального закона от 24.07.2009 №212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» дополнить подпунктом:

я) охранная и детективная деятельность.

• Трудовой кодекс Российской Федерации:

последняя фраза части 2 статьи 297 Трудового Кодекса РФ легализовала применение вахтового метода в любых отраслях экономики, но только при осуществлении производственной деятельности. Необходимо включение в ТК нормы п.1.3 Основных положений о применении вахтового метода «при нецелесообразности выполнения работ обычными методами», или, другими словами, в связи с большей эффективностью вахтового метода по сравнению с обычными методами. Необходимо вводить непроизводственные отрасли.

Абзац 2 статьи 297 Трудового Кодекса РФ изложить в новой редакции:

«Вахтовый метод применяется при значительном удалении места работы от места постоянного проживания работников или места нахождения работодателя в целях сокращения сроков строительства, ремонта или реконструкции объектов производственного, социального и иного назначения в необжитых, отдаленных районах или районах с особыми природными условиями, а также в целях повышения эффективности иной деятельности».

11. С принятием Федерального закона «Об образовании в РФ» от 29.12.2012 №273-ФЗ рекомендовать Министерству образования и науки РФ совместно с МВД России и Минтруда России внести изменения в приказы Минобрнауки РФ от 26 апреля 2010 года №429 и №430, включив в Требования к минимуму содержания профессиональной подготовки частных охранников и детективов вопросы по охране труда.

12. Создать рабочие группы из числа экспертов Комитета Государственной Думы по безопасности и противодействию коррупции, Комиссии по взаимодействию с правоохранительными и судебными органами Общественной палаты России, Комитета по безопасности бизнеса Торгово-промышленной палаты по подготовке следующих законопроектов: «О защите собственности в Российской Федерации», «О частной детективной деятельности», «О частной охранной деятельности».

13. Для разработки и согласования отраслевого трехстороннего соглашения, оказать методическую и практическую помощь объединению работодателей, профессиональным объединениям отрасли, правительственной стороне.

14. Создать Всероссийское объединение работодателей сферы безопасности.

15. Провести общественные слушания: «О зоне ответственности предпринимателей и собственников в обеспечении безопасности и охраны общественного порядка на территории частных и муниципальных объектов».

16. Отраслевому объединению работодателей, Координационному совету профсоюзов отрасли, совместно с Координационным советом при МВД России:

– разработать профессиональные стандарты для различных категорий работников охранных структур и внести их в Минтруда России;

– в порядке реализации требований статьи 209 Трудового кодекса РФ подготовить предложения по оценке и управлению профессиональными рисками в охранных организациях. Внести в Минтруда России для включения их в общую методику оценки и управления профессиональными рисками;

- внести в Минтруда России предложения по упрощению процедур, связанных с проведением аттестации рабочих мест в частных охранных структурах.

17. Внести предложения в Минздрав России, направленные на:

– включение в перечень должностей работников, которые должны проходить обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), частных охранников и детективов;

– дифференцировать сроки прохождения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований). Для работников ЧОО, которые имеют оружие, оставить существующий срок прохождения медосмотра 1 раз в год;

– для иных категорий установить срок прохождения медосмотра 1 раз в два года.

18. С учетом мнения предпринимательского сообщества:

– Правительству РФ в целях обеспечения интенсивного ввода в эксплуатацию новых образцов специализированной техники рассмотреть возможность исключения из Единого перечня продукции, подлежащей обязательной сертификации, утвержденного постановлением Правительства РФ от 1.12.2009 №982 «Об утверждении Единого перечня продукции, подлежащей обязательной сертификации, и Единого перечня продукции, подтверждение соответствия которой осуществляется в форме принятия декларации о соответствии» из раздела 7399 «Оборудование и материалы специализированные» – «Сейфы, в том числе сейфы депозитные и индивидуальные»;

– обратиться к Министру внутренних дел Российской Федерации с предложением о приостановлении действия приказа Министра внутренних дел России от 16 августа 1999г. №609 о введении системы добровольной сертификации вооружения, военной и специальной техники в МВД России в части касающейся спутниковых навигационно-мониторинговых систем на основе оборудования ГЛОНАСС/GPS до решения вопроса проведения добровольной сертификации подсистем и оборудования, входящих в системы обеспечения комплексной безопасности (АПК «Безопасный город/Безопасный регион»), эксплуатантами которых являются службы других министерств, ведомств, региональных и муниципальных органов власти, так как данные требования не могут быть выполнены в связи с отсутствием стандартов и нормативов.

19. Для реализации Резолюции Всероссийского совещания НСБ «Стратегия 2020» создать Всероссийский Совет негосударственной сферы безопасности.

20. Рекомендовать создание при Общественном совете при Министерстве внутренних дел РФ комиссии по взаимодействию с негосударственной сферой безопасности, куда делегировать представителей институтов гражданского общества: Общественной палаты РФ, профсоюзов негосударственной сферы безопасности, Общероссийского межотраслевого объединения работодателей негосударственной сферы безопасности, Торгово-промышленной палаты РФ, ветеранских, казачьих и иных общественных объединений негосударственной сферы безопасности.

Проект Резолюции одобрен на Всероссийском совещании негосударственной сферы безопасности «Стратегия 2020» 12 февраля 2013 года.

Резолюция, доработанная и исправленная, принята 12 марта 2013 года на площадке Общественной палаты в рамках общественных слушаний: «О зоне ответственности предпринимателей и собственников в обеспечении безопасности и охраны общественного порядка на территории частных и муниципальных объектов».

Руководитель редакционной комиссии В.И.Прасолов