28 февраля 2013 года состоялось заседание Комитета Торгово-промышленной палаты России по безопасности предпринимательской деятельности, повесткой которого стала тема:«…Реализации институтов саморегулирования в негосударственной сфере безопасности».
Председатель Комитета ТПП, депутат ГД РФ А.Б Выборный отметил, что вопрос о саморегулировании поднимался неоднократно на всех уровнях, и интересует как исполнительную власть, так и законодателей. И здесь можно выделить два основных направления:
- создание корпоративного сообщества со своими стандартами, правилами, этикой третейским судом и т.д.;
- создание системы защиты интересов отрасли, сообщества, предпринимателей и работников.
Опыт создания институтов саморегулирования в других областях показывает положительные примеры развития отрасли. В охранной же деятельности законодательно присутствует лицензирование органов внутренних дел. Поэтому в условиях действующего законодательного поля рационально включить в процедуру лицензирования наряду с органами внутренних дел представителей институтов саморегулирования охранной отрасли. Кроме того, вместе с созданием дорожной карты необходимо формирование системы саморегулирования. При этом крайне важно определить рамки развития действующей нормативно-правовой базы.
И.А. Голощапов свою позицию относительно институтов саморегулирования охранной отрасли обозначил следующими доводами:
· сегодня лицензия МВД стоит 6 тыс. рублей, создание коммерческой системы удорожает этот процесс;
· процесс лицензирования МВД сегодня настолько регламентирован, что нарушения практически невозможны;
· охранная деятельность связана с оборотом оружия, что создает прецедент системы дублирования при лицензировании.
В.Б. Макаров выступил с докладом «О консолидации сил негосударственной сферы безопасности в условиях Всемирной торговой организации». Как ясно из названия, эксперт остановился на проблемах развития охранного бизнеса в условиях вступления России в ВТО. Основная тенденция иностранных компаний – это скупка отечественных предприятий. В современных условиях государство испытывает дефицит охранных услуг негосударственного характера, выход же видится в создании крупных стратегических охранных ОАО. Так, в Московской области предлагается создать управляющую компанию ОАО «Охрана». Контроль за деятельностью охранных структур планируется осуществлять посредством СРО.
М.А. Гаврилов продолжил тему необходимости создания СРО выступлением на тему: «Стандартизация охранной деятельности – новая идеология отрасли НСБ. Охранные СРО как гарант качества услуг и конкурентоспособности охранных организаций». Отметив, что сегодня существует около 10 отраслей, где участие в СРО обязательно, господин Гаврилов предложил МВД добровольно отказаться от своей регулирующей функции. При это подчеркивая необходимость создания именно больших саморегулирующихся организаций.
Д.В. Каплин представил доклад: «О роли СРО в создании цивилизованного рынка охранных услуг с учетом зарубежного и отечественного опыта». Дмитрий Васильевич выразил опасение представителей частных охранных организаций, что вступление в СРО приведет к лишним расходам, на фоне отсутствия эффективных результатов. Одновременно он отметил, что охранный бизнес непрозрачен в силу именно созданной системы, поэтому необходимо приучать надзорные органы к сотрудничеству и уважительному отношению к участникам охранного рынка. По его словам, необходимо создание эффективной системы саморегулирования и пропаганды ее деятельности через отраслевые СМИ.
С.О. Хмелев обратил внимание собравшихся на то, что сегодня нельзя ставить знака равенства между институтами самоуправления отрасли и СРО. В соответствии с постановлением правительства в разработке отраслевых стандартов могут участвовать: объединения работодателей, профсоюзы и саморегулируемые отраслевые организации. В подписании трехсторонних соглашений, регламентирующих тарифы, социальные отношения и т.д., по действующему законодательству участвуют: объединения работодателей, профсоюзы и исполнительная власть. Кроме того, в современных условиях необходимо усиливать общественный контроль над расходованием средств на безопасность на региональном и местном уровне. Именно поэтому сегодня правильнее было бы говорить о совершенствовании существующих механизмов саморегулирования с перспективой создания СРО.
В свою очередь В.Д. Меликов отметил необходимость построения конструктивного диалога с регулятором рынка – МВД и выработке приемлемых правил игры. А.И. Магрицкий, с другой стороны, подчеркнул, «всех срочно загонять в СРО нет необходимости…. В перспективе появится необходимость работы с крупными игроками рынка».
Е.Н. Дыбова поделившись опытом коллег, отметила, что опыт введения СРО в других отраслях выявил нежелание представителей отрасли участвовать в СРО, ставшихся практически аккумуляторами финансовых средств. И.В. Виргунов напомнил, что в условиях, когда специализированные охранные предприятия играют по другим правилам, говорить о цивилизованном развитии рынка охранных услуг сложно. Необходимо уравнять всех участников рынка.
Вопрос о выгоде более мелких участников рынка в свете создающих СРО поднял Е.Г. Лыков, добавив, что нельзя рассматривать создание СРО отдельно от решения вопросов развития действующего законодательства.
Как видно из вышесказанного, круг вопросов, поднятых на совещании, крайне широк. Что показывает не только заинтересованность охранного сообщества, но и выявляет те проблемные моменты, на которых необходимо обратить внимание.
В репликах было подчеркнуто, что в объединение должны прейти участники по собственной инициативе, и они же должны решать в какой форме этому объединению быть. Важным вопросом является судьба мелкого и среднего бизнеса в данном вопросе.
Подводя итоги, А.Б. Выборный тем не менее заметил, что «…смотря на мелкие проблемы, мы и за 10 лет ничего не добьемся…». В данном процессе необходима серьезная экспертная проработка, и при наличии положительных рекомендаций, то он готов выступать с инициативами, уверил Анатолий Борисович.
Председатель Общероссийского профсоюза НСБ Дмитрий Галочкин, комментируя прошедшее заседание, отметил, что основными направлениями должно стать развитие институтов отраслевого регулирования в виде объединения работодателей, профсоюзов и саморегулируемых организаций. Подобное взаимодействие сторон социального взаимодействия и отраслевых механизмов саморегулирования позволит более эффективно решать задачи развития.
Подробнее о заседании комитета можно ознакомиться на сайте ТПП РФ http://www.tpprf.ru/