Навстречу Всероссийскому совещанию НСБ "Стратегия 2020"

В современных условиях руководители многих частных охранных организаций не могут качественно выполнить возложенные на них ст. 212 Трудового кодекса РФ обязанности по охране труда. Причиной такого положения является отсутствие утвержденной на федеральном уровне нормативной правовой базы по охране труда, адаптированной к специфике деятельности охранных структур.

Как следствие этого в ЧОО имеет место большое количество нарушений, которые становятся причиной гибели и травмированию работников, получения ими профессиональных и иных заболеваний.

Приказы Минобрнауки России от 26 апреля 2010 года №429 и №430, которыми утверждены Требования к минимуму содержания профессиональной подготовки частных охранников и Требования к минимуму содержания профессиональной подготовки частных детективов, не предусмотрели набора вопросов по обучению частных охранников и детективов требованиям охраны труда. Такое положение создаёт предпосылки к тому, что частный охранник, получивший лицензию, не знает многих элементарных вопросов охраны труда. Это также негативно сказывается на положении дел с охраной труда при исполнении им трудовых обязанностей непосредственно на рабочих местах.

Неоднократные обращения Общероссийского профсоюза НСБ и других охранных структур в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на решение вопросов охраны труда, (ранее Минздравсоцразвития России, теперь Минтруд России) остались без реакции и должного реагирования.

Создавшаяся ситуация вызывает озабоченность охранного сообщества, которое заинтересовано в создании четкой правовой базы, позволяющей обеспечить здоровые и безопасные условия труда для работников частных охранных организаций.

В резолюцию совещания

1. Просить Координационный совет МВД России (председатель первый заместитель министра внутренних дел РФ генерал-лейтенант полиции Горовой А.В.) войти с мотивированным ходатайством в Министерство труда и социальной защиты РФ о разработке и введении в действие:

- Межотраслевых правил охраны труда для работников охранных структур (ЧОО, ведомственная охрана и вневедомственная охрана при органах внутренних дел).

Правила охраны труда для всех охранных структур должны быть одинаковыми. Руководитель любой охранной структуры (ЧОО, ведомственная охрана и вневедомственная охрана при органах внутренних дел). в равной степени должен выполнять требования Трудового кодекса РФ.

- Типовых норм бесплатной выдачи работникам охранных структур специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты применительно к требованиям ст. 209, 212 и 221 Трудового кодекса РФ.

2. В связи с принятием нового Федерального закона «Об образовании в РФ» от 29.12.2012 N 273-ФЗ рекомендовать Министерству образования и науки РФ совместно с МВД России и Минтрудом России внести изменения в приказы Минобрнауки РФ от 26 апреля 2010 года №429 и №430, включив в Требования к минимуму содержания профессиональной подготовки частных охранников и детективов набор вопросов по охране труда.

3. Просить МВД России:

- внести коррективы в приказ от 22 августа 2011 года №960 «Об утверждении типовых требований к должностной инструкции частного охранника на объекте охраны» (зарегистрирован в Минюсте РФ 27 сентября 2011 г., регистрационный N21903), исключив из него бюрократические требования и дополнив 4 раздел типовых требований позицией о необходимости включать в должностную инструкцию частного охранника на объекте охраны требования охраны труда и пожарной безопасности, которые он обязан знать и выполнять применительно к специфике охраняемого объекта.

- исключить из приказа МВД России от 12 апреля 1999 года №288, которым утверждена «Инструкция по организации работы органов внутренних дел по контролю за оборотом гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации», требования о получения разрешения от несуществующего органа надзора - архитектурного надзора согласования (разрешения) на открытие комнаты хранения оружия.

4. Просить МЧС России отменить требование ведомственного приказа от 12 декабря 2007 г. N 645 (зарегистрирован в Минюсте РФ 21 января 2008 г. N 10938) «Об утверждении норм пожарной безопасности «Обучение мерам пожарной безопасности работников организаций», который предусматривает необходимость обучения охранников мерам пожарной безопасности на платной основе и дублирует вопросы, изучение которых было осуществлено охранником при прохождении обучения для получения лицензии.

От имени участников конференции проинформировать о наличии дублирования в ведомственных приказах, а соответственно о наличии административных барьеров для охранного бизнеса, Федеральную антимонопольную службу России (ФАС России) и Минэкономразвития России.

5. Проанализировать ситуацию с реализацией на практике части второй ст. 19 Закона РФ "О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации" и внести Комитету по безопасности и противодействию коррупции ГД ФС РФ обоснованные предложения по внесению в неё изменений и дополнений, исключающих условия для коррупционного подхода в реализации её требований.

6. Координационному совету при МВД России совместно с Общероссийским профсоюзом НСБ и частными охранными структурами:

- в порядке реализации требований ст.209 Трудового кодекса РФ подготовить предложения по оценке и управления профессиональными рисками в охранных организациях. Внести их Минтруду России для включения в общую методику оценки и управления профессиональными рисками.

- внести Минтруду России предложения упрощению процедур, связанных с проведением аттестации рабочих мест по условиям труда в частных охранных структурах.

- в связи с принятием Федерального закона от 3 декабря 2012 г. N 236-ФЗ "О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации и статью 1 Федерального закона "О техническом регулировании", предусмотревшего необходимость разработки профессиональных стандартов для различных категорий работающих, в том числе работников охранных структур, подготовить и внести в Минтруд России предложения по перечню должностей ЧОО для которых необходимо разработать профессиональные стандарты.*

*Профессиональные стандарты должны заменить существующие квалификационные требования к частным охранниками 3-5 разрядов, а также установить профессиональные стандарты для других должностных лиц ЧОО.

7. Просить Минздрав России в приказе Минздравсоцразвития России от 12 апреля 2011 г. № 302н «Об утверждении Перечней вредных и (или) опасных производственных факторов, при наличии которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования) и Порядка проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда» (зарегистрирован в Минюсте РФ 21 октября 2011 г. N 22111), в который в настоящее время вносятся изменения и дополнения, предусмотреть следующие позиции:

- включить в перечень должностей работников, которые должны проходить обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования) правильное название ЧОО, а также частных детективов;

- дифференцировать сроки прохождения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований). Для работников ЧОО, которые имеют оружие, оставить существующий срок прохождения медосмотра 1 раз в год.

Для работников ЧОО, не имеющих оружия, установить срок прохождения медосмотра 1 раз в два года.

Тудос Александр Васильевич - шеф-редактор журнала «Охрана труда и социальное страхование»