В Общественной палате 17 декабря обсудили предварительные итоги реализации «пилотного» проекта московских властей по введению платы за парковку автомобилей в центре столицы.

Председатель Комиссии ОП по проблемам безопасности граждан Анатолий Кучерена отметил, что в Общественную палату поступают обращения жителей центра Москвы, в которых граждане жалуются на то, что власти не учли их мнения при разработке «пилотного» проекта. Таким образом, жители улиц, где появились платные парковки, оказались вынуждены платить за стоянку своих железных коней.

«Это миф, что в центре Москвы живут только состоятельные граждане. Здесь проживает много пенсионеров, малообеспеченных, представителей других социально незащищенных категорий граждан. Надо сделать так, чтобы они не пострадали от нововведений», — заявил Анатолий Кучерена.

Первый замруководителя Департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры города Москвы Евгений Михайлов, в свою очередь, рассказал, что ведомство, наоборот, получает благодарственные отклики жителей улиц, участвующих в «пилотном» проекте мэрии. «К нам приходят положительные отзывы от жителей, которые, в частности, говорят, что стало возможно свободно передвигаться по тротуарам, чего не было раньше», — сказал Евгений Михайлов, добавив, что проект доказал свою успешность.

Так, по его словам, за полтора месяца реализации проекта увеличилась скорость движения автомобилей, сократилось число нарушений правил дорожного движения, а также стало меньше автомобилей на «платных» улицах. Между тем, депутат Мосгордумы Инна Святенко рассказала, что на улицах, участвующих в проекте, действительно стало свободно, зато по соседним улицам и переулкам проехать теперь значительно труднее. Она также посетовала на то, что городские власти «буквально поставили жителей центра перед фактом, не обсудили с ними детали проекта, не учли нужды незащищенных категорий граждан». Однако, по мнению Святенко, «развернуть эксперимент в обратную сторону невозможно».

Анатолий Кучерена видит решение проблем в том, чтобы учесть все выявленные недостатки эксперимента перед введением платы за парковку во всем центре Москвы. В частности, нужно внимательно выслушать жителей города и муниципальных депутатов. Последние, кстати, в один голос заявляли, что мнение муниципальных советов Департамент транспорта не принимает во внимание, хотя парковки — это вопрос местного значения.

Зато, по словам Евгения Михайлова, именно в муниципальные бюджеты пойдут доходы от платных парковок, а также штрафы за нарушение правил парковки в платных зонах. Муниципалитеты, в свою очередь, смогут тратить их на благоустройство районных территорий.

Кроме того, Департамент транспорта придумал, как защитить права жителей центра. В рамках «пилотного» проекта они имеют право бесплатно парковать свои авто только с 20:00 до 8:00. В скором будущем каждый резидент сможет оформить разрешение на парковку стоимостью 3 тысячи рублей в год. На одну квартиру по такой цене дадут только одно разрешение. Если же у дома есть еще и дворовая территория, то целых два. Действовать такой документ будет только на территории той управы, на которой зарегистрирован владелец автомобиля.

«При разработке нашей программы мы учитывали опыт крупнейших городов мира. Наша задача — разгрузить центр Москвы от автотранспорта и, соответственно, уменьшить дефицит парковочных мест. При этом, мы планируем „пересадить“ часть автомобилистов на общественный транспорт», — заявил Евгений Михайлов, добавив, что, например, в Вене после введения платных парковок системой общественного транспорта регулярно стали пользоваться 25% автомобилистов.

Правда, Евгений Михайлов не уточнил, когда московская система общественного транспорта по уровню комфорта и пунктуальности будет хоть отдаленно напоминать венскую.

Участники слушаний решили создать рабочую группу, в которую войдут представители Правительства Москвы, Мосгордумы, муниципальные депутаты, члены Общественной палаты, эксперты и представители инициативных групп граждан. Координировать работу группы от Комиссии ОП по проблемам безопасности граждан будет член Комиссии Дмитрий Галочкин. Комментируя итоги слушаний Дмитрий Евгеньевич отметил, что необходимо более тесное взаимодействие органов государственной власти (главных образом местных) с представителями общественности, организаций автовладельцев: «Дорожная» тема в Москве вообще очень серьезная и щекотливая, штрафы немаленькие. Наша задача – сделать проживание людей в городе комфортным и удобным, поэтому все действия должны быть согласованы не только между разными уровнями власти, что как мы сегодня услышали, не всегда происходит, но и с самими горожанами».