В преддверии Дня народного Единства, 3 ноября, Общественная палата РФ провела ряд рабочих мероприятий, посвященных наиболее актуальным проблемам сегодняшнего общества.

Главным из них стало пленарное заседание, участие в котором приняли не только члены палаты федерального уровня, но и главы региональных Общественных палат со всей России. На повестке дня стояло два вопроса: обсуждение стратегии государственной национальной политики РФ и проекта федерального закона «Об основах общественного контроля в Российской Федерации».

Стратегия государственной национальной политики, представленная руководителем рабочей группы В.А.Михайловым, вызвала бурное и долгое обсуждение. По его словам, принципиальное отличие Стратегии от подобного документа 1996 года в том, что создаваясь в иные условия, главной целью нынешняя стратегия ставит перед собой сохранение и развитие культуры, укрепление гражданского общества, неся в себе идею преемственности на базе единой политической нации и смещение акцента от политической стороны национального вопроса к сохранению культурны каждого народа в составе страны и обеспечению единства всех народов России.

По словам первого заместителя Секретаря ОП РФ Михаила Островского, «проект Стратегии получился откровенным и честным, в нем нашли отражение острые проблемы межэтнических отношений, существующие сегодня». Он отметил, что «нельзя не согласиться с тем, что нынешнее законодательство не в полной мере соответствует потребностям общества по укреплению гражданского единства, снижению накала межнациональной напряженности, не содержит норм, способствующих межэтническому диалогу, обеспечению гражданского мира и межнационального согласия».

Стоит сказать, что наибольшее количество вопросов и споров вызвал сам термин «политическая нация», введенный в Стратегию. Представителями палат регионов, членами профильных министерств и ведомств, членами Общественной палаты РФ высказывались диаметрально противоположные мнения, однако все выразили надежду на то, что проект Стратегии не станет очередным неработающим декларативным актом. Озвученные предложения и замечания будут обобщены, итоговый вариант документа направлен в Рабочую группу по разработке проекта Стратегии государственной национальной политики РФ Совета при Президенте РФ по межнациональным отношениям».

Вторым вопросом, вызвавшим не меньший шквал обсуждений и эмоций ,стало обсуждение законопроекта «Об общественном контроле». Заместитель секретаря ОПРФ Владислав Гриб, представлявший проект, отметил, что за 2 года обсуждения он претерпел множество поправок и замечаний. Не один раз в стенах Общественной палаты собирались слушания, круглые столы и рабочие группы по анализу и доработке проекта.

Выступает Заместитель секретаря ОПРФ Владислав Гриб.

«По 100 статьям законопроекта мы получили 250 замечаний из общественных палат регионов, министерств. Многие из них были учтены. Осенью этого года началась активная стадия обсуждения законопроекта. Мы провели слушания совместно со Счетной палатой. В итоге текст документа был серьезно оптимизирован», — сообщил Владислав Валерьевич.

В то же время Гриб подчеркнул, что законопроект будет базисным, повлечет изменения в целый ряд действующих федеральных законов и создаст условия для принятых новых. Последнее обстоятельство, а именно необходимость изменения целого пласта законодательной базы, отмечалось практически всеми экспертами. Так, например, подвергший резкой критике проект закона, глава президентского Совета по развитию гражданского общества и правам человека Михаил Федотов, подчеркнул, что

«Документ не создает правовые основы общественного контроля в РФ — он создает основы законодательства. Это разные вещи. Нужен пакет законов».

Многое говорилось и об участии граждан в общественном контроле посредством Интернета, о том, что в некоторых сферах (например в вопросах экологии или соблюдения прав человека в местах лишения свободы) уже существует правовое регулирование общественного контроля; было озвучено несколько чисто юридических замечаний к тексту законопроекта.

Комментируя проект закона, член Общественной палаты РФ, председатель Общероссийского профсоюза НСБ Дмитрий Галочкин, в свою очередь, отметил, что документ сам по себе необходим, с учетом того, что он создает прецедент к изменению и созданию целого ряда законодательных актов: «Закон об общественном контроле необходим. Важно соединить и обобщить опыт огромного количества экспертов, собрать в одном простом и понятном документе базисные положения, на основе которых будет вестись работа. При правильном подходе это значительно упростит и упорядочит нашу работу. Со своей стороны негосударственная сфера безопасности принимает самое активное участие в гражданском контроле за деятельностью профильных министерств и ведомств, и чисто практически нам очевидно, что в этом направлении есть над чем работать».

Член Общественной палаты РФ, председатель Общероссийского профсоюза НСБ Дмитрий Галочкин

Кроме того, в этот же день состоялись заседания рабочих межкомиссионных групп ОПРФ с участием Дмитрия Галочкина. Участники межкомиссионной рабочей группы по этике и регламенту (под председательством Гриба В.В.) вынесли решения по вопросу с обращениями членов палаты, а также по ситуации, сложившейся в связи с подготовкой Борисом Новороком Экологического Форума.

Бурным выдалось заседание рабочей группы по формированию и взаимодействию с общественными наблюдательными комиссиями субъектов РФ, бессменным модератором которого является Каннабих М.В. Гриб В.В., Галочкин Д.Е,, Васильев В.И., Кучер А.В,, Гефтер В.М. и др. обсудили содержание Рекомендаций по выдвижению кандидатов в члены ОНК в регионах, результаты доукомплектования ОНК в субъектах РФ и работу ОП РФ по оказанию содействия в их деятельности. Кроме того, коснулись вопросов по предстоящей в 2013г. второй ротации общественных наблюдательных комиссий в субъектах РФ.

В зале заседания

Последним по расписанию, но не по значимости, стало собрание Комиссии по социальной политике, трудовым отношениям и качеству жизни граждан, где после подведения кратких итогов работы Комиссии, ее наиболее активные члены обсудили план ближайших мероприятий.