Сегодня, 23 октября, в Общественной палате России состоялись слушания по обсуждению Стратегии долгосрочного развития пенсионной системы, инициированные Комиссией по социальной политике, трудовых отношениям и качеству жизни граждан пол председательством Тополевой – Солдуновой Е.А. В слушаниях приняли участие представители профильных министерств, ведомств, комитетов Государственной Думы РФ, члены Общественной палаты, эксперты, а также члены общественных организаций и профсоюзов. Союз профсоюзов России оказался представлен сразу несколькими экспертами. В их числе член Общественной палаты РФ, член Комиссии, президент Союза профсоюзов России Дмитрий Галочкин, генеральный секретарь Евгений Куликов, вице-президенты Александр Сергеев и Максим Сырица. Модератором выступил первый заместитель секретаря Общественной палаты РФ Михаил Островский.

В ходе встречи были озвучены сформулированные по итогам обсуждений и круглых столов, проводившихся в том числе в Общественной палате, замечания к проекту Стратегии развития пенсионной системы до 2030 года.

Разработанный Правительством России проект пенсионной реформы представили вице-премьер по социальным вопросам Ольга Голодец и министр труда и соцразвития Максим Топилин. Они рассказывали о преимуществах нововведений в пенсионной системе, а также о том, как в дальнейшем будут расти пенсии россиян благодаря инициированной реформе. «Да, многое говорится об усталости населения от реформ. Но важно понимать, что в регионах коэффициент замещения разительно отличается от московского. Государство должно обеспечивать социально достойную пенсию».

Обсуждали и вопросы корпоративных пенсий, основные направления реформирования и другие вопросы.

Против корпоративных пенсий высказался вице-президент Союза Профсоюзов России, председатель Независимого профсоюза горняков Александр Сергеев: «Правительство предлагает нам корпоративные пенсии, однако встает вопрос о том, сумеем ли мы реализовать их в интересах работников», — отметил глава НПГ Сергеев.

«Мы можем закладывать и реализовывать пенсионные вопросы через коллективные договора и отраслевые соглашения. Но мы понимаем, что сегодня диалог работника и работодателя не является равноправным. Мы не имеем сегодня реального социального партнерства, а сил у работников на порядок меньше, чем у работодателей. Фактически, мы оставляем работников, в том числе, работающих в тяжелых условиях труда, «один на один» с работодателями. Так делать нельзя — потому, что мы можем столкнуться с социальным недовольством. Давайте делать так, чтобы реформа была практически реализована в интересах работников», — подчеркнул Александр Сергеев.

Президент Союза профсоюзов России, член Общественной палаты Дмитрий Галочкин сообщил собравшимся о том, что предлагаемая Правительством России пенсионная реформа обсуждалась на состоявшемся в начале октября съезде СПР. «Мы сформировали свои рекомендации правительству. В частности, мы считаем, что процесс реализации Стратегии развития пенсионной реформы должен быть прозрачен и понятен для широких слоев населения. По нашему мнению, в состав наблюдательных советов при пенсионных фондах и других структурах, работающих с пенсионными деньгами, должны быть включены представители российских профсоюзов», — отметил Дмитрий Галочкин.

Важно отметить , что представители власти начинают принимать во внимания позицию профсоюзов. Так, во время слушаний Ольга Голодец высказалась за персонифицированные отчисления работодателей по пенсионным взносам работников, занятых во вредных условиях труда. Это одно из предложений, выдвинутых съездом СПР, которое было направлено в Правительство России.

С текстом рекомендаций слушаний вы можете ознакомиться ниже. 

Проект

Рекомендации общественных слушаний

«О стратегии развития пенсионной системы в Российской Федерации»

(Москва, Общественная палата РФ, 23.10.2012)

23 октября 2012 года в Общественной палате Российской Федерации состоялись общественные слушания, посвященные стратегии развития пенсионной системы в Российской Федерации до 2030 года.

Участниками слушаний было отмечено, что в последние годы, несмотря на финансово-экономический кризис 2008 года, наблюдается значительный прогресс в пенсионном обеспечении российских граждан. В 2012 году средний размер трудовой пенсии по старости в Российской Федерации повысился до 9 706 рублей, а отношение среднего размера трудовой пенсии по старости к среднему размеру заработной платы по экономике составило 36,8%. Вместе с тем, наблюдается рост дисбаланса между формируемыми пенсионными правами и источниками их финансирования и нарастает демографическая тенденция старения населения. Поэтому вопрос модернизации системы пенсионного обеспечения остается одним из самых обсуждаемых. При этом дискуссия разворачивается как вокруг общих принципов развития пенсионной системы РФ, так и конкретных механизмов и инструментов модернизации.

Общественная палата Российской Федерации полагает целесообразным внести следующие предложения:

1) в Стратегии долгосрочного развития пенсионной системы России (далее - Стратегия) в описании основных итогов функционирования пенсионной системы объективно описать нарастающие риски финансовой неустойчивости и несбалансированности бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации;

2) процесс принятия и реализации Стратегии сопровождать активной разъяснительной работой в форматах, доступных для широких слоев населения, предоставляя гражданам возможность участвовать в принятии решений по наиболее острым проблемам развития пенсионной системы;

3) обеспечить доступность экспертно-аналитических материалов, обосновывающих эффективность и результативность реализации основных предлагаемых мер, особенно в части реформирование института досрочных пенсий, накопительной составляющей пенсионной системы и совершенствования системы формирования пенсионных прав граждан;

4) создать и разместить на сайте Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации калькулятор расчета будущих пенсий, построенный на основе пенсионной формулы для различных категорий работников, включая расчет трудовой пенсии в рамках государственной системы обязательного пенсионного страхования, корпоративной пенсии и частной пенсии, формируемой работником;

5) в процессе реализации Стратегии создать условия для повышения прозрачности для широких слоев населения деятельности Пенсионного фонда РФ и частных пенсионных фондов;

6) реформировать институт накопительной составляющей пенсионной системы с целью повышения ее эффективности и результативности;

7) разработать механизмы сокращения неформального сегмента экономики и расширения охвата занятых в нем работников системой платежей в солидарную пенсионную систему (по оценкам экспертов, речь идет о включении в систему формирования страховых отчислений 15-20 млн работающего населения);

8) прописать механизм использования категории «минимальный страховой стаж» в системе формирования пенсионных прав граждан;

9) детализировать правила реформирования досрочных пенсий в законодательных актах.