О развитии отраслевых институтов гражданского общества негосударственной сферы безопасности и формах общественного контроля деятельности подразделений лицензионно-разрешительной работы МВД РФ на федеральном, региональном и местном уровнях

Термин «гражданское общество» определен немецким философом Гегелем Г.В. как «связующее звено, находящееся между разрозненными индивидами и государством как высшей формой человеческой организации» (Соч. в 14 т. М., 1929-1956. Т.7 С.211.)

Развитое гражданское общество выступает исторической предпосылкой становления правового государства. Без зрелого гражданского общества невозможно построение демократической политической системы. Только сознательные, свободные и политически активные граждане способны создавать наиболее рациональные формы коллективной жизни. С другой стороны, государство призвано обеспечивать условия для реализации прав и свобод личностей и групп.

В современном понимании институты гражданского общества, такие как профессиональные объединения, объединения работодателей, союзы, ассоциации, благотворительные и религиозные организации, средства массовой информации, политические партии являются своего рода мостом между частными интересами и государством, позволяющим объединить интересы государства, общества и составляющих его индивидов в целях защиты прав и свобод человека и гражданина.

На такую трактовку этого термина указывают, в частности, и распоряжения Президента Российской Федерации о государственной поддержке некоммерческих неправительственных организаций, участвующих в развитии институтов гражданского общества. Поэтому всем органам исполнительной власти необходимо выработать совместно с общественностью оптимальные пути и подходы.

В 2011-2012 годах по инициативе отраслевых профсоюзов НСБ была активизирована работа по развитию негосударственной сферы безопасности и, в частности, рынка частных охранных и детективных услуг. Мероприятия были приурочены к 20-летней годовщине подписания Федерального закона в области организации частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации. В ходе праздничных мероприятий был установлен рабочий контакт с профильными комитетами ГД и СФ РФ, органами исполнительной власти всех уровней. В итоге удалось сформировать авторитетное отраслевое сообщество профессионалов, способных формировать дальнейшую политику отрасли.

По общему мнению, существующее состояние нормативно-правовой базы в частной детективной и охранной деятельности далеко от идеального: слишком много отсылочных норм, положений, нуждающихся в дополнительном разъяснении и толковании, а также оно значительно отстает от требований времени. Данный факт вызывает серьезную озабоченность общественности!

Учитывая высокую значимость данного обстоятельства, было принято решение включить в работу Комиссию Общественной палаты РФ по проблемам безопасности граждан и взаимодействию с системой судебно-правоохранительных органов, возглавляемую А.Г.Кучереной, и создать в рамках комиссии подкомиссию по вопросам совершенствования нормативно-правовой базы НСБ.

За первое полугодие 2012 год в ОП РФ были проведены следующие мероприятия:

• 12 марта 2012 года. Общественные слушания на тему: «Безопасность граждан. Место и роль негосударственной сферы безопасности (НСБ) в системе безопасности Российской Федерации».

• 9 апреля 2012 года. Общественные слушания на тему: «Необходимость разработки Федерального закона о частной охранной деятельности и телохранителях».

• 27 апреля 2012 года. Общественные слушания на тему: «Проблемы соблюдения законодательства в сферео храны труда и безопасности деятельности».

• 23 мая 2012 года. Общественные слушания на тему: «Гражданский оборот оружия. Проблемы лицензирования работников российских охранно-сыскных структур».

• 10 июня 2012 года. 14 июня 2012 года. Расширенное заседание на тему: «Создание единого информационного пространства НСБ».

• 02 июля 2012 года. Общественные слушания на тему: «Частно-государственное партнерство в негосударственной сфере безопасности. Стратегия развития НСБ 2020 - доверие общества, бизнеса и власти».

В результате деятельности в настоящее время подготовлен проект Концепции развития НСБ до 2020 года, материалы готовятся для передачи в Совет безопасности РФ и высшему руководству страны. Проводятся необходимые согласования.

Следующим знаковым для отрасли моментом является создание 07 октября 2012 года Общероссийского межотраслевого объединения работодателей НСБ. Сопредседателями объединения выразили согласие стать Гетман Н.И., депутат ГД Клинцевич Ф.А., депутат ГД Ковалев Н.Д., Корсак А.Б. В состав Совета вошли авторитетные в отрасли люди: депутат ГД Выборный А.Б., Бутенко А.Л., Дружинин Н.К., Данилов А.М., Карабанов Е.П., Клыков И.Б., Саминский С.В., Соколенко В.Г., Тужилкин Ю.В., Цветков А., Филоненко И.К. и др. Генеральным секретарем Объединения избран Хмелев Сергей Олегович.

Целью деятельности Объединения работодателей является представительство законных интересов и защита прав своих членов в сфере социально-трудовых отношений и связанных с ними экономических отношений с профессиональными союзами и их объединениями, органами государственной власти, органами местного самоуправления.

Членами Объединения работодателей могут быть работодатели (граждане и юридические лица), осуществляющие свою деятельность на рынке частной детективной и охранной деятельности, а также частные предприниматели и организации всех видов собственности, осуществляющие свою деятельность по предоставлению услуг в сфере безопасности.

В качестве практической реализации на первых шагах работы Объединения планируется выстраивание на федеральном и региональных уровнях единой системы взаимодействия охранных структур с органами исполнительной власти, в том числе органами внутренних дел, с целью дальнейшей интеграции в общегосударственную систему охраны общественного порядка.

Сегодня с учетом существующей обстановки в обществе особо важно показать стремление всех сторон к налаживанию диалога в интересах эффективного развития отрасли.

Необходимо отметить, что в ситуации, когда отдельный политик в своих личных политических интересах пытается втянуть работников отрасли (особенно сотрудников принадлежащего ему предприятия) в противостояние с органами внутренних дел и создает при этом негативное информационное поле вокруг любых действий сотрудников лицензионно-разрешительной системы, органам исполнительной власти важно показать стремление идти на диалог с общественностью и желание учитывать интересы отрасли.

Учитывая сказанное выше, было бы эффективно на конкретных примерах показывать, что в случаях выявления отдельных незначительных нарушений, особенно если их устранение возможно в кратчайшие сроки, не прибегать к крайним мерам, а предоставлять предприятиям возможность исправить ситуацию. Эти факты необходимо предавать общественной огласке с использованием авторитетных отраслевых СМИ. При этом необходимо подчеркивать, что эффективность данного сотрудничества усиливается при сотрудничестве МВД с Общественной палатой РФ, профсоюзами, объединением работодателей НСБ, ТПП и другими институтами общества.

Сегодня необходимо отметить, что органы внутренних дел слабо защищены от информационной агрессии и провокационные материалы в СМИ порой сводят на нет работу сотен сотрудников внутренних дел. Эту ситуацию необходимо ломать.

Могу предложить для создания благоприятного информационного поля в качестве базового использовать созданный на основе медиапортала «Хранитель» отраслевой пул СМИ, который имеет большой опыт проведения компаний в СМИ и находится в прямом взаимодействии с пресс службами ОП РФ, СФ РФ, ГД РФ, ТПП РФ.

В качестве первого шага считали бы целесообразным предложить руководству МВД дать порталу «Хранитель» эксклюзивное развернутое интервью о перспективах сотрудничества министерства с общественностью. В ходе интервью считали бы целесообразным отдельно подчеркнуть положительную роль институтов гражданского общества, в том числе профсоюза и объединения работодателей НСБ, в процессе урегулирования возникших ситуаций. Сегодня разговор идет о создании системы, при которой ходатайство сообщества НСБ практически выступает гарантией добросовестности предприятия и его способности в кратчайшие сроки ликвидировать обнаруженные недостатки. Целесообразно подчеркнуть, что подобное сотрудничество становится очередным шагом со стороны МВД к большей открытости своей деятельности, более широкому привлечению общественности к решению задач по обеспечению общественной безопасности и фактически является основой для дальнейшего саморегулирования отрасли.

И еще, необходимо отметить вопрос реформирования органов внутренних дел, который подвергается сегодня критике со стороны общества. Основные причины неудачи кроются в том, что ведомство реформировало само себя. К процессу аттестации сотрудников не была привлечена общественность. Если мы хотим достигнуть положительного эффекта в реформировании органов внутренних дел, а общество в этом заинтересовано в первую очередь, то необходимо сделать гласными и открытыми все мероприятия, проводимые в рамках ведомства. Необходимо шире привлекать к реформированию МВД представителей профсоюзов НСБ, объединения работодателей НСБ, ветеранских организаций, ТПП, в рядах которых состоит значительное количество компетентных в области обеспечения безопасности и охраны общественного порядка специалистов.

В аттестационных комиссиях, как на федеральном, так и на региональном уровнях должны присутствовать представители этих организаций, они должны исполнять функцию независимых арбитров при решении всех практических вопросов. Также представители институтов гражданского общества должны войти в состав Общественных и Координационных советов всех уровней. В данном процессе особая роль отводится Комиссии Общественной палаты РФ по безопасности граждан и взаимодействию с судебно-правоохранительными органами, члены которой готовы включиться в процесс реформирования и взаимодействия с органами внутренних дел.

В заключение хочется сказать, что органам внутренних дел необходимо смелее привлекать общественность к охране общественного порядка. На сегодняшней день МВД физически не может выполнять отдельные функции из-за недостаточности штатов. Необходимо продумать вопрос совместно с МВД о создании при органах местного самоуправления комиссий с широким реальным участием общественности и полномочиями по контролю за гражданами, претендующими на получение лицензии на оружие или удостоверения частного охранника. При этом сам процедура лицензирования должна быть открытой и понятной всем сторонам.