3 октября 2012г. в Общественной палате РФ прошли слушания, посвященные достаточно необычной тематике: правовым взаимоотношениям в киноиндустрии.

Тема назрела сама собой. Давно говорится о социальной значимости этой области культуры, о необходимости пристального общественного внимания, ответственного подхода со стороны государства и представителей отрасли. Впервые наша общественность решила взглянуть на это вопрос с другого ракурса – со стороны развития социально-трудовых отношений в области культуры. Что можно сделать в диалоге между представителями профессионального сообщества (в лице профсоюзов), работодателей, госорганов и общественных организаций обсудили известные российские актеры Игорь Петренко, Игорь Жижикин, Алик Гульханов, Александр Кузнецов, режиссеры и продюсеры отечественного кино Любовь Калинская, Игорь Петренко, Алексей Крол, Юрий Асланиди, генеральный директор Гильдии актеров кино России Валерия Гущина и представители Министерства культуры РФ Наталья Матусенко (начальник отдела авторского права нормативно-правового департамента), Александр Иконников (начальник отдела производства неигровых и анимационных фильмов), Елена Громова (заместитель директора Департамента кинематографии). Инициаторами слушаний выступили Незаивисимый профсоюз актеров театра и кино (Кирис Денис), член Общественной палаты, президент Союза Профсоюзов России Дмитрий Галочкин. Профильную Комиссию Общественной палаты – по культуре и сохранению историко-культурного наследия – представлял ее председатель Павел Пожигайло.

Слева направо: Жижикин И.В., Петренко И.П., Краснов Г.А., Галочкин Д..

Много говорилось актерами и каскадерами о проблемах трудовых отношений в сфере кинопроизводства, построенных в основном в гражданско-правовых рамках, об отсутствии правовых документов, предусматривающих статус актеров и каскадеров. Одним из больных вопросов, мнения по которому расходятся диаметрально противоположно, - стал вопрос государственного финансирования кино. Основными аргументами «против» стали коррупционная емкость цепочки между выделяемыми финансовыми ресурсами и непосредственно процессом производства.

«Просто дайте нам удочку. Не надо выделять огромные деньги на кино – заинтересованные талантливые люди могут самостоятельно его снять, лишь бы существовали условия. Сколько посредников стоит на пути этих бюджетных денег? Люди осваивают бюджеты, а не снимают нормальное кино» - эмоционально выступил Игорь Петренко.

Не меньшую дискуссию вызвала тема квотирования зарубежных фильмов: «Владельцы торрент-трекеров и Blu-ray дисков скажут Вам спасибо за введение этих квот и лишние подаренные миллионы» - прокомментировал кинокритик Давид Шнайдеров.

Очевидно, что эти предложения – по увеличению финансирования, введению квот – попытки предложить меры по повышению престижа, качества российского кино в глазах зрителя. Общекультурный и нравственный облик современных фильмов и сериалов - еще одна больная тема, внимание на которой заострили член Общественной палаты Павел Пожигайло и президент профсоюза работников модельного бизнеса Наталья Гынку. Павел Анатольевич говорил об общем низком культурном уровне: отсутствие элементарных знаний собственной культуры и литературы вследствие низкого качества преподавания этих предметов еще в школе, выливается в то, что запросы у современных потребителей кинопродукции низки и непритязательны. А, как известно, каков спрос -таково и предложение. И это самое предложение, по словам Наталии Гынку, воспитывает в детях идеалы, далекие от понятий честности, доброты и порядочности: "Вы спросите, кем хотят стать современные дети? Бандитами или олигархами - будет Вам ответ". Кроме того, не стоит забывать, что наша страна вступила в ВТО – а это накладывает дополнительные обязательства и по качеству, и по себестоимости продукции, о чем говорили продюсеры.

Что могут в данной ситуации сделать профсоюзы и общественные объединения? Зарубежным опытом поделился Александр Кузнецов, много говоривший об американских практиках, где профсоюзы актеров и работников киноиндустрии – организации с миллионными оборотами и историей. Обучение актеров, режиссеров, продюсеров, грамотный менеджмент, защита прав, повышение общего культурного уровня населения, участие в общественных обсуждениях профильных нормативно-правовых актов – это те обязанности, которые на себя может и должно взять формирующееся профсоюзное сообщество работников киноиндустрии. В этом им, по словам Владимира Пискурева, может помочь создаваемое на федеральном уровне объединение работодателей.

Подводя итоги, Дмитрий Галочкин объявил о создании рабочей группы экспертов самого разного профиля при Общественной палате РФ по наиболее актуальным вопросам, обсужденным на слушаниях.

В зале заседания.

Выступает Жижикин Игорь Витальевич