На днях на официальном сайте МВД для общественной экспертизы был опубликован крайне интересный проект приказа, на который охранному сообществу стоит обратить пристальное внимание: "Об утверждении типовых форм соглашений об обеспечении правопорядка, а также о предупреждении и раскрытии преступлений":

http://www.mvd.ru/mvd/documents/expprojects/show_113288/

Если кратко по сути, то сотрудничество органов внутренних дел и частных охранных организаций по охране общественного порядка и раскрытию преступлений будет регламентироваться двумя типами договоров соответственно. За каждой частной структурой, заключившей договор с полицией, закрепляется сотрудник полиции для координации действий.

Надо сказать, что многообразие форм взаимодействия между МВД и ЧОО давно требовало упорядочивания и приведения в единую систему, где бы четко были прописаны права и обязанности каждой из сторон. Обмен информацией, участие сотрудников ЧОО в охране общественного порядка, группах быстрого реагирования и другие жизненные ситуации несут в себе массу нюансов. Подведение правовой основы под формы сотрудничества, не оговоренные отдельное в нашем законодательстве, крайне важно. Не секрет, что сотрудники частных охранных организаций участвуют в охране общественного порядка, работают на многих массовых общественных мероприятиях. Заключенный договор с полицией, присутствие полицейского в их рядах может легитимизировать действия сотрудников ЧОО, например, при задержании воров, хулиганов, грабителей и так далее.

Однако при этом важно понимать, что заключение подобного договора должно осуществляться только на добровольной основе. Если охранная структура его подписывает, значит ей это интересно, она располагает необходимыми ресурсами и так далее. Если нет – никаких претензий.

Кроме того, как руководитель профсоюзной организации по защите прав работников негосударственной сферы безопасности, я обращаю внимание на вопросы оплаты труда сотрудников ЧОО. Любой труд, тем более несущий в себе угрозу здоровью и жизни, должен быть оплачен. В данном случае речь идет об участии частных охранников в обеспечении общественного порядка на массовых мероприятиях и других схожих ситуациях. Крайне важно, чтобы подобная форма взаимодействия не превратилась в своего рода «скрытый налог» и «субботники» для сотрудников. Поэтому здесь нужно подключать органы местного самоуправления, которые по ст.132 Конституции несут ответственность за обеспечение общественного порядка, имея для этого необходимые финансовые ресурсы.