Уголовно-исполнительная система Российской Федерации, в учреждениях которой изолированы от общества около 900 тысяч человек, находится в состоянии реформирования.

Концепция развития УИС до 2020 года, утвержденная Правительством России в 2010 году, предусматривает совершенствование уголовно-исполнительной политики, реформирование системы учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы (фактическое прекращение коллективного содержания осужденных), улучшение материально-бытовых условий осужденных и лиц, содержащихся под стражей, широкое привлечение общественности к оказанию социальной помощи осужденным. Концепция, в частности, предполагает содействие реализации общественно-гуманитарных проектов, развитие благотворительности и попечительства. Об этом нештатный корреспондент «РФС» Владимир Назаров беседует с начальником Управления социальной, психологической и воспитательной работы с осужденными ФСИН России Валерием Трофимовым.

- Валерий Юрьевич, в Концепции развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации целый раздел отведен мерам, обеспечивающим участие общественности в оказании социальной помощи осужденным, совершенствованию сотрудничества с институтами гражданского общества. Какое значение в связи с этим придает руководство ФСИН взаимодействию с благотворительными организациями?

- Федеральная служба исполнения наказаний давно и успешно сотрудничает со структурами гражданского общества. И Концепция развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года побуждает нас еще более активно привлекать общественные организации к работе по повышению уровня правосознания и правовой грамотности осужденных и работников уголовно-исполнительной системы, шире использовать потенциал религиозных конфессий в их духовно-нравственном просвещении и воспитании, социальной адаптации лиц, освобождающихся из мест лишения свободы.

Что касается взаимодействия непосредственно с благотворительными организациями, как представителями широкого спектра общественных и других некоммерческих организаций, с которыми у центрального аппарата и учреждений УИС сложились хорошие деловые отношения, то руководство ФСИН придает этому взаимодействию особое значение. Ведь благотворительность – мостик между обществом и осужденными. И чем шире этот мостик, чем выше его «пропускная способность», тем лучше материальное обеспечение осужденных, тем сильнее связь лишенных свободы людей с миром, откуда они пришли и куда – кто раньше, кто позже – но обязательно вернутся. Потому-то мы приветствуем и поддерживаем благотворительную деятельность в интересах, как осужденных, так и сотрудников службы. Различные благотворительные проекты, и особенно совместные гуманитарные акции и программы, способствуют улучшению социальной и воспитательной работы в учреждениях УИС.

- Есть ли статистика: сколько благотворительных и иных общественных и религиозных организаций оказывают благотворительную помощь системе ФСИН на постоянной основе. Что это за организация?

- Благотворительную помощь исправительным учреждениям территориальных органов ФСИН России оказывают свыше 100 благотворительных и иных общественных и религиозных организаций.

На постоянной основе осуществляется сотрудничество со следующими общественными объединениями и религиозными организациями: «Попечительский совет уголовно-исполнительной системы России»; общество милосердия в тюрьмах «Вера, Надежда, Любовь»; благотворительные фонды «Центр помощи беспризорным детям», «Святого мученика Вонифатия», «Святой Великомученицы Анастасии Узорешительницы», «Надежда»; спортивное общество «Динамо», общественная организация «Оказание помощи лицам, освободившимся из мест лишения свободы и содействия их социальной реабилитации»; межрегиональный фонд объединения уполномоченных по правам человека в Тульской области; попечительские советы при исправительных учреждениях; Русская Православная церковь; Федерация еврейских общин России; Централизованная религиозная организация Совет муфтиев России; Российский Союз Евангельских Христиан Баптистов. Помощь этих бескорыстных помощников наиболее ощутима.

- А от кого чаще исходит инициатива в оказании благотворительной помощи: от благотворительных организаций или от руководства ФСИН России и руководства учреждений системы ФСИН? Как организовано взаимодействие руководства системы ФСИН и учреждений системы ФСИН с благотворительными организациями? Можно ли говорить о существовании системы в этой работе?

- Привлечение институтов гражданского общества к процессу исполнения уголовных наказаний, сотрудничество с неправительственными организациями обеспечивает прозрачность в деятельности УИС. Инициатива же исходит в равной степени как от благотворительных организаций, так и от ФСИН России. Предложения благотворительных и иных общественных и религиозных организаций рассматриваются ФСИН России, решения о целесообразности сотрудничества принимаются тщательно и взвешенно.

На протяжении последних пяти лет отмечается положительная динамика в части привлечения общественности к оказанию социальной помощи осужденным. ФСИН России осуществляет содействие в реализации общественно-гуманитарных проектов, в рамках которых создаются дополнительные стимулы к законопослушному поведению осужденных и их ресоциализации, в частности, за счет участия общественности в устройстве судьбы осужденного, освобождающегося из мест лишения свободы.

Наше взаимодействие с благотворительными, иными общественными и религиозными организациями реализуется на основе соглашений о сотрудничестве. Но утверждать, что данная работа сегодня обрела системный характер, пока преждевременно. Иначе говоря, нам всем, соответствующим институтам гражданского общества и Федеральной службе исполнения наказаний, предстоит еще много сделать, чтобы «тюремная благотворительность» заняла существенное место в российской благотворительности, чтобы все нуждающиеся в дополнительной материальной поддержке осужденные и сотрудники УИС, такую поддержку смогли получить.

- Какова роль общественных советов системы ФСИН в привлечении благотворительной помощи?

- В общественные советы при территориальных органах ФСИН России входят представители различных общероссийских благотворительных и иных общественных и религиозных организаций. При воспитательных колониях созданы попечительские советы, которые участвуют в решении проблем социальной зашиты осужденных, их трудового и бытового устройства после освобождения.

В целях повышения культурного и эстетического уровня осужденных, а также содействия в их скорейшей социальной адаптации и духовно-нравственном воспитании в исправительных учреждениях ФСИН России проводятся всероссийские конкурсы. Пожалуй, самый известный из них – всероссийский конкурс песни среди осужденных «Калина красная», который проводится при поддержке Попечительского совета УИС.

В первом полугодии 2012 года Попечительским советом уголовно-исполнительной системы оказана материальная помощь Можайской и Алексинской воспитательным колониям, а также гуманитарная помощь осужденным ряда регионов. Помощь направлена на создание в учреждениях реабилитационных центров для лиц, освобождающихся из мест лишения свободы.

Не будет преувеличением сказать, что тон в работе всех общественных советов ФСИН, в том числе по организации благотворительной помощи задает Общественный совет при ФСИН России, возглавляемый кинорежиссером Владимиром Валентиновичем Меньшовым. В совет входят руководители известных общественных организаций, оказывающих постоянную и существенную материальную поддержку осужденным. В их числе исполнительный директор Попечительского совета уголовно-исполнительной системы Б.А. Сушков, генеральный директор фонда «Попечитель» Е.А. Зеленова и другие.

Не так давно в состав Общественного совета при ФСИН введен президент Союза благотворительных организаций России П.А. Ищенко. Полагаю, что повышение «удельного веса» представителей благотворительного сообщества в нашем «главном» Общественном совете усилит благотворительное начало, как в деятельности самого совета, так и во всей социальной работе с осужденными.

- На какие цели, с точки зрения руководства ФСИН, желательно направлять благотворительные пожертвования в первую очередь?

- Благотворительная помощь должна быть, прежде всего, направлена на социальную реабилитацию лиц, утративших социально-полезные связи, оказание содействия деятельности воспитательных колоний в сфере образования, культуры, спорта, патриотического и духовно-нравственного воспитания несовершеннолетних осужденных, профилактику правонарушений. В сфере особого внимания благотворителей также должны находится осужденные, относящиеся к наиболее социально незащищенным группам: инвалиды, женщины, имеющие малолетних детей, несовершеннолетние осужденные, оставшиеся без попечения родителей, сироты.

Одно из важных направлений совместной деятельности территориальных органов ФСИН России и общественных организаций является ресоциализация осужденных к лишению свободы. В этой деятельности ФСИН России накоплен определенный опыт. Так, принятие закона Республики Башкортостан от 03.02.2009 № 92-З «О социальной адаптации лиц, освобожденных из учреждений уголовно-исполнительной системы», позволило привлечь внимание руководителей муниципальных образований республики к вопросам социальной реабилитации лиц, освобожденных из мест лишения свободы. В 2011 году из 511 осужденных, освободившихся из исправительных учреждений республики и нуждавшихся в оказании помощи в трудовом и бытовом устройстве, всем оказана помощь.

Постановлением Правительства Красноярского края от 20.11.2009 № 591-п утверждена краевая долгосрочная целевая программа «Содействие занятости и социальной адаптации лицам, отбывающим и отбывшим наказание в виде лишения свободы в Красноярском крае» на 2010‑2012 годы. Общий объем финансирования программы – 92044,13 тыс. рублей за счет средств краевого бюджета и 8695,13 тыс. рублей за счет средств пожертвования Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.

В Челябинской воспитательной колонии материальную поддержку и информационное обеспечение воспитательных мероприятий оказывает областной общественный фонд «Рука помощи». Представители фонда с воспитанниками проводят лекции, беседы, диспуты, направленные на профилактику употребления спиртных напитков, наркотических веществ.

- Каковы объемы и структура благотворительной помощи в интересах осужденных и сотрудников системы ФСИН? И необходим ли на Ваш взгляд, учет благотворительной помощи, получаемой ФСИН?

- Какой-либо отчетности об оказанной благотворительной помощи территориальным органам УИС не существует. Благотворительная помощь оказывается не на постоянной основе, а единовременно по инициативе общественных организаций.

В инициативном порядке руководством ФСИН России запрошена информация из территориальных органов УИС об оказании благотворительными и иными общественными и религиозными организациями помощи исправительным учреждениям в 2011 году. Анализ данных показал, что в прошлом году безвозмездная помощь, оказанная различными организациями исправительным учреждениям, составила около 16 миллионов рублей.

Помощь была направлена на улучшение коммунально-бытовых условий, ремонт и строительство объектов, находящихся на территории учреждений, приобретение компьютерной и бытовой техники, а также аудио- и видеоаппаратуры. В учреждения переданы более тысячи экземпляров юридической литературы.

Религиозными организациями были переданы предметы религиозного культа и духовная литература в количестве более 12 тысяч экземпляров, оказана материальная помощь в размере более 100 тысяч рублей. Спортивное общество «Динамо» обеспечило спортивным инвентарем исправительные учреждения Алтайского края на сумму 40 тысяч рублей и Нижегородской области – на сумму 120 тысяч рублей.

При участии митрополита Воронежского и Борисоглебского Сергия с февраля 2005 года в с. Костенки Хохольского района Воронежской области функционирует православная община социальной реабилитации бывших осужденных, построены храм святой великомученицы Анастасии Узорешительницы, общежитие на 100 мест, обустроен святой источник в честь иконы Божией матери «Неупиваемая чаша». Общине выделено 20 га земли во временное пользование, для сельскохозяйственных работ.

За время существования общины через нее прошло более 800 бывших осужденных, из них лишь 10 возвратились повторно в места лишения свободы. Полагаю, что опыт православной общины в с. Костенки, также могли бы взять на вооружение многие благотворители и использовали бы его для распространения в своих регионах с целью решения вопросов постпенитенциарной реабилитации осужденных, а, по большому счету, профилактики рецидива преступлений.

ФСИН России принимаются меры по созданию условий для получения лицами, отбывающими наказание в виде лишения свободы, высшего профессионального образования.

Одним из перспективных направлений развития образовательного процесса с осужденными является организация их дистанционного обучения в образовательных учреждениях среднего и высшего профессионального образования. Сегодня такой формой обучения охвачены более 2,1 тыс. осужденных.

В текущем году проведен мониторинг организации высшего профессионального обучения осужденных, отбывающих наказание в исправительных учреждениях ФСИН России, в результате которого выявлено более 4 тыс. осужденных изъявивших желание обучаться в высших учебных заведениях. В отношении 700 чел. достигнута договоренность с ВУЗами об их зачислении с 01.09.2012. Однако, не всем осужденным, желающим повысить свой профессиональный и интеллектуальный уровень в ВУЗах, это по карману. И в этом контексте помощь благотворителей пришлась бы как-никогда кстати. Ведь уже не раз подчеркивалось, что те осужденные, которые вовлечены в процесс обучения, практически не нарушают установленные в колониях Правила внутреннего распорядка, более гармонично адаптируются к жизни в обществе после освобождения.

Для реализации права осужденных на получение высшего профессионального образования ФСИН России заключено соглашение с Автономной некоммерческой организацией «Высшая школа педагогики», на основании которого осуществляется содействие осужденным в обучении в Челябинском и Донском государственных университетах.

При всей значительности приведенных цифр объемы благотворительной помощи, получаемой учреждениями ФСИН и непосредственно осужденными, нельзя признать достаточными. И еще многое предстоит сделать, чтобы мостик благотворительности, соединяющий временно изолированных от общества людей с эти самым обществом, превратился в полноценный, надежный, постоянно действующий путепровод, помогающий осужденным вернуться к нормальной жизни.