Комплексная программа обеспечения безопасности на транспорте утверждена распоряжением правительства РФ 30 июля 2010г. Финансирование программы рассчитано до конца 2013г. и составляет более 46 млрд рублей.

Основным направлением данной программы является объединение сил и средств федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления и организаций, в полномочия которых входит решение вопросов по обеспечению безопасности на транспорте.

Цель – защита граждан от террористических актов, предотвращение несчастных случаев на транспорте и снижение рисков, связанных с обстоятельствами непреодолимой силы (природные катаклизмы, стихийное бедствие и т.п.).

06 июня 2012г. в Москве в пресс-центре МК состоялся круглый стол «Обеспечение безопасности на транспорте. Технологии или человек: кто надежнее защитит пассажира?»

В круглом столе приняли участие: Денисюк Г.А. – заместитель директора Департамента транспортной безопасности и специальных программ Минтранса РФ; Старовойтов А.С. – заместитель председателя комитета Госдумы по транспорту; Токарев П.М. – директор института комплексной безопасности при Московском государственном Университете путей сообщения (МИИТ); Журавлев Д.М. – генеральный директор Института региональных проблем; Груздь С.И. – главный редактор журнала «Транспортная безопасность и технологии».

К сожалению, угроза террористических актов сопровождает нас в любом населенном пункте, а агрессивные действия со стороны некоторых граждан в наше время перестали быть редкостью. Именно для выявления и предотвращения противоправных действий устанавливается специальная техника в аэропортах, на вокзалах, метрополитенах в крупных городах России, морских портах. Для каждого объекта нужна своя техника. Например, те технические устройства, которые применяются в регионах не подходят для крупных мегаполисов, где пассажиропоток гораздо больше.

Но технические средства безопасности тоже не панацея. Ведь мало установить оборудование, нужно это сделать так, что бы при большом пассажиропотоке вход, к примеру, в метро не занимал много времени. Еще одной проблемой является и то, что есть интересные технические разработки, есть уже готовая спецтехника, но не хватает специалистов, которые смогут с ней работать. На данный момент созданы три центра в государственных вузах путей сообщения в Москве, Санкт-Петербурге и Ростове, которые оснащены всем необходимым оборудованием, прошедшим полную проверку, и сертифицированным ФСБ и МВД. Согласно распоряжениям Минтранса РФ была произведена оценка уязвимости объектов. Теперь надо понять, сколько специалистов готовить, в каком направлении, каких категорий. Для решения данного вопроса разрабатываются программы, по которым в Академии комплексной безопасности МИИТА на базе учебного центра работают четыре лаборатории: «Технические средства досмотра пассажиров и ручной клади (багажа)», «Психологический профайлинг», «Инженерно-технические средства», «Управление обеспечением транспортной безопасности».

В связке «технические средства безопасности – человек» важны оба звена. Техника может подать сигнал к действию. но ответственность лежит на человеке. Сегодня в Москве и Санкт-Петербурге в метро на каждой станции работают специалисты для корректировки особенностей установленной на станциях спецтехники. Но в предотвращении террактов важное место занимает работа агентов. Благодаря именно их эффективной работе предотвращены несколько крупных террористических актов за последнее время.

Актуальность прошедшего круглого стола неоценима именно сейчас, когда граждане РФ готовятся к отпускному сезону и нагрузка на транспорт возрастает. Самая лучшая безопасность граждан – это та безопасность, о которой обычный пассажир даже не подозревает. Но и каждый из нас должен помнить, что именно наша бдительность может способствовать предотвращению противоправных действий.