Проблема распространения наркомании в российском обществе, похоже, начинает вызывать заметные движения в высших эшелонах власти. Как сообщила 29 мая с.г. «Российская газета», «обязательное тестирование на наркотики должны проходить все государственные служащие, полицейские и представители профессий, связанных с риском для жизни. Об этом заявила сегодня на парламентских слушаниях по антинаркотической тематике глава комитета Госдумы по безопасности и противодействию коррупции Ирина Яровая».

В принципе, любые здравые действия власти и общества, направленные на борьбу с распространением наркотиков, следует приветствовать. Мифы о возможности легализации некоторых разновидностей наркотиков, старательно культивируемые до сих пор, разбиваются в прах опытом тех европейских стран, которые рискнули проверить такую практику на себе. Отложенный во времени эффект деградации населения уже дает о себе знать более чем очевидно. Да и наша, российская статистика недвусмысленно дает понять о крайней необходимости избавления общества от наркотиков в любом виде.

Работникам негосударственной сферы безопасности (НСБ), так же как и сотрудникам правоохранительных органов, постоянно приходится сталкиваться в своей работе с опасными и антиобщественными последствиями наркозависимого поведения. И в силу специфики своей деятельности работа сотрудников НСБ должна быть полностью чиста от наркотиков. Поэтому весьма логичным было развитие озвученных на слушаниях тезисов: «как нововведение Яровая предложила тестировать на наркотики всех, кто поступают на госслужбу, в правоохранительные органы и ЧОПы. Причем это должно касаться чиновников всех рангов».

Инициативы главы комитета Госдумы по безопасности и противодействию коррупции Ирины Яровой, с одной стороны, звучат обнадеживающе – предпринять все меры, чтобы вычистить наркозависимых субъектов, то есть потенциальных преступников, из сферы обеспечения общественной безопасности, равно как и из среды государственной службы. И то, что негосударственная сфера безопасности упоминается наряду с прочими, имеет свою очевидную логику. Единственный вопрос, который возникает при рассмотрении такой инициативы – это средства реализации поставленной задачи. Если в случае с сотрудниками госслужбы и, к примеру, МВД, механизмы проверки людей могут быть выполнены в строгом соответствии с приказом и внутренними инструкциями, то в случае с охранно-сыскными структурами возможны значительные проблемы.

Здесь можно недобрым словом вспомнить крайне неуклюжую реализацию идеи о всеобщей дактилоскопии сотрудников ЧОО. Неподготовленность инфраструктуры для обработки почти миллиона человек вызвала крайне серьезные затруднения. Сплошь и рядом работники были вынуждены тратить целые дни и недели для того, чтобы провести их в очередях на проведение простейшей операции – снятия отпечатков пальцев. Потери частных предприятий, которые, помимо всего прочего, являются налогоплательщиками, оказались значительными, и легли полностью на плечи как работодателей, работающих в весьма неприбыльной сфере, так и работников, чей вынужденный простой не компенсировался.

В случае с тестированием на наркотики сложность реализации идеи возрастает на порядок:

Во-первых, какая структура будет уполномочена на проведение такой процедуры, и какими средствами в масштабах России она будет располагать для обработки анализов почти миллиона человек, не считая госслужащих и пр. категорий, подпадающих под проверку?

Во-вторых, следует более чем вдумчиво отнестись к регламенту такой проверки, начиная с выбора ее периодичности, и продолжая неизбежными вопросами трактовки результатов анализов. Эта зона ответственности, на поверку, является достаточно коррупциогенной. Если вспомнить, сколько неприглядных историй разворачивалось на фоне недобросовестности сотрудников ГИБДД, вступавших в сговор с медиками при тестировании водителей на алкоголь после тотального запрета на любое количество алкоголя в крови, то такую же ситуацию можно смело примерять и к тестированию на наркотики. Спору нет, количество пьяных за рулем заметно снизилось, но сколько невиновных граждан оказались лишенными прав или подверглись вымогательству? Между тем следы приема, к примеру, некоторых обезболивающих лекарственных средств, в т.ч. назначаемых медиками, сохраняются в крови в течение длительного срока и дают положительные результаты при тесте на наркотики…

В-третьих, если в случае с сотрудниками госслужбы затраты на проведение тестирования несет государство, то за чей счет будет проводиться тестирование работников НСБ? И как проведение такой процедуры будет соотноситься с текущими требованиями лицензирующих органов к периодическому предоставлению работником в обязательном порядке справки из наркодиспансера? Будет ли изменен этот порядок с целью избежать ненужного дублирования действий, или же к ряду многих спорных положений нормативно-правовой базы, отнимающих у работников и предприятий массу времени средств добавится еще одна головная боль?

Иными словами, если для реализации этой благой и очень своевременной инициативы законодателя будет проведена достаточная работа по ее подготовке и учету множества аспектов, то результатом станет новый этап по очищению общества от страшных последствий наркомании. Иначе мы получим новые проблемы, формальный подход, усиление коррупции, а настоящая цель – устранение наркозависимых из всех сфер обеспечения безопасности общества, останется недостигнутой.

Разумным, на наш взгляд, явилась бы первичное внедрение обязательного тестирования для сотрудников государственных структур, где механизмы проверки в масштабах государства были бы отработаны с помощью бюджетных средств, и уже затем транслированы на отрасль негосударственной сферы безопасности. При обязательном общественном контроле над соответствием предлагаемых соответствующих нормативно-правовых актов реальным целям и задачам, поставленных законодателем и обществом. И в этом случае отрасль НСБ, представляющая в подавляющем большинстве людей с государственно-ориентированным мышлением, полностью приветствовала бы это начинание, оказав ему всяческое содействие.

Здесь нелишним будет вспомнить о том, что по инициативе Общероссийского профсоюза НСБ в 2010 году была разработана и проведена масштабная акция для школьников и студентов под названием «Урок «Территория Безопасности», задачей которой было найти новые пути пропаганды здорового образа жизни и активного неприятия подрастающим поколением наркотиков и алкоголя. Результаты этой акции, проведенной при участии ФСКН, оказались столь значительными, что материалы и методики, созданные нашими специалистами, стали составной частью общероссийской программы ФСКН по борьбе с подростковой наркоманией.

Как сказал член Общественной палаты РФ и председатель Общероссийского профсоюза НСБ Дмитрий Галочкин, «именно потому, что у сотрудников негосударственной сферы безопасности - людей, профессией которых стало обеспечение безопасности, распространение наркомании вызывает обоснованную тревогу за будущее нашего общества, наших детей, нашей страны, мы полностью поддерживаем предложение Ирины Яровой о введении тестирования работников ряда профессий на наркопотребление, при обязательном условии продуманного подхода к реализации этой идеи».